Методические рекомендации к выполнению расчета эффективности работы персонала организации

Предлагаемая к изучению методика расчета эффективности работы персонала предприятия базируется на расчете отношения фактически достигнутых критериальных показателей к базисным значениям конечных результатов деятельности, взвешенных с помощью весовых коэффициентов и функций стимулирования относительно нормативного значения эффективности, равного 100 баллам.

Этапы расчета эффективности работы персонала предприятия:

1. Выбор показателей оценки работы персонала.

В рамках методики предлагается выбрать 10 – 12 показателей, характеризующих работу персонала конкретного подразделения и предприятия в целом. Причем, 50% - это показатели экономической эффективности (прибыль, рентабельность, качество, себестоимость и др.), а 50% - это показатели качества труда (производительность, фонд заработной платы и др.) и социальной эффективности (текучесть персонала, уровень трудовой дисциплины и др.).

1. Расчет темпов роста критериальных показателей оценки работы персонала.

2. Определение функции экономического стимулирования достижения конечных результатов с наименьшими затратами ресурсов и высоким качеством продукции, труда и управления.

Существует четыре вида функций стимулирования:

- линейная восходящая (), когда поощряется каждый процент достижения конечного результата, а при недовыполнении принимается фактическое значение (прибыль, производительность труда, объем товарной продукции);

- линейная нисходящая (), когда поощряется достижение результата с наименьшими затратами ресурсов, а за перерасход ресурсов начисляется меньшее число баллов (затраты на 1 грн. продукции, фонд заработной платы, текучесть рабочих кадров, потери рабочего времени);

- «пирамида» осуществляется тогда, когда поощряется только 100% достижение конечного результата и не поощряется недовыполнение или перевыполнение. При этом до 100% численное значение скорректированного показателя определяется по формуле , а при - по формуле (равномерность загрузки персонала, соотношение рабочих и служащих и др.);

- обратного стимулирования предусматривает начисление отрицательных процентов по формуле , когда численное значение указанного показателя приводит к негативным явлениям в производстве и управлении (брак, хищение материальных ценностей, производственный травматизм, нарушения трудовой дисциплины и др.)

4. Выбор весовых коэффициентов.

Соизмерение различных экономических и социальных показателей с учетом их важности осуществляется в комплексном показателе эффективности работы персонала с помощью весовых коэффициентов, определенных методом экспертных оценок и ранговой корреляции.

5. Расчет комплексного показателя эффективности работы персонала предприятия.

Комплексный показатель эффективности рассчитывается в виде суммы баллов с приведением к процентной шкале измерения:

Менее 90 баллов – неудовлетворительная работа

90-100 – работа удовлетворительная

100-110 – работа хорошая

Более 110 – работа отличная

Практическая часть контрольной работы предполагает расчет эффективности работы персонала подразделения организации в соответствии с вариантами приведенными ниже. Вариант выбирается в зависимости от порядкового номера магистранта в списке академической группы:

Варианты:

n производственного отдела – 1, 11, 21,31

n отдела сбыта -,2,12,22,32

n отдела снабжения -,3,13,23,33

n отдела маркетинга – 4,14,24,34

n планового отдела – 5,15,25,35

n бухгалтерии – 6,16,26,36

n отдела по работе с персоналом – 7,17,27,37

n отдел организации труда и заработной платы – 8,18,28,38

n служба управления качеством – 9,19,29,39

n проектно-технический отдел- 10,20,30,40

Решение задачи рекомендуется выполнять в табличной форме.

Таблица 2. Расчет эффективности работы персонала ________________________-

Наименование показателя Плановое значение Фактическое значение Выполнение плана,% Функция стимулирования Скорректированный показатель Коэффициент значимости показателя Частные показатели эффективности
Балансовая прибыль 437,9 178,1 40,7 У=Х 40,7 0,2 8,13
               
ИТОГО 1,0 ???

Магистрант должен прокомментировать полученный результат – сделать вывод, определить резервы повышения эффективности работы персонала подразделения.

Таблица.3 Исходные данные для расчета эффективности работы персонала

Наименование показателя Плановое значение Фактическое значение
1. Выручка от реализации продукции 18800,8 16817,7
2. Себестоимость реализованной продукции 14458,3 12878,3
3. Административные затраты 323,9 308,9
4. Затраты на сбыт 670,3 550,7
5. Чистая прибыль 437,9 178,1
6. Косвенные налоги 2896,6 2802,4
7. Прямые налоги 109,5 44,5
8. Затраты на оплату труда 968,5 1090,5
9. Среднегодовая заработная плата 1 работающего 611,5 662,1
10. Уровень трудовой дисциплины, бал.    
11. Равномерность загрузки персонала    
12. Уровень рентабельности, % 2,5 1,2
13. Качество продукции, бал.    
14. Частота производственного травматизма, % -  
15. Потери рабочего времени, чел/дн.    
16. Уровень конфликтности, балл    
17. Производительность труда 175,0 94,5
18. Текучесть персонала, %   28,6
19. Качество оформления документов    
20. Соотношение темпов роста производительности труда и з/пл 1,0 1,2
21. Фондоотдача ОПФ 2,51 2,24
22. Соотношение рабочих и служащих    
23. Затраты на рекламу 15,2 11,8
24. Количество проектов в разработке    
25. Затраты на транспортировку продукции 67,5 45,8
26. Суммы финансовых санкций за невыполнения договоров продажи продукции - 11,0
27. Брак продукции 18,9 16,5
28. Суммы остатков готовой продукции на складе 53,8 450,5
29. Кредиторская задолженность 10095,3 12450,3
30. Дебиторская задолженность 3647,3 5120,5
31. Затраты на инновации 55,3 60,9
32. Экспедиционные затраты 48,5 39,2
33. Потери, связанные с каналами сбыта - 4,8
34. Затраты на обеспечение качества 29,5 25,6
35. Проектирование и обеспечение технологического процесса 35,5 21,9

Выполненная контрольная работа представляется на кафедру в соответствии с установленным учебным графиком.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бандурка А.,Бочарова С.,Землянская Е. Психология управления. - Харьков: Фортуна-Пресс, 1998.

2. Десслер Гари. Управление персоналом/ Пер. с анг. – М.: «Издательство «Бином», 1997.

3. Егоршин А.П. Управление персоналом. - Н.Новгород: НИМБ.,1997

4. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства., М.,1975.

5. Колот А.М. Мотивація персоналу:Підручник.-К.:КНЕУ, 2005.- 337

6. Менеджмент персоналу: Навч.посіб.Вид.2-ге, без змін/В.М.Данюк, В.М.Петюх, С.О.Цимбалюк та ін.; За заг.ред. В.М.Данюка.-К.:КНЕУ, 2006. -398с.

7. Основы управления персоналом/ Под ред. Б.М. Генкина. –М.: Высшая школа,1996.

8. Поляков В.А. Технология карьеры: Практическое руководство. – М.: Дело, 1995.

9. Практический менеджмент. Методы и приемы деятельности руководителя/ Авт.-сост. Н.Я. Сацков.- Д.:Сталкер,1998.

10. Психология управления. Под ред. М.В. Удальцовой. - Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ; М.: ИНФРА-М,1997.

11. Психологические аспекты подбора и проверки персонала. Библиотека журнала «Управление персоналом»/Составитель сборника Н.А. Литвинцева. - М., 1997.

12. Самыгин С.И. СтоляренкоЛ.Д. Менеджмент персонала. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,1997.

13. Саруханов Э., Сотникова С. Маркетинг персонала на предприятии// Проблемы теории и практики управления. – 1996. – №1 – с. 28-45

14. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом.- М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1995.

15. ТарасовВ.К. Персонал-технология: подбор и подготовка менеджеров. – М.: Экономика, 1990.

16. Технологии кадрового менеджмента:Учебно-практическое пособие/Под ред. И.В.Мишуровой. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д:Издательский центр «МарТ», 2004.- 368с.

17. Травин В. В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. – М.: Дело, 1995.

18. Травин В. В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия: Учеб-практ. пособие. – 2-е изд. – М.: Дело, 2000.

19. Управление персоналом на производстве: Учеб.пособие для вузов/Под ред.проф. Н.И.Шаталовой, Н.М. Бурносова. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 381

20. Управление персоналом организации: Учебник/ Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М,1997.

21. Цыпкин Ю.А., Люкшинов А.Н. Управление персоналом. – М:Мир, 2004. – 406с.

22. Щекин Г. Основы кадрового менеджмента. Учебник – Книга 1: Планирование и организация управления кадрами.- 2-е изд., перераб. и доп. - К: МЗУУП, 1993.

23. Щекин Г. Основы кадрового менеджмента. Учебник – Книга 2: Подбор, обучение и развитие персонала. - кадрами.- 2-е изд., перераб. и доп. - К: МЗУУП, 1993.

24. Щекин Г.В. Теория и практика управления персоналом:Уч.-метод.пособие.-К.:МАУП, 1998.- 256с.

25. Шекшня С.В. Планирование персонала и прием на работу. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997.

Учебное издание


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: