Политика возвращения дебиторской задолженности

 

Дебиторская задолженность как в соответствии с международными, так и с российскими стандартами бухгалтерского учёта определяется как суммы, причитающиеся компании или иному лицу от покупателей или иных дебиторов.

Дебиторская задолженность в случае, если услуга (или товар) проданы, а денежные средства не получены. Как правило, покупателем не предоставляется какого-либо письменного подтверждения задолженности за исключением подписи о приемке товара на товаросопроводительном документе.

Дебиторская задолженность относится к оборотным активам компании вне зависимости от срока её погашения.

Управление дебиторской задолженностью - специфическая функция финансового менеджмента, основной целью которой является увеличение прибыли компании за счет эффективного использования дебиторской задолженности, как экономического инструмента.

Основные задачи управления дебиторской задолженностью:

v комплексная проверка дебитора на начальном этапе сотрудничества

v последующее юридическое сопровождение сделок

v финансирование дебиторской задолженности

v учет, контроль, оценка эффективности дебиторской задолженности

v взыскание просроченного долга

v  претензионная работа с недисциплинированными дебиторами

Таким образом, для того чтобы говорить об эффективности управления дебиторской задолженностью, нужно оценить эффективность выполнения каждой из этих задач.

Действующие лица в процессе управления дебиторской задолженностью:

В современной экономике управление дебиторской задолженностью давно вышло за пределы функций только лишь финансового менеджмента. В современной коммерческой организации в процессе управления дебиторкой задействованы следующие лица и структурные подразделения:

- Генеральный директор

- Коммерческий отдел и отдел продаж (коммерческий директор, руководитель отдела продаж, менеджеры по продажам)

- Финансовый отдел (финансовый директор, финансовый менеджер)

- Юридический отдел и служба безопасности

Грамотное управление дебиторской задолженностью позволяет вскрыть неизвестные ранее резервы клиентской базы, что позволяет существенно повысить эффективность бизнеса.

Также справедливо обратное утверждение. Неумелое и неэффективное управление дебиторской задолженностью гарантировано приводит к наиболее типичным проблемам:

v К прямым убыткам из-за появления безнадежного долга

v Недополученной прибыли

v Потере ценных клиентов

v Потере доли рынка

 

 

Типичные проблемы управления дебиторской задолженностью:

v Не выстроена система коммерческого кредитования клиентов. Условия предоставления товарного кредита (кредитный лимит, длительность отсрочки, система скидок и надбавок) субъективны и не зависят от ценности клиента для компании.

v Не проводится оценка кредитоспособности клиентов.

v В финансовой отчетности нет достоверной и однозначной информации о сроках погашения дебиторской задолженности; соответственно невозможно оперативно отследить ни сумму просроченной задолженности, ни длительность просрочки по каждому клиенту.

v Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности либо не проводится вовсе, либо проводится в целом по группе клиентов, по направлению, по предприятию. Это приводит к размыванию просроченных долгов в общей массе задолженности и искажает фактическую ситуацию на предприятии.

v  Не регламентирована работа с просроченной дебиторской задолженностью.

v Система мотивации не стимулирует контроль и сбор просроченной дебиторской задолженности.

Как показала практика, причин отсутствия оплаты может быть несколько:

75% — забывчивость. Либо менеджер забывал отдать счет в бухгалтерию, либо документ там терялся. В этом случае достаточно было еще раз прислать счет. Довольно частым был ответ, что счет уже давно оплачен. В этом случае следовала просьба переслать платежку, и через некоторое время фирма извинялась за то, что счет действительно еще не оплачен.

20% — отсутствие денег. В этом случае самым важным является напоминание о долге. Если сказали, что оплатят через две недели, точно в срок и надо перезвонить (для этого в базе данных необходимо наличие такого поля, как «дата следующего звонка»). Как правило, в подобных случаях в первую очередь долг отдают тому, кто больше других докучает напоминаниями.

4% — принципиальная позиция фирмы: все счета оплачивать чем позже, тем лучше. Способ борьбы с этим — такой же, как и в предыдущем случае. Был прецедент, когда периодические звонки вынудили клиента оплатить долг двухгодичной давности.

1% — безнадежная задолженность. Например, фирма уехала в неизвестном направлении. Хотя в моей практике были случаи, когда удавалось узнать новый номер телефона у арендодателя и потребовать у компаний-должников деньги. Еще одна причина безнадежной задолженности — позиция фирмы: «Не будем платить — и все». Для этой категории партнеров необходимо предусмотреть в базе данных поле, указывающее, что в будущем с ними работать нельзя. При выполнении перечисленных условий время оборота дебиторской задолженности и уровень безнадежной задолженности можно свести к минимуму.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: