Традиционно – педагогические методы.
Наблюдение – специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях.
Изучение опыта – организованная познавательная деятельность, направленная на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно – воспитательных системах. Этот метод также называют «историческим».
Изучение первоисточников («архивный») – научному анализу подвергаются памятники древней письменности, законодательные акты, проекты, циркуляры, доклады, постановления, материалы съездов и конференций и т.д. Изучаются также учебные и воспитательные программы, уставы, учебные книги, расписания занятий. В современном, несколько более узком смысле это изучение передового опыта педагогов.
Изучение школьной документации, характеризующей учебно – воспитательный процесс. Это классные журналы, протоколы собраний, расписания занятий, правила внутреннего распорядка и т.д. Изучаются причинно – следственные связи между явлениями.
|
|
Изучение ученического творчества
Беседы, интервью.
Педагогический эксперимент - это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно контролируемых условиях.
Педагогическое тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. В основном это тесты, измеряющие школьные успехи, интеллектуальное развитие и т.д. Чисто педагогические аспекты тестирования – тесты успеваемости. Это тесты элементарных умений и тесты уровня обученности.
Методы изучения коллективных явлений: массовые опросы (анкетирование), шкалирование, социометрические исследования.
Количественные методы.
Лекция 2.