Второе направление (ПОЛЮС) философских исследований

ПЕРВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (ПОЛЮС) ФИЛОСОФСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

Иррационализм –философско-мировоззренческая установка, отрицающая разумное устройство мира, возможность его познания и совершенствования человеком. Мир абсурден и нелогичен ® необъясним. Принижение и даже отрицание роли науки и разума, отрицание законов природы и общества, скептическое отношение к науке.

Артур Шопенгауэр (1788-1860). Его работа – «Мир как воля и представление». Первоначало мира и человека – воля, бессознательные слепые стремления, порывы, инстинкты и импульсы (у Шопенгауэра  волюнтаризм, объективный идеализм) ® он против учения Гегеля и рационализма. Сущность человека – воля. Ввёл термин «пессимизм» –упаднические настроения, отчаяние, безысходность; жизнь – это страдание (перекликается с восточной философией), так как удовлетворённая потребность всегда порождает новую. Черты человеческой жизни – пресыщение, скука, одиночество, растерянность. Мировое зло и человеческие несчастья неискоренимы, они носят космический характер, а политические изменения ничего не меняют и не решают. Поэтому важнейший способ познания – интуиция.

Фридрих Ницше (1844-1900). Центральное понятие – воля к власти. Это иррациональное космическое начало жизни, стремление к превосходству, выделению из толпы, преобладанию, действующее в природе, в животном мире и человеческом обществе. Мир –  это борьба воль, получающих и теряющих власть. Это море энергии, вечное становление без закона, цели и направления. Это хаос, слепая игра сил, возникающая из небытия. Все научные понятия – фикции, иллюзия, так как мир непознаваем. Можно знать только что-либо в целях биологического выживания и укрепления воли к власти. Бесполезно искать «вещи-в-себе», то есть истинный мир, так как не бывает объективных фактов, а есть только интерпретация.   Истина – это биологически полезный вид заблуждения. Весь мир – ложь, это необходимое условие жизни. И жизнь человека, и само мироздание лишены смысла ® человек нуждается в иллюзии и самообмане (это наука и религия) как утешении для слабых, а для сильных – это средство утверждения воли к власти.

Экзистенциализм. Родоначальник – Сёрен Киркегор (1813-1855). Представители – Мартин Хайдеггер (работа «Время и бытие), Альбер Камю, Жан-Поль Сартр, Карл Ясперс. Это «философия существования»; человек – в центре внимания. Существование – это постоянное становление и изменение во времени, процесс (но не в гегелевском смысле). Предмет философии – не сущность, а существование (экзистенция), бытие человека, личности; то есть не общее, а уникальное в человеке. Существует прежде всего единичное, и в нём заключена высшая ценность. Существование (бытие) личности иррационально и парадоксально, это уникальное явление. Мгновения жизни человека, его внутренний мир, человеческие переживания нельзя описать идеей. Наше мышление абстрактно, оно ищет обобщений, а реальное существование, наоборот, всегда конкретно и уникально. Отсюда следует высказывание экзистенциалистов: «Существование предшествует сущности». Его смысл - отдельная, конкретная жизнь человека предшествует, важнее сущности «человека вообще»; свобода человеческого существования предполагает выбор человеком собственной сущности.

Пограничные ситуации = модусы человеческого существования = экзистенциалы: вина, совесть, забота, страх, любовь, свобода воли, одиночество, надежда, решимость, страдание, зло (или столкновение со злом), труд, игра, смерть и бессмертие, фантазия, жертвенность, счастье, раскаяние, сочувствие, равнодушие, отчаяние. Это кризисные ситуации, в которые мы попадаем не каждый день, но это то, что делает человека человеком, является показателем нашего «Я», нашей духовности. В человеческой личности главное – воля, субъективность. Духовность личности, жизнь человека движется импульсами.

Истина – предмет личного чувства, то есть не общезначима. Это характеристика психологического состояния личности.

Альбер Камю. Бунт – утверждение свободы человека, выбирающего собственную сущность ® смысл жизни человека – это бунт против абсурда жизни.

Таким образом, экзистенциалисты отстаивают индивидуализм – приоритет личного начала над общим, общественным. В мире вообще нет законов и причинно-следственных связей. Он развивается спонтанно, стихийно и хаотично.

 

ВТОРОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (ПОЛЮС) ФИЛОСОФСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

Положительное отношение к науке, оптимизм.

Марксизм. Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) + позже В.И. Ленин (1870-1924).Их работы – «Капитал» (Маркс); «Диалектика природы» (Энгельс). Развивали диалектический материализм (диалектика + материализм).

1) Основа (базис) общества – сфера материального производства,  экономика (производительные силы + производственные отношения). Способ производства материальных благ определяет  политические, правовые, социальные и духовные отношения и процессы в обществе ® в обществе 2 основные сферы: базис (экономика) и надстройка (в марксизме – «сферный» подход к пониманию общества). Доминанта (движущая сила) развития общества – экономические отношения (в этом проявляется материализм марксизма). Основной критерий (показатель) исторического развития – развитие производительных сил, экономической сферы общества, техники. 

2) Частная собственность на средства производства – источник всеобщего отчуждения в обществе. Отчуждение – процесс превращения результатов деятельности человека в нечто, не зависящее от него и господствующее над ним.

3) Учение об общественно-экономических формациях. ОЭФ – это тип общества. История – это смена ОЭФ: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая.

4) Трудовая теория происхождения человека (Ф. Энгельс). Человек отличается от животного прежде всего способностью к труду (практикой). В становлении человека и его сознания сыграла главную, определяющую роль орудийная деятельность (труд) в комплексе с развитием общения и языка. Работа Энгельса – «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».

       5) Ленинское определение материи: «Философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

6) Развитие – процесс накопления необратимых качественных изменений (диалектика). Метод, противоположный методу марксизма – метафизический материализм (так как в марксизме диалектика).

7) Познаниеотражение в сознании человека свойств предметов объективной реальности. Тезис Маркса: «Бытие определяет сознание». Образ жизни определяет восприятие человеком мира (материализм марксизма). Критерий (средство проверки) истины – практика. Истина = процесс (диалектика марксизма).

Прагматизм. ХХ век. Развивался в США. Чарлз Сандерс Пирс – основатель. Представители - Уильям Джемс, Джон Дьюи. Истинное знание ведёт к успешному действию, если:

А) Может успешно применяться на практике.

Б) Имеет положительные, то есть полезные последствия для человеческой жизни.

Это прагматическая концепция или трактовка истины. Ценно всё, что ведёт к пользе и успеху, в частности практическая наблюдательность и изобретательность. Истина – программа будущих действий по изменению реальности.

 

ТРЕТЬЕ НАПРАВЛЕНИЕ (ПОЛЮС) ФИЛОСОФСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Находится между 1-м и 2-м полюсами. Новое понимание науки. Продолжают идеи Д. Юма и И. Канта. Агностицизм: средствами человеческого разума раскрыть сущность вещей, законы мира невозможно. Его причинно-следственные связи непостижимы. Знать можно только явления. Отрицается понятие причины, существует только последовательность явлений  ® в науке не может быть объяснения.

Позитивизм. Родоначальник позитивизма, а также социологии как науки – Огюст Конт (1798-1857). ХIХ век - эпоха зарождения позитивизма – индустриализация в Европе, промышленные революции, применение достижений науки в производстве, рост городов. Детерминанта развития общества, согласно позитивизму – идеи. Движущая сила истории и общественного процесса – прогресс знания от религиозного к позитивному (научному). Идеи правят миром. Умственное развитие обусловливает социальное развитие. Прогресс общества = умственный прогресс. История человеческого духа – основа изучения истории человечества и преобразования общества.

Все мировоззренческие проблемы (философские, то есть вопросы о сущности бытия) принципиально неразрешимы. Позитивная философия теперь, таким образом, должна исследовать отношения между специальными науками, которые ограничены разделением труда. Ни одна из специальных наук не может понять связи научных знаний за пределами своих областей ® Предмет философии = предмет науки. А задача позитивной науки – не исследование сущности (причины), а вывод одних явлений из других, то есть описание явлений. Цель такой новой науки – выявление порядка и законов природы и общества, которые = итог отношений между явлениями мира. Истина – это согласие между явлениями.

2-й этап развития позитивизмаконвенционализм. Это ХХ век.Родоначальник –  математик и философ Анри Пуанкаре (1854-1912). Истина – результат соглашений (конвенций) между учёными, условные допущения, принимаемые ими ради удобства и целесообразности, а не для истины. Например, принципы и аксиомы естествознания, геометрии и математики. То есть истина – не отражение объективных связей и отношений действительности, как в материализме ® Пуанкаре разделяет позиции агностицизма. Независимая от человека реальность недоступна ® научное знание всегда условно и релятивно (относительно), а сущность мира непознаваема и постоянно ускользает. Таким образом, у Пуанкаре релятивизм и субъективный идеализм.

3-й этап развития позитивизма неопозитивизм (или логический позитивизм, аналитическая философия). Представители – Бертран Рассел (1872-1970), Людвиг Витгенштейн (1889-1951). Это 20-е годы ХХ в., произошла научная революция, формируется  неклассическая наука (картина мира). В центре внимания философии – анализ языка науки, логики и математики. Были выдвинуты три принципа, лежащие в основе научного познания.

1-й принцип – принцип верификации  (опытной проверяемости научных утверждений). Он требует, чтобы предложения науки всегда соотносились с фактами. А достоверные факты – те, которые не могут нас подвести, на которые можно опереться. Это так называемые «протокольные» утверждения, то есть чувственные восприятия, чувственные данные, то, что имеет чувственное содержание, эмпирически проверяемые и подтверждаемые данные. Согласно принципу верификации, научным может быть утверждение, которое можно свести к таким «протокольным» предложениям. Чтобы верифицировать любое эмпирическое предложение, надо свести его к высказыванию о самом элементарном чувственном восприятии.

Постпозитивизм. Представители – Карл Поппер (1902-1994), Пауль Фейерабенд (1924-1994), Томас Кун (1922-1996), Имре Лакатос. Изучаются проблемы динамики и исторического роста научного знания. Это ΙΙ-я половина ХХ века.

Поппер обосновал 2-й принцип научного познания– принцип фальсификации (опровержимости) научных утверждений. Согласно этому принципу, научной может считаться эмпирическая научная система, имеющая возможность быть опровергнутой. Теорема К. Гёделя о неполноте – в логике и математике – говорит о том же. Таким образом, для любого научного утверждения всегда, то есть принципиально, должна существовать возможность быть опровергнутым опытом.

Фейерабенд обосновал 3-й принцип научного познания – принцип пролиферации (умножения) научных теорий, который определяет рост научного знания. Его основная идея: «В науке все идеи позволительны», или «В науке допустимо всё». Это требование постоянно создавать и умножать число гипотез и теорий ® у Фейерабенда научный плюрализм и методологический анархизм. Это отрицание закона и принудительного порядка в проведении научных исследований. В науке «всё дозволено». Метод науки ≠ какой-нибудь один метод. Научная рациональность не должна быть неизменной и жёсткой. Стремление к единообразию пагубно, а пролиферация благотворна для науки. Любая даже устаревшая или абсурдная, на первый взгляд, идея может улучшить познание мира и нас самих.

Кун (работа «Структура научных революций»): движение и развитие науки = процесс смены так называемых научных парадигм. Парадигма – научная теория, выступающая в качестве образца научного исследования на определённом этапе развития науки. Это каноны, матрицы, стереотипы, правила ведения научной деятельности. Поэтому развитие науки – это чередование периодов так называемой «нормальной науки» и периодов «научной революции» (покой, затишье – скачок). Научная революция – процесс вытеснения строй дисциплинарной матрицы новой парадигмой. Нормальная наука – деятельность научного сообщества в соответствии с определённой парадигмой.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: