Подготовительная беседа

Почему герои произведений по воле автора оказываются в сложных обстоятельствах?

Какие обстоятельства мы могли бы назвать чрезвычайными?

Случались ли в вашей жизни непростые ситуации? Что вы чувствовали? Как справились с трудностями? Чему вы научились?

Могут ли личные воспоминания стать поводом для создания художественного произведения?

Вспомните известные вам произведения, в основу которых положены детские воспоминания автора.

Сегодня мы обратимся к рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро» и проследим, как главный герой повел себя в сложной ситуации.

3. Чтение Работа с учебником. Чтение статьи об авторе.

В.П.Астафьев – писатель-сибиряк. Что вы знаете о Сибири? (суровый, богатый природными ресурсами край).

Работа над вопросами Б учебника литературы (с.184).

Выразительное чтение рассказа вслух.

Подведение итогов.

Чьё имя вынесено в название рассказа?

Какое событие стало поводом для создания рассказа?

Почему события, положенные в основу рассказа можно назвать чрезвычайными?

6 Домашнее задание: дочитать рассказ; вопр. Б (с.211, 212); для любознательных: вопр. Ж (с.184).

Урок 2. Человек в чрезвычайных обстоятельствах

В рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

1. Беседа. Повторение материала предыдущего урока.

Что узнали об авторе рассказа?

Как вы поняли выражение «сибирский характер»?

Кто из русских писателей родом из Сибири? (для любознательных) О чем они писали?

2. Работа с текстом произведения. Беседа. Анализ эпизода. Природа в рассказе.

Какой увидели сибирскую природу в рассказе?

Как относятся к тайге члены семьи Васютки? Любят ли они лес?

Что знает Васютка о тайге?

Как приобрел он эти знания? Чему научил мальчика дед?

Конкурс знатоков текста: Соберём копилку знаний о лесе.

О каких правилах поведения в тайге вы узнали из рассказа?

«Страшное в жизни часто начинается очень просто», - пишет автор.

Анализ эпизода. Проследим, как Васютка заблудился (чт. с.189, 190 от слов «Васютка же, как назло, не позвал с собою Дружка» до слов «…пел, что на ум приходило»).

Как автор изобразил азарт мальчика?

Как проявляется охотничье мастерство?

Что можно сказать о характере героя?

Что почувствовал герой, когда понял, что заблудился? (с.191)

Анализ эпизода «Васютка в лесу».

Как ведет себя герой в тайге?

Что помогло ему найти озеро? Почему на берегу озера впервые заплакал?

Что помогает ему справиться со страхом?

Какое открытие сделал мальчик, оказавшись у озера? Что подтвердило его догадку?

Какие знания о лесе можем добавить в нашу копилку?

Что помогло Васютке найти верную дорогу?

Анализ эпизода «Спасение мальчика».

Что чувствует мальчик, выйдя к Енисею? (чтение с.203, 204)

Как автор передает радость героя?

Когда смелость и упорство оставили его? (подробный пересказ)

Как поведение мальчика доказывает, что за прошедшие дни он многое пережил и испытал?

Почему в конце рассказа Астафьев называет Васютку «заправским провожатым»?

Подведение итогов.

Какие качества характера помогли Васютке справиться с чрезвычайными обстоятельствами?

Почему озеро назвали Васюткиным?

Какую роль сыграло оно в жизни героя?

Как перекликаются между собой начало и конец рассказа? Найдите предложение, которое, на ваш взгляд, выражает авторское отношение к событиям рассказа.

4. Сравнение финала «Кладовой солнца» и начала рассказа «Васюткино озеро».

Что объединяет эти два произведения? В чем различие?

5. Домашнее задание: з адание В вопр. 2 по учебнику литературы (с.212); задание Г с.212: подготовиться к сочинению.

 

Петрова Наталия Николаевна,

учитель русского языка и литературы

Каменниковская сош Рыбинский район

 

Ролевая игра (на 2-ом уроке)

Рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Группа – «Художники»

Задание: выделите в тексте описание тайги – природу, птиц, деревья и т.д. Зачем автор даёт нам такое подробное описание тайги?

Группа – «Учёные-исследователи»

Вопрос: какие открытия в тайге (согласно тексту) можно сделать?

Ответ:

- «Кедровка – птица полезная; она разносит по тайге семена кедра».

- «Почти голая сторона у ели – значит, в ту сторону север, а глее ветвей побольше – юг».

- Чтобы убить глухаря, надо пользоваться крупной дробью; мелкой – только ранишь.

- «Заполярная тайга не страшна зверьём».

- «Коротка августовская ночь в Заполярье».

- В тайге водятся птицы: кедровка, дятел, желна, синичка, сойка, гагары.

- В тайге водятся животные: олень, белки, медведи.

- «Лиственный лес обычно тянется по берегам реки».

- Трава растёт обычно вблизи водоёмов.

- и т.д.

Группа – «Спасатели»

Задание: определите правила поведения в тайге. Сделайте вывод: тайга – это друг или враг?

Ответ:

- «От затесей далеко не отходи - сгинешь».

- «Идёшь в лес – бери еду, бери спички».

- Если идёшь один – бери с собой собаку.

- «Тайга хлипких не любит!».

- Нельзя отчаиваться, паниковать, метаться.

- и т.д.

Группа – «Психологи»

Задание: подчеркните в тексте слова и выражения, характеризующие состояние Васютки, когда он заблудился. Какое состояние у него было в тот момент?

Ответ:

- «Васютка не сразу пришёл в себя…»

- «оцепенение длилось до тех пор…»

- «Он вскрикнул и кинулся бежать…»

- «спотыкался, падал, вставал и снова бежал…»

- «отчаяние охватило его, и сразу не стало сил…»

- «отрешённо подумал…» и т.д.

 

Щегловская Тамара Николаевна,

учитель русского языка и литературы

гимназия №1 г.Углич

В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»

Подготовка к уроку: общее задание: самостоятельно прочитать рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро»; подготовиться к конкурсу «Самый внимательный читатель рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро»; индивидуальное: подготовить сообщения о детстве писателя, его участии в Великой Отечественной войне.

Урок проводится с использованием ИКТ.

Ход урока

Слово учителя.

Ребята, сегодня на занятии мыприступимк интересному знакомству с писателем В.П. Астафьевым и его рассказом «Васюткино озеро». В.П. Астафьев для нас особенно значим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: