Принципы психолого-педагогической диагностики

          1) комплексный подход к диагностике – это означает всестороннее обследование и оценка особенностей развития ребенка, охватывающее познавательную деятельность, поведение, эмоции, состояние зрения, слуха, двигательной сферы, неврологический статус, соматическое состояние;

          2) целостное и системное изучение ребенка – это предполагает обнаружение не просто отдельных проявлений нарушений психического развития, но и связей между ними, определение причин, и установление иерархии обнаруженных нарушений или отклонений в развитии;

          3) динамическое изучение ребенка – принцип динамического изучения опирается на концепцию Л.С. Выготского о двух уровнях умственного развития ребенка – актуальным и потенциальном, т.е. зоне «ближайшего развития». Это возможно определить в процессе сотрудничества ребенка со взрослым при усвоении ребенком новых способов действия;

          4) учет возрастных особенностей развития – это значит необходимо ориентироваться при изучении ребенка на возрастную периодизацию. В отечественной психологии признана определенная последовательность стадий развитии, которые не могут опережать друг друга;

          5) качественный анализ результатов диагностики – его содержание определяют параметры: – отношение ребенка к заданиям; – способы ориентировки в условиях задания; – характер его ошибок;13 – отношение к результату своей деятельности. При этом необходимо определить уровень психического развития ребенка и его личностные особенности. Качественный анализ не противопоставляется учету количественных данных, и они выступают во взаимосвязи

                  Методические требования к речи взрослых, осуществляющих коррекционно-развивающую работу:

· речь должна быть абсолютно правильной, литературной;

· по форме и по тону речь должна быть всегда безупречно вежливой;

· структуру речи следует согласовывать с возрастом детей: чем меньше ребёнок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращённой к нему речи;

· содержание речи должно строго соответствовать развитию, запасу представлений и интересам детей, опираться на их опыт;

· речь взрослых должна соответствовать таким категориям, как точность, ясность, простота, эмоциональная выразительность, образность, размеренность темпа и достаточная (но не чрезмерная) громкость;

          Одно из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия – искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребёнку и постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднений. Дети в большинстве своём имеют сверх-ранимую нервную систему и чувствительны не только к содержанию, но и форме, интонационному оформлению обращённой к ним речи.

          Профилактика девиантного поведения детей и подростков. Деятельность должна касаться детей всех возрастных групп и включать участие и родителей, и педагогических работников:

· Беседы и лекции. В доверительной форме стоит рассказывать ребятам о способах решения различных проблем, важно приводить примеры. Также беседы должны быть направлены на пропаганду здорового образа жизни, воспитывать отвращение к алкоголю и наркотикам;

· Организация досуга. Нужно научить ребят занимать свое свободное время интересными и полезными занятиями. Стоит организовывать для них походы, посещения культурных мероприятий;

· Психологические тренинги. Они могут помочь наладить взаимоотношения в коллективе, научить ребенка расставлять приоритеты и справляться с проблемами;

· Образовательные программы. Позволят сформировать у ребят правильное отношение к здоровому образу жизни, обеспечат профилактику сексуальных отклонений;

          Профилактические действия. Главной проблемой дошкольника является отсутствие умения контролировать своё поведение, пользоваться поддержкой окружающего коллектива. Чтобы устранить эти искаженные реакции, необходимо принимать следующие меры воздействия:

· сформировать у ребёнка интерес к общению со сверстниками и взрослыми;

· закреплять освоенные навыки общения с окружающими, имеющиеся знания о культуре поведения;

· выработать навык правильного общественного поведения;

· обучить малыша правильной оценке своей личности, контролю за эмоциональным состоянием;

· развивать умение применять различные формы взаимодействия при общении с детьми;

          Коррекционные методы исправления поведения у детей (виды деятельности): подвижная игра; инсценировка «сложно разрешимой ситуации»; словесные игры с движениями; танцы и исполнение песен; чтение художественной литературы.

          Кроме подвижных игр и различных занятий, корректирующих девиантное поведение, необходимо разработать для малыша правильный режим дня и рацион питания, осуществлять контроль просмотра телевизионных передач и кинофильмов.

          Методы. Психолого-педагогическое наблюдение; психологическая диагностика; беседа; анкетирование; рисуночные методики «Несуществующее животное», «Кактус», «Рисунок семьи»; «Лист наблюдения за агрессивными детьми»; анкета для родителей «Агрессивен ли ваш ребенок?», «Сказкотерапия»;

          Решение проблемы девиантного поведения дошкольников всегда должно начинаться с выявления причин. Правильно выявленные причины будут способствовать грамотно выстроенной и эффективной профилактической работе.

          Родителям следует проявлять терпение и понимание, тренировать самоконтроль.

          Важно, чтобы работа велась систематически, а мероприятия были интересны для детей.

          Понятие инклюзивного образования

          Инклюзия – это включение, добавление, приспособление, то есть:

- вовлечение в образовательный процесс каждого ребенка с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям;

- удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей личности, обеспечение условий ее сопровождения.

          Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.

Принципы инклюзивного образования:

· Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

· Каждый человек способен чувствовать и думать;

· Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

· Все люди нуждаются друг в друге;

· Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

· Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

· Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

· Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: