Методы физического воспитания

Методы, как категории теории систем, выступают в значении способа преобразование средств в цели. В этом их значении, метод можно рассматривать только по отношению, во-первых, к решению конкретно поставленных задач, во-вторых, только исходя из характера направленности процесса деятельности, и, в-третьих, исходя из заданного организационного принципа.

Так, изменение структуры тренировочных занятий, различается: по направленности воздействий,по характеру нагрузок, попространственно - временному регулированию (коррекция) моторных реакций, по сравнение с моделью и т.д.В широком значении методпонимается как система регулятивных принципов, то есть в самом широком значении данного термина может обладать тремя разными свойствами: оптимальностью, адекватностью, фрактальностью.Так, например, для решения задач развития новых качеств, формирования новых навыков – метод обязан иметь свойства адекватности. Управление в целом, как система методов, должно обладать свойством оптимальности. Метод, применяемый на этапе восстановления (удержания достигнутых параметров), должен обладать свойством фрактальности.Методы физического воспитания также разделяются на классы в зависимости от задач и процесса ими обслуживаемого: обучению поведению;развитию качеств; планирование нагрузки.

Методы обучения. Под влиянием обучения увеличивается вероятность неверных альтернатив, цель процесса обучения – преобразование вектора вероятностей.Указанные преобразования описываются линейными матричными операторами, зависящими от предшествующих событий.

Целостное двигательное действие центральное понятие «Теории деятельности», в которой человеческая деятельность понимается не иначе, как в форме последовательно осуществляемых действий или цели действий. За этимследует последовательность реализуемых целей. Следовательно, деятельность и действие представляет собой подлинные и не совпадающие друг с другом реальности, доступные научному анализу. Поэтому основными способами обучения являются технологии включающие «расчленение» целостного двигательного действия на три формы повторения действия: - по параметру пространственной адекватности;- по параметру «временной» адекватности (длительности упражнения); - по параметру адекватности мощности усилий необходимых для воспроизводства данного упражнения.Методы, применяемые для решения отдельных тренировочных задач, включают и метод формирования целостного двигательного действия.

Поскольку формирование целостного двигательного действия является центральной, основной задачей, как физической культуры в целом, так и спортивной подготовки, в частности. Их (задач) отличия, по отношению к разным уровням «системы физического воспитания», заключаются в том, что в спортивной деятельности происходит процесс поиска и конструирования новых форм (вариаций) реализации двигательных задач, которые затем и переносятся в систему физической культуры (В.В.Гожин, 1998). Вследствие сложности и длительности процесса формирования целостного двигательного действия, в качестве дидактического средства, российскими учеными был разработан метод расчлененного формирования двигательного действия, по одному из управленческих параметров(К.Ю.Данилов, 1983, В.В.Бойко, 1987).В соответствие с данной концепцией, процесс формирования целостного двигательного действия расчленяется на три составляющих этапа: формирование по пространственному, временному и энергетическому параметрам. В этом случае, двигательные задания (в форме определенных упражнений) в процессе целенаправленной тренировки повторяются до момента формирования двигательного стереотипа, или функционального внутреннего механизма, обеспечивающего адекватное воспроизводство заданного (целевого) действия, являющегося элементом в структуре спортивной деятельности. Собственно говоря, в практике спортивной подготовки, на эмпирическом уровне данный способ применяется издревле.

Так, в работе классика спортивной педагогики Д.Д. Донского (1968)дается структура нескольких типов упражнений, обеспечивающих формирование целостного двигательного действия.Д.Д. Донской подразделяет физические упражнения на«подготовительные», «подводящие», «имитационные», «настроечные» и т.д.Обосновывая данный подход,Донской пишет: - «По-видимому, имеет смысл расчленятьцелое на части, иначе говоря, брать вычлененную часть отдельной, самостоятельной, что бы это ни было: выполняемая самостоятельно, отдельная часть приема, или упражнение, весьма сходное с этой отдельной частью» [с.93].И можно в составе целого выделить часть, не порывая элемент в составе целого. Так, можно, работая над какой-то частью целого упражнения, выполняя при этом все упражнение в целом, обращать внимание только на эту часть, контролировать только её, направлять волевое усилие только на её выполнение. Тогда эта часть совершенствуется как элемент системы. Это и есть «отработка» элемента системы» [там же, с.96].Заслугой К.И. Данилова, В.В. Бойко заключается в том, что они, описав, классифицировав и теоретически обосновав данный способ, придали ему статут научной закономерности. В целом, соглашаясь с авторами, необходимо отметить некоторые принципиальные моменты:

-во-первых, упрощая понимание процесса формирования целостного двигательного действия, вводя представление о параметрической структуре упражнения, необходимо предложить и методику фиксации и оценки, основанную на количественном отражении данного явления.Этого у авторов нет, во-вторых, перенос данного подхода в редакции, предложенной авторами, на уровень обучения, формирования основ спортивной деятельности затруднителен, так как коррекция тренировочного процесса, одновременно по двум параметрам неэффективна.Центральным понятием данной концепции является классификация физических упражнений и структура их реализации, обеспечивающие формирование заданного качества двигательного проявления с наименьшими временными затратами, что привело к определенному повышению эффективности педагогического (тренировочного) процесса. Не секрет, что, например, в сложно-координационных видах спорта, как борьба, гимнастика и т.д. формирование «технического приема», или сложного по структуре и координации целостного двигательного действия, временной лаг от начала формирования до уровня образования устойчивой рефлекторной связи достигаеттрех лет и более. Использование способа формирования по одиночному параметру может значительно сократить время некоторых этапов подготовки спортсменов. Это обосновываетсянаучными закономерностями, в том числе, ивозможностью использоватьодновременно различные структуры головного мозга.Так, если к традиционному способу обучения, основанному на воспроизводстве двигательного действия, – принцип «делай как я», благодаря зрительным анализаторам (правая половина мозга) и памяти, добавить четко логически расчлененное и структурированное по элементам и времени, то же двигательное действие (левое полушарие мозга), эффективность усвоения двигательных проявлений заметно возрастает.

- Методы развития качеств. Бесспорно, двигательные качества человека проявляются в тех или иных характеристиках (параметрах) движения, определяя максимальные величины этих параметров. Однако различия между указанными величинами, естественно количественные, а не качественные.В теории физического воспитания различают воспитание таких качеств как быстрота, ловкость, выносливость, гибкость.Хотя с позиций современных научных разработок, данная терминология неадекватно отражает структуру психофизиологических процессов организма человека, обеспечивающих формирования данного качества. В практике физического воспитания молодежи применяются следующие тесты, получившие наиболее высокую экспертную оценку по аутентичности следующих качеств:

- ловкость – бег зигзагами, перескакивание препятствий, прыжок с поворотом;

- координация – зрения (рук), зрения (ног) – глазодвигательная координация. Метание мяча: ловля мяча отскочившего от стенки, удары ногой по мячу;

- скорость – бег (челночный с преодолением препятствий);

- прыгучесть – прыжок вверх и в длину с места, в высоту с разбега;

- координация плечевого пояса – бросок мяча по кольцу;

- сила – отжимание в упоре;

- равновесие – стойка на носках.

При этом физическое развитие определяется, главным образом, по величине тотальных размеров тела (вес, рост, обхват груди), данных кистевой динамометрии и спирометрии; общая двигательная подготовленность определяется по степени развития скоростно-силовых качеств, быстроты, силовой выносливости, гибкости и равновесия.

Методы планирования нагрузки. К ним, прежде всего, относятся все двигательные и функциональные тесты, обеспечивающие возможности оценки переносимости организмом человека физических нагрузок разного объема, направленности, интенсивности, сложности. Поскольку методов данного класса достаточно много, и нет возможности их всех перечислять, сформулируем общие принципы построения нормативных требований в физическом воспитании, которые и являются результатом обобщения результатов полученных данными методами. В основу разработки нормативных требований учебных программ по физическому воспитанию для разных типов учебных заведений положены следующие общие принципы:

- принцип «должных величин» заключается в разработке таких нормативных требований, которые позволяют успешно справляться с задачами повседневной жизни;

- принцип «цикличности» норм. Нормы должны быть динамичны, учитывать возможности их пересмотра в зависимости от физических возможностей людей разных поколений, условий жизни, состояния технической оснащенности мест проведения занятий, уровнем обеспеченности научно-методическими материалами;

- принцип «реального учета подготовленности (доступности) контингента обследуемых»;

- принцип «единых шкал» в построении нормативных требований. Недопустимо применять различные шкалы (пропорциональные, прогрессивные) при программировании нормативов, учебных ЕВСК.Этозатрудняет разработку норм на единой основе и ухудшает преемственность между ними;

- принцип «учета индивидуальных особенностей физического развития». Результаты часто зависят от размеров тела. Рост человека тесно связан с его весом, эти параметры имеют прямую зависимость с метанием гранаты и обратную с подтягиванием. Более высокие люди имеют преимущество в прыжкахв высоту, в подтягиваниях имеют преимущества дети с небольшой массой тела. Показано, что влияние показателей физического развития на результативность достигает порой до 60%.Построение нормативных требований на единой методологической основе позволяет:

- улучшить преемственность различных учебных заведений;

- повысить научную обоснованность нормативного содержания программ;

- четче отразить задачи каждого звена системы физического воспитания;

- приблизить нормативное содержание программ к реалиям профессиональной, военной, спортивной и оздоровительной деятельности.

Формы проведения процесса физического воспитания

Основная форма процессафизического воспитания – тренировка.

Тренировка,традиционное определение: – частный случай воспитания направленный на приобретение необходимых качеств: психофизиологических, двигательных, операционно-технических обеспечивающих целенаправленную и социально-полезную деятельность, В.М. Зациорский. Но воспитание, есть процесс управляемого воздействия на организм человека, обеспечивающий достижения, формирования определенных и заданных свойств, качеств направленных на решения практических задач деятельности.Наиболее образно (адекватно) понимание сути тренировочной деятельности можно представить исходя из цели и задач, решаемых благодаря тренировочному воздействию. Рассмотрим несколько определений цели тренировочного процесса. В.М. Зациорский так определяет эти цели - «Управление в спортивной тренировке, цель такого управления – стойкое улучшение физического состояния человека, в частности, повышение его работоспособности», [с.8].

В работе «Современная система спортивной подготовки»,Ф.П.Суслов, В.Л.Сыч, Б.Н.Шустин(1995), дается следующая трактовка цели тренировочного процесса: - «Целью спортивной тренировки является достижение максимально возможного для данного спортсмена уровня подготовленности, обусловленного спецификой вида спорта» [с.80].

На наш взгляд, характеристика уровня подготовленности может применяться только по отношению к предметной деятельности, в целом, которая, как известно, состоит из различных структур обеспечивающих функционирование различных процессов, составляющих организованную целостность. Поэтому, данное определение цели тренировочного процесса, может, в лучшем случае, являться локальной задачей, седьмого или десятого порядка «дерева цели», в структуре тренировочного процесса.Следовательно, в такой интерпретации, оно не только не способствует правильному пониманию задач организации управления спортсменом, но и запутывает суть тренировки, как элемента системы управления подготовкой спортсмена. В.М.Зациорскийпишет: - «Сложность управления в физическом воспитании заключается в том, что мы не можем непосредственно управлять кумулятивным тренировочным эффектом. Например, мы не в состоянии каким-либо прямым способом повысить у человека силу или выносливость. Подобное управление возможно только опосредованно. Фактически мы управляем лишь действиями, поведением спортсмена. В зависимости от вида действий вызывается тот или иной срочный тренировочный эффект, и лишь сочетание большого числа срочных эффектов приводит к желаемому результату» [там же, с.9]. И предлагает представить данный процесс в виде следующей схемы: поведение --- срочный тренировочный эффект ----- кумулятивный эффект.В целом, соглашаясь с изложенным пониманием тренировки, как механизма обеспечивающего перевод состояния организма занимающегося на иной уровень состояния, обеспечивающий решение двигательных задач в составе соревновательной деятельности, тем, не менее, попытаемся внести некоторые уточнения. В данном случае, возникает некоторая несогласованность, между общим представлением о деятельности и термином поведение, в какой-то мере отражающим отдельный фрагмент этой деятельности. То есть, налицо нет четкого представления, что же отражает термин поведение.Первым, кто использовал термин поведение для анализа механизма управления, как известно, был Н.Винер (1949) в работе «Кибернетика или управление и связь в животном и машине». По аналогии с его представлениями, можно определить поведение человека, в том числе и в спортивной деятельности как выбор, конструирования осознанного способа развертывания по структуре и алгоритму операционного состава двигательных действий направленных на решения конкретных задач спортивной деятельности. В этом его понимании термин поведение, наиболее точно объясняет роль и значения этого элемента в структуре деятельности. В этом его значении поведение обеспечивает оптимизацию преобразования процесса деятельности при решении отдельных тактических или стратегических задач деятельности человека (спортсмена).

Однако характеристика и оценка поведения спортсмена существенно отличается от других элементов процесса деятельности. Так если отдельные двигательные проявления, отраженные понятием «двигательное действие», можно и нужно оценивать (характеризовать) посредством таких параметров, как скорость, точность, мощность и т.д. То поведение оценивается только эффективностью результата деятельности, в целом или на отдельном этапе процесса. В этом понимании значения управленческих терминов и понятий схема, приведенная В.М.Зациорским, не отражает реальную связь между характеристикой поведения и механизмами адаптации организма спортсмена, описанные им посредством понятий «срочного» и «кумулятивного» тренировочного эффекта. Приведем системное определение механизматренировочного процесса:- любое проявление двигательной активности, имитирующее отдельные элементы, операционный их состав или структуры операционных наборов, какой-либо предметной деятельности, направленной на формирование качеств обеспечивающих воспроизводство (повторения) элементов, составляющих данную деятельность.

Воспроизводство: а) отдельных двигательных действий; б) операционного «частного» состава двигательных действий; в) конкретной деятельности в целом. Воспроизводство операционного состава: а) воспроизводство структуры целостного двигательного действия;б) характера (уровня) проявления двигательных качеств, обеспечивающих пространственное, временное, мощностное (энергетическое) соответствие.

В таком случае,целевой функцией тренировочного процесса будет являтьсяперевод организма спортсмена на уровень обеспечивающий выполнение (воспроизводства, повторения) всего объема элементов составляющих данную конкретную деятельность. А вот задачи тренировочного процесса и должны быть направлены на изменения механизмов адаптации обеспечивающих выполнения отдельных его составляющих элементов, структур, процессов. Цель тренировочного процесса, в самом высшем значении, - сформировать потенциал, обеспечивающий возможность адаптироваться в определенной среде и реализовать себя в какой либо предметной деятельности. Таким образом, основные задачи тренировочного процесса могут быть представлены в виде пяти уровней структуры «дерева целей». Сформулируем эти задачи, в рамках каждого из уровней обеспечиваемых формирования необходимых и достаточных качеств, для реализации любой деятельности, по отношению к которой осуществляется тренировочный процесс.

Первый уровень формирования необходимых качеств обучающегося, обозначим как вхождение в среду деятельности. Задачи, которые решаются на данном уровне следующие:

1/ формирование механизма адаптации, обеспечивающего уровень равновесного (гомеостазиса) состояния организма со средой обитания, деятельности;

2/ формирования механизма адаптации, обеспечивающего преобразования окружающей (естественной или искусственной) среды в средство собственного развития;

3/ формирование механизма опережающего (прогнозного) отражения и развертывания адекватного, по структуре, направленности, мощности действия.

Природа едина в проявлении существующих в мире законов, независимо от того, знаем ли мы о них или нет. Открытый в физическом воспитании универсальный характер процесса физической подготовки, состоящий из трех этапов: развития, удержания (стабилизации) и восстановления является универсальной закономерностью приспособительных реакций организма на любой вид нагрузки. Это явление в научной литературе получило название адаптация.Этим термином, пишет Ю.В.Верхошанский(1985), обозначают все виды приспособительной деятельности протекающей на клеточном, органном, системном и организменном уровнях человека, соизмеримойпо продолжительности с существованием ряда поколений, жизнью индивида или её отдельным периодом./ Ф.З.Меерсон, 1973, Г.И.Царегородцев, 1975,А.Г.Кузнецов, 1979, В.Л.Казначеев, 1980 и др./Следовательно, в спорте ли, в производстве ли, организм человека последовательно на разных этапах деятельности приспосабливается, адаптируется к производству (шире к любой деятельности) и в зависимости от биологических резервов и внешних факторов может или стабилизироваться на определенном уровне психофизиологической готовности. Или, подняв этот уровень, выбрать новую форму деятельности (новый уровень её реализации) или деградировать. Принцип равновесия организма с внешней средой, хотя и является универсальным, но для человеческой деятельности имеет весьма сложные проявления, так как взаимосвязь со средой проявляется на различных организационных уровнях.Вследствие того, что не все многообразные факторы окружающей среды имеютодинаковое значение для организма, то адаптационные механизмы формируются только соответственно к тем факторам, которые обладают достаточной значимостью для самосохранения и развития организма,Г.А.Казакевич, К.И.Колесов, В.П.Петленко(1969). Благодаря воздействию тренировочных нагрузок, происходит стойкое улучшение физического состояния тренирующегося, повышение спортивной работоспособности тренирующегося.

Или, говоря языком системных понятий, перевод состояние организма, на уровень необходимый и достаточный, для выживания и развития в заданных условиях (среды, работы, деятельности).

Второй уровень формирования качеств обучающегосяможет быть обозначен как усвоение необходимого набора двигательный действий, обеспечивающих решение конкретных целей спортивной деятельности.По отношению к данному уровню решения задач формирования целостных двигательных действий, регуляция процесса их воспроизводства у занимающегося может быть ограничена лишь двумя управляющими параметрами – пространственным и временным. «Мощностной» или энергетический может быть применен на этапе процесса подготовки.

Формирование целостного двигательного действия может быть достигнуто лишь в итоге суммирования следов многих тренировочных занятий, понимаемый, как кумулятивный тренировочный эффект. Изменения же наступающие в организме под влиянием одного тренировочного занятия называются срочным тренировочным эффектом.

Третий уровень формирования качеств обучающегося может быть обозначен, как процесс формирования операционного набора двигательных действий, обеспечивающих решение отдельных тактических задач деятельности. Собственно говоря, операционный состав двигательных действий, применительно к решению отдельных задач деятельности, с позиции теорий управления, обозначается термином «поведение». «Поведение», как термин, характеризующий способ решения конкретных задач соревновательной деятельности отличается от термина «операционный состав двигательных действий, тем, что эти действия разворачиваются, в границах четкоопределенных структур – пространственных, временных, энергетических.

Одна из задач данного уровня – управление движениями на основе формирования структур операционного состава двигательных действий, характеризующихся адекватностью воспроизводства по трем параметрам, регулирующим процесс преобразования средств в цели: пространственному, временному, мощностному.

Формирование самой технологии адаптации в различных системах деятельностипутем изменения способа поведения.

Научится управлять (собственными) движениями при осуществлении определенных видов и форм деятельности;

Четвертый уровень формирования качеств тренирующегося.

Может быть обозначен как формирование инвариантных структур поведения, на базе операционного состава двигательных действий,с учетом индивидуальных особенностей организма тренирующихся. Поведение спортсмена, с учетом его индивидуальности, всегда отличается манерой, стилевыми особенностями.

Пятый уровень формирования качеств тренирующегося может быть обозначен, как усвоение стратегии развертывания соревновательной деятельности. Данный уровень тренировочных задач, может реализовываться только с учетом более широкого понятия, - процесса подготовки спортсмена.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: