Тема 11. Эффективность менеджмента организации
Понятие и сущность эффективности менеджмента
Критерии и показатели эффективности менеджмента
Подходы к оценке и показатели экономической эффективности менеджмента.
1. Понятие и сущность эффективности менеджмента.
В общем случае эффективность функционирования организации в целом определяется выраженностью успеха в достижении поставленной цели или решении конкретной экономической задачи в соответствии с ее миссией организации.
Эффективность менеджмента при этом не может рассматриваться в отрыве от качественных и количественных показателей успеха как всей организации, так и ее отдельных подразделений.
Эффективность менеджмента как социально-экономическая категория - это степень оптимальности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
Т.о. эффективность менеджмента - это управление деятельностью предприятия с минимальными издержками и максимальными результатами.
|
|
В связи с этим различают внешнюю и внутреннюю эффективность менеджмента.
Внешняя эффективность определяется результатами деятельности:
- степенью достижения целей организации
- соответствием организации требованиям внешней среды
- степенью использования возможностей предоставляемых внешней средой
Внутренняя эффективность менеджмента – это экономичность, т.е. способность наилучшим (оптимальным) образом использовать имеющиеся ресурсы для достижения поставленных целей. Данный вид эффективности отражает степень использования компонентов внутренней среды организации, в том числе производственных, финансовых, кадровых и др. возможностей.
В менеджменте различают, как правило, общую, социальную и экономическую эффективность.
- Общая эффективность менеджмента — это социально-экономическая категория, характеризующая результативность управленческой деятельности, степень использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
- Социальная эффективность менеджмента — социальный результат управленческой деятельности, характеризующий степень использования потенциальных возможностей трудового коллектива и каждого работника, его творческих способностей, успешность решения социальных задач развития коллектива, а также степень удовлетворения спроса населения (потребителей и заказчиков) на производимые товары и услуги.
- Экономическая эффективность менеджмента характеризует экономическую сущность принятых и реализованных управленческих решений как систему взаимоотношений и взаимодействий ресурсов и полученных результатов, доходов и произведенных затрат, отражающихся в значениях конкретных выбранных для оценки показателей.
|
|
Эффективность менеджмента формируется под воздействием ряда факторов, которые можно классифицировать по следующим признакам:
1) По содержанию различают факторы организационные, экономические, социально-психологические, технические, физиологические.
2) В зависимости от масштаба действия факторы можно подразделить на: народнохозяйственные, отраслевые, на уровне организаций, на уровне подразделений.
3) По форме воздействия различают факторы прямого и косвенного воздействия. Первые непосредственно влияют на эффективность управленческого труда, вторые - опосредованно.
4) По продолжительности воздействия выделяют факторы, которые действуют непродолжительное время, и факторы, влияние которых сказывается на протяжении длительного времени (краткосрочные и долгосрочные).
5) По степени формализации выделяют количественно измеримые и количественно неизмеримые факторы.
6) По характеру воздействия различают факторы интенсивные и экстенсивные. Интенсивные обеспечивают повышение эффективности менеджмента за счет мобилизации внутренних ресурсов, это: совершенствование организации труда управленческих работников и улучшение его условий, подготовка кадров управления. Экстенсивные предусматривают привлечение дополнительных ресурсов - увеличение численности управленческого персонала, расширение технического оснащения труда управленцев на качественно неизменной основе и т. д.
Эффективное функционирование системы управления организацией предполагает, что каждый ее элемент (организационная структура, кадры, методы и процессы управления, документооборот и т.д.) отвечает предъявляемым к нему специфическим требованиям. Кроме того, соответствует системе управления в целом, ее целям и задачам, а также тем элементам системы, в непосредственной зависимости от которых он находится.
Критерии и показатели эффективности менеджмента
Для измерения эффективности менеджмента существует система критериев и показателей (табл.1).
Критерий- это важнейший отличительный признак, характеризующий качественные стороны явления, его сущность.
Критерии эффективности могут быть общими и частными.
Критерии экономической эффективности управления многообразны и их нельзя свести к какому-то одному показателю. Можно рассмотреть для начала критерии эффективности, относящиеся к объекту управления. Круг этих критериев весьма обширен.
1) Общий критерий – экономические результаты деятельности управляемой подсистемы в целом, т.е. осуществление предприятием (или организацией) своей миссии при наименьших затратах.
2) Группа более частных локальных критериев:
а) наименьшие затраты живого труда на производство продукции или оказание услуг;
б) наименьшие затраты материальных ресурсов;
в) наименьшие затраты финансовых ресурсов;
г) наивысшие показатели использования основных производственных фондов (О.П.Ф.);
д) наименьшие издержки;
е) наивысшая рентабельность.
3) Группа качественных критериев:
а) высокий уровень технической оснащенности предприятия (организации);
б) условия труда персонала, ведущие к снижению напряженности (усталости) работников;
в) выполнение заказов, договоров (или оказание услуг) в кратчайший срок при затратах в пределах нормы;
г) высокое качество оказываемых услуг при стабильных затратах в пределах установления нормы;
д) стабильность персонала при выполнении всех других заданных показателей;
е) экологическая чистота.
4) Критерием эффективности управления при определенных условиях могут быть максимум выпуска продукции или максимум услуг.
|
|
Обобщающими показателями социальной эффективности в широком смысле могут быть степень выполнения заказов потребителей; доля объема продаж фирмы на рынке и др.
Частными показателями социальной эффективности являются: своевременность и полнота выполнения заказа; оказание дополнительных услуг; послепродажный сервис; выполнение планов строительства социальных объектов предприятия и др.
На уровне отдельных предприятий в различных отраслях экономики используются разнообразные группы показателей эффективности менеджмента.
Показатель выражает количественную характеристику явления и позволяет судить о его состоянии и динамике.
Для оценки и анализа эффективности менеджмента применяются дифференцированные и обобщающие показатели эффективности.
Таблица 1 – Критерии и показатели эффективности менеджмента
Классификационный признак | Критерии и показатели эффективности менеджмента |
Содержание эффективности | Экономическая, социальная |
Объект оценки | Полная, локальная |
Сфера проявления | Внутренняя, внешняя |
Уровень управления | Эффективность управления предприятием, регионом, государством |
Динамичность | Статическая, динамическая |
Метод расчета | Абсолютная, относительная |
Целевое назначение | Плановая, фактическая, нормативная, проектная, условная |
Метод оценки | Ресурсный, затратный |
Комплексность оценки | Частный, интегральный |