Методы педагогических исследований

Традиционно – педагогические методы.

Наблюдение – специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях.

Изучение опыта – организованная познавательная деятельность, направленная на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно – воспитательных системах. Этот метод также называют «историческим».

Изучение первоисточников («архивный») – научному анализу подвергаются памятники древней письменности, законодательные акты, проекты, циркуляры, доклады, постановления, материалы съездов и конференций и т.д. Изучаются также учебные и воспитательные программы, уставы, учебные книги, расписания занятий. В современном, несколько более узком смысле это изучение передового опыта педагогов.

Изучение школьной документации, характеризующей учебно – воспитательный процесс. Это классные журналы, протоколы собраний, расписания занятий, правила внутреннего распорядка и т.д. Изучаются причинно – следственные связи между явлениями.

Изучение ученического творчества

Беседы, интервью.

Педагогический эксперимент - это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно контролируемых условиях.

Педагогическое тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. В основном это тесты, измеряющие школьные успехи, интеллектуальное развитие и т.д. Чисто педагогические аспекты тестирования – тесты успеваемости. Это тесты элементарных умений и тесты уровня обученности.

Методы изучения коллективных явлений: массовые опросы (анкетирование), шкалирование, социометрические исследования.

Количественные методы.



Лекция 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: