Общество в современной философии

Теория стадий экономического роста или теория постиндустриального общества. Представители – Дэниэл Белл, Раймон Арон, Уолт Ростоу, Зигмунд Бжезинский, Олвин Тоффлер, Джон Гэлбрейт, Герберт Маршалл Мак-Люэн. ЭтоΙΙ-я половина ХХ века.

Общественное развитие прошло три этапа: доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный. Доиндустриальный – это аграрное, традиционное общество; сельскохозяйственная сфера и ручной труд доминируют; ремесленные орудия труда. Это период в европейской истории до Нового времени, до промышленных революций. Религия, церковь и армия – основные социальные институты. Индустриальный – эпоха машинного производства, промышленность выходит на 1-й план. В Европе – с Нового времени. Постиндустриальный – эра автоматизированного производства; информационные технологии; рост роли науки, научно-теоретических знаний и информации в производстве и обществе; расширение сферы услуг. Это современное общество. Складывается особый социальный слой – класс профессионалов и технических специалистов. Наука становится непосредственной производительной силой общества. Растёт роль образования и знаний людей.

Кроме того, современное общество обозначают:

Бжезинский – ввёл понятие «технотронного общества», где б о льшую часть общественной жизни начинает занимать непромышленная и неаграрная деятельность (это так называемый «третичный» сектор экономики: сфера потребления и услуг, организации досуга, малого бизнеса, СМИ). Где происходит смена «трудового» общества на «информационное» (на 1-м месте стоит информация, а не живой труд). Важнейшие ресурсы теперь – уже не только технопространство с закреплёнными на нём людьми и производством, веществом и энергией, а, в первую очередь, финансы, интеллект и информация.

Тоффлер – «сверхиндустриальная» (информационная) цивилизация. «Футурошок», по Тоффлеру, - реакция человечества на столкновение с новой сверхиндустриальной ральностью, с ускорением социальных и технологических изменений.

Мак-Люэн– концепция коммуникационной технологии: критерий периодизации итории – смена типов, способов и технологий коммуникационных технологий.

Карл Ясперс (1883-1969) ввёл понятие «осевое время». Смысл философии, по Ясперсу, - создание путей общечеловеческой коммуникации между странами и веками поверх всех границ культурных округов. Возможность этой связи времён обеспечена достижениями «осевого времени» (8-3 вв до н. э.), когда одновременно существовали первые греческие философы и основатели важнейших религиозно-философских традиций Азии. «Осевое время», по Ясперсу, создало на все времена общечеловеческий исток для культур Востока и Запада, поэтому необходимо постоянно обновлять с ним свою связь, подыскивая для старой истины новые «шифры».

Освальд Шпенглер (1880-1936). Его работа – «Закат Европы». Обосновал циклическую модель исторического процесса. История расколота на 8 культур, у каждой из которых свой уникальный «способ переживания жизни». Каждая культура проходит фазы развития – рождение, детство, молодость, зрелость, старость и закат. Но основных фаз – 2: 1). Восхождение культуры (собственно культура). 2). Нисхождение (цивилизация) - окостенение творческих начал культуры, «механическая» жизнь, гибель, распад культуры, омассовление, унификация и глобализация форм и способов человеческого существования в хозяйстве, политике, технике, науке, борьба государств за глобальное господство путём мировых войн. Цивилизация – завершающая стадия развития культуры. Таким образом, Шпенглер предрекал неминуемую гибель западно-европейской цивилизации (в этом фатализм и пессимизм Шпенглера).

Арнольд Тойнби (1889-1975). У него также циклическая модель исторического процесса. Описал систему «вызов – ответ» как черту цивилизаций. Цивилизации – замкнутые культурно-исторические единицы. Динамика цивилизаций – возникновение, рост, надлом, упадок и разложение. Она определяется «законом вызова и ответа», когда каждый шаг вперёд связан с адекватным «ответом» цивилизации на «вызов» исторической ситуации. Адекватный ответ – заслуга «творческого меньшинства», которое властвует сначала силой своего авторитета, а затем превращается в «господствующее меньшинство». Оно, утрачивая творческие способности, всё более опирается на силу оружия и неспособно справиться с новыми проблемами и обстоятельствами (надлом ® окончательная гибель цивилизации). Таким образом, развитие любой цивилизации определяется действиями «вызова – ответа».

Фрэнсис Фукуяма: победа либерально-демократических идей произошла в глобальном масштабе в ХХ в. Его работа – «Конец истории».

Самуэль Хантингтон: исламский и западный миры в ХХI в. будут существовать по сценарию «столкновения цивилизаций». Именно по линиям «разлома» между ними будут происходить конфликты между странами-государствами, а не между капитализмом и социализмом как было в ХХ в. Его работа – «Столкновение цивилизаций».

Неомарксизм – фиолософская школа, считающая глобализацию завершающей стадией развития капитализма.

Хосе Ортега-и-Гассет – соотношение «массы» и «меньшинства» - доминанта развития общества.

Питирим Сорокин (1889-1968) – стратификационная теория общества. Слои (страты) любого общества – низший, средний и высший. Жёсткие границы между ними характерны для доиндустриального общества («пирамидальная стратификация»), прозрачные границы – начиная с индустриального общества («ромбовидная стратификация»).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: