Тема лекции № 16. Эффективность менеджмента

Конспект лекции

Эффективность деятельности организации по достижению поставленных целей напрямую зависит от эффективности работы каждого члена трудового коллектива, которая в свою очередь зависит от цели его работы, вероятности достижения этой цели и системы материальных и моральных стимулов, определяющих заинтересованность человека в труде. Эту зависимость в общем виде можно представить функцией Е = f (C, V, S), где Е - эффективность труда работника; С – цель деятельности работника, важность и значимость для него поставленной цели или задачи; V – вероятность достижения поставленной цели; S – ожидаемое вознаграждение при достижении цели (Кнорринг, 1999). Поэтому для эффективного управления любой организацией цели ее деятельности должны быть увязаны с личными целями каждого ее работника, начиная от первого руководителя и кончая рядовыми исполнителями.

Такие ключевые факторы, влияющие на эффективность деятельности организации, как стратегическая цель деятельности организации, информация, применяемые методы управления, система мотивации и подбор кадров, равнозначны с точки зрения эффективности деятельности организации и являются средствами ее обеспечения.

Так как до настоящего времени нет четкого определения и толкования понятия «эффективность управления», очень часто происходит смешение этих близких по смыслу понятий, характеризующих успешность управленческой деятельности. Для того, чтобы не вносить ненужную путаницу в применяемую терминологию, нужно различать и понимать сущность таких понятий, как «эффективное руководство», «результативность управления» и «эффективность управления».

Эффективное руководство – это качественная оценка умения руководителя заставить, побудить или заинтересовать подчиненных работать с высокой отдачей.

Результативность управления отражает его целевую направленность на достижение определенных результатов и близко по своему смыслу к понятию «качество управления». На интуитивном уровне это понятие отражает уровень совершенства процессов управления. Однако общепризнанного определения понятия «качество» применительно к управленческой деятель-ности до настоящего времени не существует.

Если эффект - это итог, результат какой-либо деятельности, то эффективность управления может быть представлена в виде отношения полученного эффекта к затратам ресурсов, обеспечившим получение данного эффекта. Обычно эффект отождествляется с результативностью управления, а затраты – с расходами, связанными с управлением. Поэтому для количественной оценки эффективности управления можно применить следующую формулу:

Результативность управления

Эффективность управления = Затраты на управление.

Однако существуют определенные трудности при использовании этой формулы на практике. Во-первых, не всегда ясно – с помощью какого показателя или показателей характеризовать результативность управления и как правильно их оценивать. Во-вторых, - к какому конкретно субъекту или виду управления следует отнести эту результативность, если в управлении участвуют множество уровней и звеньев управления, вырабатывающих целый комплекс управляющих воздействий. В-третьих, получение определенных результатов в той или иной сфере деятельности зависит не только от управленческой деятельности, но и от других ее видов – производственной, финансовой и пр. Поэтому неправомерно сравнивать результат, полученный объектом управления, выполняющим разные виды деятельности, с затратами только на управление, игнорируя все другие затраты.

С учетом этих рассуждений формула для определения эффективности функционирования объекта управления запишется следующим образом:

Результат

Эффективность =

Затраты на получение результата.

Таким образом, об эффективности управления можно судить по показателям эффективности функционирования управляемых объектов и процесссов.

И все же эффективность собственно управления можно оценить с помощью первой из указанных формул, если в качестве конечного результата управления использовать поставленную цель (например, достижение определенного объема производства продукции) при минимальных затратах на управление. Если же затраты фиксированы, то нужно стремиться к получению максимально возможных результатов, что также будет свидетельствовать о максимальной эффективности управления.

Кроме указанных выше общих подходов к определению эффективности управленческого труда, на практике применяется такой частный показатель, как производительность управ-ленческого труда. В этом качестве может выступать, например, экономический эффект, полученный в результате реализации принятого управленческого решения. Информационная производительность управленческого труда может оцениваться количеством управленческой информации требуемого качества и назначения или количеством управленческой документации, производимой работником службы управления в единицу времени, и др.

В управлении коммерческими организациями широко применяется критерий максимизации получаемой прибыли (чистого дохода), который может использоваться и для оценки эффективности управления: чем выше прибыль, чем интенсивнее ее рост, тем эффективнее управление, и наоборот. Однако нужно иметь в виду, что очень часто стремление к получению в кратчайшие сроки высокой прибыли приводит в дальнейшем к значительным убыткам и даже может стать причиной банкротства.

Для оценки эффективности инвестиционных решений применяются такие показатели, как срок окупаемости инвестиций, прибыль на вложенный капитал, чистая приведенная стоимость инвестиционного проекта, внутренняя норма дохода и др.

Весьма популярна сегодня концепция добавленной экономической стоимости (economical value added - EVA), которая становится основной в оценке деятельности компаний и успешно используется в крупнейших компаниях с мировым именем.Эта концепция основана на методике расчета экономической добавленной стоимости компании и системе мотивации, ориентирующей управленческий персонал на принятие эффективных инвестиционных решений, увеличивающих стоимость компаний. Показатель EVA является удобным индикатором качества управленческих решений: положительная величина этого показателя свидетельствует об увеличении стоимости компании, а отрицательная - о ее снижении.

В последние годы все большую популярность приобретает концепция управления организациями на основе системы сбалансированных показателей (ССП), по-другому - системы ключевых показателей эффективности (КПЭ). Это такая система финансовых и нефинансовых показателей, с помощью которой оценивается количественное и качественное изменение результатов деятельности организации по отношению к ее стратегической цели. Перечень этих показателей и методика их оценки устанавливаются по каждому управляемому объекту с учетом его специфики и охватывают финансовую деятельность, отношения с потребителями, производство, обучение и развитие кадров и т.д.

Основные требования, предъявляемые к КПЭ: ограниченное их количество и единство для всей организации, измеримость и возможность оценить показатель в цифровом выражении, прямая связь с важнейшими факторами успеха организации, контролируемость и увязка со стимулами, применяемыми для мотивации сотрудников.

Еще один подход к оценке менеджмента предложен Европейским фондом менеджмента качества (European Foundation for Quality Management - EFQM). В нем используется модель делового совершенства EFQM (The Excellence Model EFQM) или модель EFQM, которая основывается на восьми базовых принципах совершенства менеджмента: его ориентированность на результат; концентрация усилий на достижении удовлетворенности потребителя; лидерство и постоянство цели, управление процессами и явлениями; развитие и вовлеченность персонала; постоянное изучение; нововведения и улучшение; развитие партнерства; корпоративная социаль-ная ответственность.

Эта модель использует те же принципы совершенства, что и стандарты ИСО 9000, однако они дополнены принципом осознания организацией своей социальной ответственности перед обществом. Кроме того, в модели EFQM оцениваются конкретные результаты деятельности организации, а следовательно, и результаты менеджмента, которые соотносятся с имеющимися возможностями. Деятельность организации и эффективность менеджмента оценивается по девяти критериям, из которых пять используются для оценки возможностейорганизации, а четыре – для оценки результатов ее деятельности. При оценке каждого критерия используется логика RADAR (Results - результаты, Approach - подход, Deployment - развертывание, Assessment -оценка and Review - пересмотр). Модель EFQM применяется как для самооценки своей деятельности, так и при независимой оценкедеятельности организаций экспертами EFQM.

Интересную точку зрения высказывает профессор МГУ Виханский О.С., который считает, что не существует эффективного или неэффективного менеджмента, однако есть эффективно или неэффективно работающая организация. Менеджмент, как вид деятельности, – это всего лишь одно из внутренних свойств организации. Она может работать эффективно и неэффективно, и оценить это можно с двух позиций. Первая – это позиция тех, кто заинтересован в жизнеспособности организации и с ее помощью решает свои проблемы, а вторая – это оценка успешности или не успешности конкурентной борьбы организации. Успех компании зависит прежде всего от ее первого руководителя, топ-менеджера - ключевой фигуры в управлении, на которую возложена огромная ответственности. Именно он должен обладать виденьем рыночной перспективы, определить приоритеты и направления движения компании, принимать нестандартные решения, организовать процесс движения в выбранном направлении. Для всего этого необходимо профессиональной чутье топ-менеджера, стратегический анализ и прогноз ситуации, творческий подход к решению возникающих проблем.

Виханский О.С. пишет, что «менеджмент в классическом его понимании умер, поскольку учит управлять организацией по правилам, тогда как сегодня требуется нестандартный подход. Управлять надо иначе, но обязательно лучше, чем конкуренты». Только в этом случае появляется шанс на успех. Он отмечает еще одну важную особенность современного менеджмента, который «воспроизводит и усиливает конкуренцию. Каждый участник рынка, становясь сильнее побуждает других стремиться быть еще сильнее». В результате и сам рынок «становится сильнее и жестче».

Автор отмечает, что в настоящее время в бизнесе складывается новая парадигма – ЭКОномика. В этом термине «ЭКО» означает «гармоничное встраивание в бизнес-среду». Если прежде развитие рынка определялось конкурентной борьбой и все теории менеджмента были связаны с этой борьбой, то происходящие сегодня процессы глобализации приводят в укрупнению транснациональных компаний, образованию всевозможных альянсов и крупных конгломератов, в которых бывшие конкуренты начинают активно взаимодействовать друг с другом.

Бурное развитие электронной коммерции также вносит принципиально новые черты в рыночное поведение продавцов и покупателей. Традиционный маркетинг «умер» в том смысле, что он стал неотъемлемой частью любой нормальной компании. Однако резко изменилась технология маркетинга. Теперь, потребитель имеет онлайновый доступ к рынкам. Поэтому при выборе товаров он концентрирует свое внимание прежде всего на их цене, поскольку их качество, как правило, его вполне удовлетворяет.

При обосновании стратегии сегодня очень важным становится правильный выбор партнеров по бизнесу. Как пишет Виханский О.С., «Стратегия – это не то, что вы знаете, а те, кого вы знаете». Ключевым вопросом бизнеса сегодня является позиционирование компании не только на рынке, но и в социальной среде и обществе в целом.

Таким образом, Виханский О.С. считает, что в последнее время в понимании стратегии произошел кардинальный сдвиг. Если прежде стратегия трактовалась как единство цели и средств для ее достижения, то сегодня это единство потенциала ситуации и полезность, которую можно извлечь из этой ситуации. При таком понимании стратегии совсем по иному выглядит стратегический план организации. Сегодня он должен содержать портфельные решения по позиционированию компании во внешней среде, то есть альянсы с партнерами, связи с политическими и административными структурами и т.п.

Основная литература: 2 осн. [ 58-59], 3 осн. [87-118], 4 осн. [58-77], 8 осн. [ 587-650]

Дополнительная литература: 1 доп.. [6- 158], 3 доп. [20-29], 17 доп. [ 3-416], 22 доп., 23 доп.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определения понятий «эффективное руководство», «результативность управления» и «эффективность управления».

2. Можно ли считать равнозначными понятия «качество управления» и «эффективность управления»?

3. Какие ключевые факторы влияют на эффективность деятельности организации?

4. В чем заключается сущность концепции добавленной экономической стоимости компании?

5. В чем заключается сущность системы сбалансированных показателей компании?

6. Расскажите о модели делового совершенства.

7. Что такое ЭКОномика?

8. Какие кардинальные сдвиги происходят в последнее время в понимании стратегии управления организацией?

Тема 2

Вопросы:

1.

2.

3.

Цель лекции

Ключевые слова –

Тема 3

Вопросы:

1.

2.

3.

Цель лекции

Ключевые слова –


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: