Западно-европейская этика: от М. Монтеня до А. Швейцера

Этика М. Монтеня. Виднейшим французским гуманистом был Мишель Монтень (1533 – 1592). Его этика – это вариант стоицизма своего времени. Человек у Монтеня – частица вечной и изменчивой реальности. Поэтому задача человека – жить в соответствии с естественными законами природы. Высокая нравственность должна строиться на разуме с опорой на законы природы. Также человеку важно познать самого себя, особенно свои недостатки; самокритичность – одно из важнейших человеческих качеств. Поскольку естественные законы предполагают различные варианты их реализации, человеку необходим индивидуальный опыт, свободный от диктата общественного мнения и религиозных догм. Именно индивидуальный опыт помогает человеку строить свои моральные суждения. Указывая на неразрешимую двойственность нравственной жизни в современном ему обществе (где коварство сочетается с честностью, гнусность с благочестием и т.д.), Монтень подвергал сомнению нравственный прогресс цивилизации.

Этика Р. Декарта. Рене Декарт (1596 – 1650) в трактате «Страсти души» связал этику с психологией и выстроил систему страстей, подчиняя их разуму. Он сформулировал правила этики, опираясь на собственный опыт:

– повиноваться законам и обычаям своей страны и, следуя разумным советам, быть умеренным, избегая крайностей;

– пользоваться своим умом в познании, иметь определенные суждения о добре и зле, о том, как должно и не должно поступать;

– быть твердым и решительным в следовании советам разума.

Эта твердая решимость в действиях и есть добродетель. Добродетель и порочность определялись как свойства всеобщей психической конституции человека, как привычка души. Отсюда вытекало отрицание самодостаточности моральных принципов, они выводились либо из научно фиксируемых психоантропологических свойств людей, либо из объективных законов природы.

Этика Б. Паскаля. Блез Паскаль (1623 – 1662) рассматривал человека как существо противоречивое, трагическое, одновременно падшее и великое. Человек, по его мнению, смертен, слаб, легко поддается порокам. Но только человек сознает свои недостатки и могущество природы, только человек способен мыслить, и в этом его величие. В противоположность рационалистам и натуралистам, стремящимся к рационализации всего человека, Паскаль считал такую позицию неверной. Он первый поставил вопрос о границах «научности», ссылаясь при этом на «доводы сердца» в отличие от «доводов разума». Осознавая противоречие разума и веры, лично для себя Паскаль выбирает веру как любовь.

Этика Б. Спинозы. Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 – 1677) развивал рационализм Декарта, выстраивая свою «Этику» как научную философию. Требования разума, чтобы каждый любил самого себя, согласуются с требованиями природы. Это стремление к самосохранению есть первое и единственное обоснование добродетели: разумный эгоизм оказывается согласным с альтруизмом. Люди приносят больше всего пользы друг другу, когда ищут собственную пользу. Добро – это жизнь в соответствии со своей природой, но при посредстве разума. Идеал Спинозы – свободно мыслящий человек, чуждый заблуждений и предрассудков. Чем разумнее человек, тем больше он понимает себя, тем более он свободен.

Этика Ж.-Ж. Руссо. Французский просветитель Жан Жак Руссо (1712– 1778) известен как критик и этического рационализма, и этического атомизма. Он считал, что человек по своей природе добр, а общество делает его эгоистичным и жестоким. Принцип справедливости заключен в любви к людям, которая исходит из любви к себе, а правило делать другим то, чего хотим от них себе, имеет истинную основу в совести и чувстве. Руссо был уверен, что пока существует и углубляется неравенство между людьми, основанное на частной собственности, не существует нравственного прогресса. Он развивал идею «общественного договора», когда политика и нравственность взаимоукрепляют друг друга и способствуют формированию патриотизма. Критики Руссо видели слабость его этики в недоверии к возможностям разума. Для него сфера морали – это в основном область чувств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: