Индивидуализм (Европа, Канада, Австралия ,США)

 

Западное постиндустриальное общества ориентировано на ценности индивидуализма, который предпочитает самостоятельность и личное благополучие в ущерб  интересам социальной группы.

Самоидентификация человека происходит на основе личностных атрибуций (размышлений, оценок).

Психология западной культуры настаивает, что жизнь станет богаче, если вы определите свои возможности и поверите в силу личностного контроля. Для того, чтобы вас принимали окружающие, примите и полюбите себя сами.

Независимо от тонкостей характеров герои западной художественной литературы от Гомера и Гесиода до Лондона, Уайльдера, Фаулза - люди ориентированные на свои желания и возможности.

 

В индивидуалистическом обществе люди пользуются широкими степенями свободы, гордятся своими достижениями и мало ориентированы в поведении на ожидания окружающих.

Оборотная сторона индивидуализма - крайний индивидуализм (эгоизм) разрушает социальные связи. Оторвавшись от семьи, друзей, социальной группы человек сохраняет собственную идентичность и чувствует себя в праве перешагивать через все, если такие действия открывает возможности для него лично. Полная свобода от людей чревата депрессиями, разводами, наркотиками, суицидами.

Неограниченная свобода личности разрушает социальную ткань культуры, так же, как свобода бизнеса калечит окружающую среду.

Коллективизм (традиционные культуры Азии. Африки, Латинской Америки, Япония, Китай)

Восточные культуры выращивают «взаимозависимое -я». Традиционные культуры оценивают человека на основании его групповой принадлежности. Согласно подобной установке, общественные связи влияют на поведение и помогают определить, кто вы есть.

В этих культурах индивидуализация в сильной степени связана с другими. Информация «своем я» – информация о принадлежности к социальной группе. Скажи мне свое имя, школу, место работы, и я буду знать о тебе все, что нужно.

В коллективистской культуре позитивное самоощущение связано с межличностными отношениями. Она ценит групповую солидарность, корпоративность и ориентацию на групповые ценности, самостоятельность в ней означает не готовность к действию, а ответственность за него.

Отношении работник-работодатель отмечены взаимной лояльностью. Люди стараются поддерживать гармоничные отношения, демонстрируют взаимное уважение, позволяют другим «сохранять лицо». Они избегают конфронтации, откровенности, саморекламы, сдерживают эмоциональные порывы, стараются проявлять деликатность.

Оборотная сторона коллективистской модели - гармония социальных отношений достигается за счет унижения интересов личности.

В 20в. придумали социальный феномен, который должен сочетать лучшие стороны обеих моделей.

Коммунитаризм - попытка объединить индивидуализм (в смысле уважения к человеку) с коллективизмом (в смысле заботы о благополучии группы и общества). Он пытается найти баланс между правом индивидуальности и социума на благополучие, способностью определять себя не только как уникальную самость, но и как лояльного союзника значимых для тебя людей.

Социальная группа

 

Ступени социализации - череда различных социальных групп (детский сад, школа, университет, фирма).

На каждой ступени социальной адаптации  формируются определенные личностные особенности – человек вынужден осваивать новые социальные роли и навыки общения, но каждый учиться на свой манер.

Принадлежностью к социальной группе можно объяснить многое в индивидуальном поведении (образование, уровень жизни). Поэтому всегда полезно знать из какой среды вышел человек.

Семья

Первый опыт социализации и адаптации к определенной культуре. Оба родителя играют решающую роль в становлении ребенка.

Влияние идет по двум направлениям:

· Ребенок копирует поведение родителей в тех ситуациях, которые родители создают, или в которых участвуют (демонстрируют поведенческие модели).

· Родители создают оценочную шкалу для поведения, в рамках которой ребенок четко ориентирован в плане оценки («плохо -хорошо», «красиво -некрасиво», «можно- нельзя»)-они избирательно поощряют или отвергают поведение.

 

Семейные отношения и образ жизни- важнейший источник поведенческих различий (социально-экономический статус семьи, расовая принадлежность, место жительства, порядок рождения).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: