Методика формирования элементарных математических представлений и другие науки

 

Теоретическую базу методики формирования эле­ментарных математических представлений у дошкольников состав­ляют не только общие, принципиальные, исходные положения фило­софии, педагогики, психологии, математики и других наук. Как систе­ма педагогических знаний она имеет и свою собственную теорию, и свой источники. К последним относятся:

- научные исследования и публикации, в которых отражены основные результаты научных поисков (статьи, монографии, сборни­ки научных трудов и т. д.);

- программно-инструктивные документы (Типовая программа «От рождения до школы», методические указания и т. д.);

- методическая литература (парциальные программы по ФЭМП, статьи в специализированных жур­налах, например в «Дошкольном воспитании», пособия для воспи­тателей детского сада и родителей, сборники игр и упражнений, методические рекомендации и т. д.);

- передовой коллективный и индивидуальный педагогическийопыт по формированию элементарных математических представлений у детей в детском саду и семье, опыт и идеи педагогов-новаторов.

Методика формирования элементарных математических пред­ставлений у дошкольников постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового пе­дагогического опыта.

Методика формирования элементарных математических пред­ставлений у детей в детском саду связана со многими науками, и прежде всего с теми, предметом изучения которых являются раз­ные стороны личности и деятельности ребенка-дошкольника, процесс его воспитания и обучения.

Наиболее тесная связь существует у нее с дошкольной педаго­гикой, наукой о воспитании детей. Методика фор­мирования элементарных математических представлений опирается на разрабатываемые дошкольной педагогикой и дидактикой задачи обучения и умственного воспитания подрастающего поколения: принципы, условия, пути, содержание, средства, методы, формы ор­ганизации и т. д. Связь эта по своему характеру взаимная: иссле­дование и разработка проблем формирования элементарных мате­матических представлений у детей в свою очередь совершенст­вует педагогическую теорию, обогащая ее новым фактическим ма­териалом.

Многосторонние контакты существуют между частными методи­ками, изучающими конкретные закономерности процесса воспитания и обучения маленьких детей: методикой формирования элементарных математических представлений, развития речи, теорией и методикой физического воспитания и др.

Подготовка детей к усвоению математики в школе не может осуществляться успешно без связи с методикой начального обучения математике и теми аспектами самой математики, которые являются теоретической основой обучения дошкольников и младших школь­ников. Опора на эти науки позволяет, во-первых, определить объем н содержание знаний, которые должны быть освоены детьми в дет­ском саду и служить фундаментом математического образования; во-вторых, использовать методы и средства обучения, в полной мере отвечающие возрастным особенностям дошкольников, требованиям принципа преемственности.

Реформой общеобразовательной и профессиональной школы по­ставлена задача повышения качества обучения всем общеобразова­тельным предметам, в том числе и математике. Общеизвестно, что при усвоении математических знаний у многих учащихся возникают серьезные затруднения, причиной которых, как правило, бывает недостаточная математическая подготовка в дошкольном возрасте.

Совершенствование содержания и методов обучения математике в школе предполагает новое отношение к подготовке детей в период, непосредственно предшествующий школьному обучению. В насто­ящее время уже внесены существенные изменения в программу развития математических представлений у дошкольников (увеличе­ние объема устного счета, счет групп предметов, обучение измере­нию отдельных величин, расширение геометрических знаний и др.);" найдены и апробированы более эффективные методы и средства обу­чения (моделирование, проблемные задачи и ситуации, развивающие и обучающие игры и т. д.).

Связь с методикой обучения математике в начальной школе позволяет верно определить основные пути даль­нейшего совершенствования методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников.

Обучение должно строиться с учетом закономерностей развития познавательной деятельности, личности ребенка, что является пред­метом изучения психологических наук. Восприятие, представление, мышление, речь не только функционируют, но и интенсивно развива­ются в процессе обучения.

Психологические особенности и закономерности восприятия ре­бенком множества предметов, числа, пространства, времени служат основой при разработке методики формирования элементарных ма­тематических представлений. Психология определяет возрастные возможности детей в усвоении знаний и навыков, которые не яв­ляются чем-то застывшим и меняются в зависимости от типа обу­чения. Современные психологические исследования показывают, что способности дошкольников в овладении математическими представле­ниями велики и до конца еще не раскрыты, полностью не изу­чены.

Рациональное построение процесса обучения связано с созданием оптимальных условий на основе анатомо-физиологических особен­ностей маленьких детей. Закономерности протекания физиологичес­ких процессов у дошкольников служат основой для определенияместа и длительности занятий по формированию элементарных мате­матических представлений для каждой возрастной группы детского сада, обусловливают саму их структуру, сочетание и чередование раз­личных методов и средств обучения, разных по характеру видов деятельности (включение физкультминуток, дозирование учебно-по­знавательных задач и т. д.).

Методика формирования элементарных математических представ­лений относительно молодая научная педагогическая дисциплина, однако она имеет давние истоки. Исторический экскурс показыва­ет, как постепенно изменялись концепции первоначального обу­чения математике в зависимости от запросов жизни и уровня раз­вития самой математической науки, дает возможность критически оценить богатое наследие, избежать многих ошибок, учесть поло­жительный опыт прошлого, а также результаты новейших иссле­дований. В марксистско-ленинской теории она находит прочную ме­тодологическую основу, которая обеспечивает всестороннее и глубо­кое рассмотрение явления в его развитии, соблюдение принципа объ­ективности, конкретности, единства теории и практики.

Связь с различными науками создает теоретическую базу мето­дики формирования математических представлений у детей в детском саду.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: