Критерии и показатели эффективности менеджмента

Тема 11. Эффективность менеджмента организации

 

Понятие и сущность эффективности менеджмента

Критерии и показатели эффективности менеджмента

Подходы к оценке и показатели экономической эффективности менеджмента.

 

 

1. Понятие и сущность эффективности менеджмента.

 

В общем случае эффективность функционирования организации в целом определяется выраженностью успеха в достижении поставленной цели или решении конкретной экономической задачи в соответствии с ее миссией организации.

Эффективность менеджмента при этом не может рассматриваться в отрыве от качественных и количественных показателей успеха как всей организации, так и ее отдельных подразделений.

Эффективность менеджмента как социально-экономическая категория - это степень оптимальности использования материальных, финансо­вых и трудовых ресурсов.

Т.о. эффективность менеджмента - это управление деятельностью предприятия с минимальными издержками и максимальными результатами.

В связи с этим различают внешнюю и внутреннюю эффективность менеджмента.

Внешняя эффективность определяется результатами деятельности:

- степенью достижения целей организации

- соответствием организации требованиям внешней среды

- степенью использования возможностей предоставляемых внешней средой

Внутренняя эффективность менеджмента – это экономичность, т.е. способность наилучшим (оптимальным) образом использовать имеющиеся ресурсы для достижения поставленных целей. Данный вид эффективности отражает степень использования компонентов внутренней среды организации, в том числе производственных, финансовых, кадровых и др. возможностей.

В менеджменте различают, как правило, общую, социальную и экономическую эффективность.

- Общая эффективность менеджмента — это социально-экономическая категория, характеризующая результативность управленческой деятельности, степень использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

- Социальная эффективность менеджмента — социальный результат управленческой деятельности, характеризующий степень использования потенциальных возможностей трудового коллектива и каждого работника, его творческих способностей, успешность решения социальных задач развития коллектива, а также степень удовлетворения спроса населения (потребителей и заказчиков) на производимые товары и услуги.

- Экономическая эффективность менеджмента характеризует экономическую сущность принятых и реализованных управленческих решений как систему взаимоотношений и взаимодействий ресурсов и полученных результатов, доходов и произведенных затрат, отражающихся в значениях конкретных выбранных для оценки показателей.

Эффективность менеджмента формируется под воздействием ряда факторов, которые можно классифицировать по сле­дующим признакам:

1) По содержанию различают факторы организационные, эко­номические, социально-психологические, технические, физиологические.

2) В зависимости от масштаба действия факторы можно под­разделить на: народнохозяйственные, отраслевые, на уровне ор­ганизаций, на уровне подразделений.

3) По форме воздействия различают факторы прямого и кос­венного воздействия. Первые непосредственно влияют на эффек­тивность управленческого труда, вторые - опосредованно.

4) По продолжительности воздействия выделяют факторы, которые действуют непродолжительное время, и факторы, влия­ние которых сказывается на протяжении длительного времени (краткосрочные и долгосрочные).

5) По степени формализации выделяют количественно изме­римые и количественно неизмеримые факторы.

6) По характеру воздействия различают факторы интенсивные и экстенсивные. Интенсивные обеспечивают повышение эффективности менеджмента за счет мобилизации внутренних ресурсов, это: со­вершенствование организации труда управленческих работников и улучшение его условий, подготовка кадров управления. Экстенсивные предусматривают привлечение дополнительных ресурсов - увели­чение численности управленческого персонала, расширение техни­ческого оснащения труда управленцев на качественно неизменной основе и т. д.

Эффективное функционирование системы управления ор­ганизацией предполагает, что каждый ее элемент (организацион­ная структура, кадры, методы и процессы управления, докумен­тооборот и т.д.) отвечает предъявляемым к нему специфическим требованиям. Кроме того, соответствует системе управления в целом, ее целям и задачам, а также тем элементам системы, в не­посредственной зависимости от которых он находится.

 

Критерии и показатели эффективности менеджмента

Для измерения эффективности менеджмента существует система критериев и показателей (табл.1).

Критерий- это важнейший отличительный признак, характеризующий качественные стороны явления, его сущность.

Критерии эффективности могут быть общими и частными.

Критерии экономической эффективности управления многообразны и их нельзя свести к какому-то одному показателю. Можно рассмотреть для начала критерии эффективности, относящиеся к объекту управления. Круг этих критериев весьма обширен.

1) Общий критерий – экономические результаты деятельности управляемой подсистемы в целом, т.е. осуществление предприятием (или организацией) своей миссии при наименьших затратах.

2) Группа более частных локальных критериев:

а) наименьшие затраты живого труда на производство продукции или оказание услуг;

б) наименьшие затраты материальных ресурсов;

в) наименьшие затраты финансовых ресурсов;

г) наивысшие показатели использования основных производственных фондов (О.П.Ф.);

д) наименьшие издержки;

е) наивысшая рентабельность.

3) Группа качественных критериев:

а) высокий уровень технической оснащенности предприятия (организации);

б) условия труда персонала, ведущие к снижению напряженности (усталости) работников;

в) выполнение заказов, договоров (или оказание услуг) в кратчайший срок при затратах в пределах нормы;

г) высокое качество оказываемых услуг при стабильных затратах в пределах установления нормы;

д) стабильность персонала при выполнении всех других заданных показателей;

е) экологическая чистота.

4) Критерием эффективности управления при определенных условиях могут быть максимум выпуска продукции или максимум услуг.

Обобщающими показателями социальной эффективности в широком смысле могут быть степень выполнения заказов потребителей; доля объема продаж фирмы на рынке и др.

Частными показателями социальной эффективности являются: своевременность и полнота выполнения заказа; оказание дополнительных услуг; послепродажный сервис; выполнение планов строительства социальных объектов предприятия и др.

На уровне отдельных предприятий в различных отраслях экономики используются разнообразные группы показателей эффективности менеджмента.

Показатель выражает количественную характеристику явления и позволяет судить о его состоянии и динамике.

Для оценки и анализа эффективности менеджмента применяются дифференцированные и обобщающие показатели эффективности.

Таблица 1 – Критерии и показатели эффективности менеджмента

Классификационный признак Критерии и показатели эффективности менеджмента
Содержание эффективности Экономическая, социальная
Объект оценки Полная, локальная
Сфера проявления Внутренняя, внешняя
Уровень управления Эффективность управления предприятием, регионом, государством
Динамичность Статическая, динамическая
Метод расчета Абсолютная, относительная
Целевое назначение Плановая, фактическая, нормативная, проектная, условная
Метод оценки Ресурсный, затратный
Комплексность оценки Частный, интегральный

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: