Что дает современному человеку идея Ноосферы?

 

Надо сказать, что в концепции Ноосферы с самого начала меня привлекла идея объяснить многое и не использовать унижающий меня образ Бога. Так видимо, устроен человек 21-го столетия, что он преклоняется перед Разумом, т.к. ежечасно видит материальные и духовные проявления разума других людей, живет в мире, созданном творческим гением миллионов ему подобных, живших до него. А если принять идею Бога (и особенно ту картину создания этого мира, которую нарисовало христианство), то разум человека – ноль без палочки!

Идея наличия на планете Ноосферы дает современному человеку такие же по качеству перспективы, что давала раньше религия. Но не ограничивает человека в догматическом пространстве, давая такую же свободу действий, которую дает атеизм.

 

 

-Не так-то легко ее завести.

 

Поэтому в своих построениях я постараюсь вплести коня и трепетную лань в одну телегу. И, надеюсь, не с тем результатом, который подразумевался в пословице.

Современное естествознание до сих пор не нашло для человека подобающего места в структуре мира. Наука о Вселенной – космология – обходится без рассмотрения человека. Но с чисто позитивистской позиции человек – самый таинственный и сбивающий с толку исследователей объект науки. И он никак не вписывается в их примитивные атеистические схемы. Но если мы живем в этом мире и постепенно становимся все более значимой силой в нем, то это далеко не случайно. И если современная наука пока не нашла ему места, то это говорит только о том, что ее построения гроша ломаного не стоят!

Человек вообще был создан Великой Эволюцией как какое-то замечательное и постоянно недовольное существо. Тем самым она как бы гарантировала ему – и себе - стимул к дальнейшему развитию.

Теяр де Шарден в своей книге «Феномен человека» говорит, что человек есть ось и вершина эволюции, что человек есть сложный, развернувшийся «микрокосмос», содержащий в себе весь потенциал космоса. Человек – скачок в эволюции земной жизни, венец беспрестанного эволюционного движения и вместе с тем некое начало направленной эволюции, стремящейся к точке Омега – планетарному сознанию, духовному «яйцу мира».

Он считает, что эволюция – это незавершенный, но целенаправленный процесс. Он рассматривает Вселенную как стремление Господа объединить в неком разумном существе Христа эволюции, Индивидуума и Универсум. Каждая новая ступень эволюции была для Шардена символом надежд, он радовался даже тогда, когда открыли расщепление ядра. Космогенез выдвигает человека в центр Вселенной, нооогенез представляет из себя непрерывную эволюцию человеческого сознания, а гоминизация является этапом на пути превращения хомо сапиенса в истинного человека. Тейьяр вовсе не считал, что человек когда-нибудь станет Богом. Он считал, что разум человека является составной частью процесса эволюции, когда все мироздание и, человек в том числе, станут едины с Божеством.

Из ниоткуда в никуда? Или все-таки…

 

Если после смерти моего тела ничего не останется, если я превращусь в постепенно затухающий образ в воспоминаниях родных и близких, то очень многое не имеет для меня смысла. Зачем мне писать книги, строить дома на века, если для меня как существа, пришедшего из ниоткуда и вынужденного уйти в никуда, все кончается с прекращением деятельности моего тела.

Но, если есть надежда на продолжение моей жизни после смерти, все радикально меняется - у людей, верящих в это, появляется стимул для высокоморального поведения. Мне представляется, что в идее ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОСТИ (жизни после смерти) есть очень много не только привлекательного, но и реального. Ведь нельзя отрицать, что у людей явно присутствует стимул к высокоморальному поведению. Естественно, не у всех, но он есть!

Я применяю здесь термин «трансцендентальность» в том смысле, что цели, которые двигают человека по жизни, не должны быть связаны только с обеспечением его выживания, но должны выходить за пределы его жизни. Если этой трансцендентальности в действиях человека нет, то он очень быстро теряет смысл жизни и приходит к краху всех своих начинаний.

 

Источник сил?

 

В. Франкл говорил, что вера в сверхсмысл своей жизни имеет огромное психотерапевтическое и психогигиеническое значение. Подобно истинной вере, основанной на внутренней силе, такая вера делает человека гораздо более жизнеспособным.

Для такой веры, в конечном счете, нет ничего бессмысленного. Ничто не возникает «напрасно», ни одно действие не остается необъясненным. Ни одна великая мысль не может пропасть, даже если она была «унесена в могилу».

 

-Коронное блюдо шефа – сверху корочка, внутри горячая начинка.

 

Ни одна драма или трагедия внутренней жизни человека никогда не проходила впустую, даже если она разыгрывалась втайне, не отмеченная, не прославленная ни одним романистом.

Я практически на 100 процентов уверен, что моя жизнь имеет трансцендентальное значение, что я не случайно появился на белый свет и что этот мир существует почему-то и зачем-то. Чего и тебе желаю! И для того, чтобы убедить и тебя в этом, я начну с анализа структуры нашего мира – как и зачем он появился? А затем я постараюсь понять – какую роль в этом играет все Человечество. И напоследок – какая роль отведена для каждого человека.

 

Глава вторая, в которой я расскажу о том, какое место Разум занимает во Вселенной

 

Современная физика определила, что Вселенная устроена как бы на грани. Если бы при Большом Взрыве были чуть-чуть другие условия, она не смогла бы расширяться. Можно конечно уповать на счастливую случайность. Но по мне это говорит, что есть серьезные основания предполагать, что эти параметры были ИСКУССТВЕННО подобраны!

Мы, конечно же, можем считать, что это связано только с законами материи и является естественным процессом. Может быть это и так! Но в эту схему не вписывается существование Разума. В настоящее время есть вполне солидные основания считать, что Разум является функцией материи. А, значит, зачем-то он нужен Вселенной. А Разум без цели не может существовать!

Бог не ошибается?

 

Один американский математик, высчитывая вероятность случайного возникновения жизни, привел такой пример. Представь, дорогой мой читатель, что взорвали большую типографию и все шрифты взлетели на километровую высоту. Вероятность того, что при падении эти буквочки сложатся в текст 46 томов Британской энциклопедии равна 10 в степени минус 20 и считается нулевой. Так вот, вероятность случайного возникновения жизни еще ниже. Не имеется и не получено поныне ни одного доказательства происхождения вещества живого из неживого. Американский ученый Л.С.Миллер при помощи многократного пропускания электрических разрядов через смесь углекислого газа и воды получил ряд аминокислот. Но из аминокислот ДНК случайным образом может образоваться с вероятностью 10 в 600000 степени. А вот случайное возникновение разума вообще не поддается никакому измерению. Разум настолько сложная штука, что его такими примитивными способами не измерить.

Таким образом, наличие Разума (а в этом факте, я думаю, никто не сомневается) предполагает, что он не мог появиться случайно. И есть два объяснения его существования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: