Средства, используемые в тренировочном процессе

«Средство», как понятие теории систем, - представляет собой различные элементы естественной и искусственной среды, но организованные (структурированные) таким образом, что деятельностный (тренировочный) процесс, осуществляясь в рамках и при использовании данных средств, формирует в носителе тренировочного процесса (спортсмене) целесообразные и необходимые структуры в органах обеспечивающих двигательные проявления и т.д. Как стальная мерная полоска, после прохождения различных, но строго заданных, процедур – раскатки, нагревания, отпуска, закалки и т.д., приобретает свойство «дамасской стали», или оружия высочайшей пробы. Так и тренирующийся спортсмен, осуществляя процесс подготовки с использованием структурированных, дозированных и направленных средств, превращается в мастера спорта.

В рамках данной теории, человек одновременно проявляет себя в трех проекциях: - как средство, как метод, как субъект. В данном случае (описание тренировочного процесса), мы рассматривает человека, преимущественно как средство или предмет педагогического, тренировочного воздействия.

Значение и влияние различных средств в составе структуры тренировочного процесса

Социально-культурные: целостный образ двигательных проявлений, модели и характеры поведения чемпионов и т.д. Информационные: концепции, теории, технологии, методики, модели, нормативы и т.д.Технические: физические упражнения, воспроизводимые в различном режиме (объеме, интенсивности, мощности, в том числе и с использованием различных вспомогательных средств, тренажеров, отягощений и т.д.; организационные: изменение среды, в которой происходит тренировочный процесс.

Средства физической культуры в структуре тренировочного процесса.

/Средства, в самом общем виде, представляют материальную, т.е. ресурсную основу процесса реализации цели. В обществе существуют четыре класса средств-ресурсов: социальные, экономические, технические и организационные, хотя в практике управления они дробятся на более частные виды, входящие в тот или иной класс/.

В системе организации и управления тренировочным процессом можно условно выделить следующие основные виды средств:

- социально-культурные;- информационные;- технические;
- организационные;- экономические.

В спортивной педагогике основным средством общепризнанно считается «физическое упражнение» (класс социальных средств).

Физическое упражнение представляют собой двигательные действия человека, выполняемые так, как это необходимо для реализации задач физического воспитания(Л.П.Матвеев, 1976).

К информационным средствам в тренировочном процессе можно отнести: различные формы моделей, отражающих структуру и функциональные параметры, достичь, которых предстоит занимающимся; закономерности обеспечивающие развитие, формирование должных качеств, умений, навыков, двигательных стереотипов и т.д.

К техническим средствам в тренировочном процессе можно отнести:средства измерения и фиксации, двигательных проявлений, реакций разнообразных физиологических и др. подсистем организма и т.д.. К ним относятся также тренажеры, технические устройства, обеспечивающие тренирующее (управляющее) воздействие на занимающегося и т.д.

Как же проявляются средства физической культуры, физического воспитания по отношению к задачам воспитания, в разных его формах (обучение, тренировка, подготовка)?Попытаемся разобраться в этом вопросе. Так, иногда по отношению к задачам воспитания употребляют выражение: - «формирования личности специалиста, спортсмена» и т.д. Более того, в управленческой педагогической практике употребляются такие формулировки, как «профильная школа» и т.д. Но как мы знаем из научной литературы, понятие профиль обозначает, прежде всего, пространственную конфигурацию, характеризующую внешний параметр процесса изготовления, какого-либо продукта. Так жидкий металл в процессе переработки: розлива, штамповки, шлифовки и т.д., приобретает структурированную форму полуфабриката. При этом различные формы, штампы и другие обрабатывающие инструменты-методы служат средствами формирования металла в нужный профиль. По аналогии,в процессе физического воспитания структура средств обеспечивает, при условии соблюдения определенной технологии, формирование физических качеств, стереотипов двигательных действий (навыков), набора операционных двигательных действий призванных обеспечивать решение задач определенной деятельности. Но в отличие от промышленной технологии человек саморазвивающаяся, самообучающая система, и поэтому педагог не может стремиться к формированию жестко заданной конструкции (развития, структурной организации организма занимающегося).

В педагогическом процессе такими реперными точками (профильными) на разных стадиях формирования личности являются:

- «роль», характеризуемая параметрами поведения индивида;

- «модель специалиста», характеризуемая такими педагогическими параметрами, как набор двигательных энграмм поведения обеспечивающих адекватные приспособительные реакции, в том или ином виде предметной деятельности;

-параметры двигательных возможностей, описанные посредством значения физических качеств индивиды (силы, выносливости, ловкости и т.д.);

-параметры функциональных возможностей индивида, характеризующие качество выполнения отдельных специфических видов и форм человеческой деятельности. Например, точности (меткости) стрельбы,пробег определенной дистанции, полет по сложной траектории с изменением пространственного положения тела (гимнаст, фигурист и т.д.). К ним относятся такжепараметры, характеризующие временной интервал восстановления после нагрузки (показатели здоровья человека).Следовательно, для каждого из этапов процесса формирования «профильной» личности должны быть использованы определенные и точно соответствующие педагогическим задачам средства.

Повтор на стр. 409 Рассмотрим примерный перечень средств, обеспечивающихрешение перечисленных выше этапов и характеризующих их функциональных задач.

- 1/ Выбор, принятие и усвоение социальной роли обучающимися.

Средства: образ («героя» или усредненное представление о типе личности);социальный статус отражаемой ролью деятельности; организации, в рамках которых реализуется «герой»; отдельные свойства проявления его деятельности. Так, например, образ казака, царского периода, в произведениях российских писателей (Куприн И., Толстой Л.Н. и т.д.), прежде всего, воспроизводился через описания свойств деятельности, характеристики выполнения отдельных двигательных операций. У Куприна это описание уникальной способности (тренируемой) казаков владеть шашкой: сложным кистевым ударом, перерубать как толстую глиняную «бабу», так и гибкую виноградную лозу. У Л.Н. Толстого, особая способность казаков-пластунов передвигаться незаметно во вражеский тыл. От сюда и название этого способа - «пластунский».Свойство дипломата, точное соблюдение протокола, например, никогда не опаздывать. Свойство ученого, логическая непротиворечивость в суждениях.

- 2/ Модель деятельности обеспечивающей её приемлемую эффективность заключается в особой структуре и характере набора операционных действий, обеспечивающих выполнение основных задач специфической деятельности. Так, например, борец высокого класса должен обладать знанием и умением выполнять определенный набор двигательных действий (технических приемов), обеспечивающих эффективное выполнение тактических соревновательных задач: вывод из равновесия, перевод в партер, бросок прогибом, бросок захватом предплечья и т.д.

Средством, в этом случае, являются отдельные целостные двигательные действия, воспроизводимые обучающимся в определенной последовательности.

- 3/ Структура самого двигательного действия, реализуемая в рамках пространственно-временного континуума. По сути дела, данный этап характеризуется формированием двигательного навыка на базезаконов биомеханики и с учетом индивидуальных особенностей организма занимающегося.

Средством, здесь выступает физическое упражнение, выполняемое вначале с соблюдением только одного параметра – пространственного развертывания действия, затем по мере освоение навыка процесс тренировки осуществляется по точности воспроизводствадвух параметров (пространственного и временного).

Упражнение, в данном случае, главное средство, но оно может быть дополнено и вспомогательными средствами: показ данного упражнения, его логическая развертка.

Возможно, и допустимо использование технических средств измерения, в том числе пространственного, временного. Важным средством выступает объяснение (дидактические средства), поощрение, назидание (психологические средства) и т.д.

- 4/ Формирование механизма двигательного преобразования, обеспечивающего решение тактических задач в режиме реальной деятельности, то есть с мощностью достаточной для противодействия среды или противника. Следовательно, к задачам воспроизводства действий или их операционного набора по двум параметрам добавляется третий – энергетический параметр.

Средством, основным, в этом случае, является сама соревновательная деятельность или её отдельный фрагмент. Вспомогательных же средств, в этом случае, может оказаться достаточно большое количество, в зависимости от характера самой соревновательной деятельности. К ним можно отнести: среду проведения деятельности, технические средства, организационные средства и т.д.

Например, для подготовки наших спортсменов для участия в ХХ зимних олимпийских играх в Турине, которые как мы знаем, происходили на высоте около двух тысяч метров (1650), наши спортсмены (и не только наши) использовали для своей тренировки спортивные высокогорные базы. В данном случае, средство среды (высокогорья) также включалось в структуру средств, обеспечивающих развитие (формирование) необходимых, но достаточных психофизических качеств спортсменов.

Следовательно, средства, в большинстве случаев, задаются в виде определенной структуры, в рамках которой и протекает процесс тренировки, подготовки. Они, в большей или меньшей степени, в зависимости от этапа и задач подготовки, должны отражать нормальный естественный процесс реальной деятельности.

Критерием правильного использования средств является результат. Хотя для каждого конкретного случая и реальной системы управления результат должен исчисляться, исходя не только из сиюминутных задач, но, прежде всего, из главных целевых функций системы общества. Так, например, для системы спортивной тренировки и подготовки, главным критерием выбора и организации применения средств, является критерий характеризующих восстановления энергетического баланса организма спортсмена. К сожалению, до последнего времени, в мировой практике не было создано, надежного средства контроля позволяющего точно определить и рассчитать адекватную тренировочной задаче нагрузку.Только создание в 2004 году «системы зенит», автор В.К.Зайцев, эта задача, на уровне технического открытия, была решена. Проблема теперь заключается в её массовом внедрении в практику спорта, да и любой деятельности предполагающей экстремальное проявление физических возможностей человека.

В части разработки критериев использования средств для социально-экономических систем, главным критерием выступает принцип неразрушающей целостности сложно - системного образования. Данная проблема рассматривается в последующих разделах (управление).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: