Обязательства России по доступу на рынки

 

Вступление России в ВТО приведет к изменению условий осуществления внешнеторговой политики в стране и ее формированию в соответствии с требованиями этой организации. Одним из требований для стран, намеревающихся стать членами ВТО, является рост открытости экономики вследствие увеличения доступа на рынок страны (см. п1.2).

Либерализация внутреннего рынка в соответствии с нормами ВТО предусматривает преобразование нетарифных ограничений импорта в их тарифные эквиваленты и сокращение действующих и новых ставок тарифов. Тарифы имеют ряд преимуществ перед нетарифными барьерами. Они являются более прозрачными, менее дискриминационными и дают меньше оснований для злоупотреблений. Тарифы также вызывают меньшее искажение, когда изменение мировых цен транслируется на внутренний рынок.

В настоящее время в России действующие ставки импортных пошлин на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие существуют в пределах от 0 до 100%. Таможенными пошлинами не облагается лишь импорт чистопородных видов живых животных, живых животных для научно-исследовательских целей и субпродуктов животных для производства фармацевтической продукции. Более половины агропродовольственного импорта, поступившего в 2000 г., облагалось 5-процентной и 15-процентной пошлинами (Рис. 1).

 

Рис. 1. Структура импорта по размерам ставок таможенных пошлин, которыми он облагается, 2000 г.

 

 

Максимальной ставкой тарифа в размере 100% ограничивается импорт этилового спирта с концентрацией спирта 80% или более, который составляет мизерную долю (менее 0,1%) в общем объеме российского импорта. Специфическая пошлина получила в России неширокое распространение, ею облагается 4% импортных товаров сельскохозяйственного и продовольственного назначения.

Средний уровень импортных тарифов на сельскохозяйственное сырье и продовольствие в России ниже, чем в некоторых странах-членах ВТО с переходной и развивающейся экономикой (Табл. 1). В 2000 г. средневзвешенный уровень тарифа по агропродовольственной группе товаров составил 14,9%.

 


Табл. 1. Импортные тарифы в странах с переходной и развивающейся экономиками в 1998 г., %1

  Россия Албания Аргентина Бразилия Китай Эстония Индия Литва Словакия Словения

Южная Африка

Пределы тарифов

 
Все товары 0-100 0-30 0-33,5 0-52 0-122 0-16 0-260 0-87 н.д. 0-57,5

0-78

Сельское хозяйство, в т.ч. 0-100 10-30 н.д. Н.д. 0-122 0 0-260 0-87 0-168,1 0-57,5

0-55

Продукция животноводства (вкл. живых животных) 0-30 10-30 0-19,5 0-27 0-50 0 0-40 0-45 0-168,1 0-57,6

0-40

Продукция растениеводства 0-25 10-30 0-17,5 0-21 0-114 0 0-125 0-50 0-22,0 0-57,7

0-35

Животные и растительные жиры) 0-15 10-30 7,5-15,5 7-15 0-122 0 10-40 0-30 0,38,7 0-27,0

0-30

Продукция переработки (вкл. табак) 0-100 10-30 5,5-23,5 5-36 2-65 0 0-260 0-87 0-82,8 0-57,5

0-55

Средний уровень тарифов

 
Все товары 12,6 15,9 13,9 14,6 17,4 0,1 30,1 3,5 6,00 10,8

6,1

Сельское хозяйство, в т.ч. 11,0 16,4 н.д. Н.д. 25,9 0 28,7 9,5 10,73 13,7

8,7

Продукция животноводства (вкл. живых животных) 11,7 15,1 12,3 11,9 22,2 0 14,4 13,6 15,69 8,8

10,2

Продукция растениеводства 9,4 17,1 10,6 10,2 25,2 0 22,5 5,0 6,14 9,3

6,1

Животные и растительные жиры) 7,8 10,3 12,9 12,2 28,7 0 30,9 1,5 7,05 5,1

4,8

Продукция переработки (вкл. табак) 13,9 20,1 18,3 18,1 29,3 0 50,6 14,5 17,61 15,5

12,4

                         

1 К странам с переходной экономикой относятся Болгария, Эстония, Латвия, Румыния, Словакия и Словения, являющиеся членами ВТО, а также не входящие в состав ВТО страны: Албания, Беларусь, Грузия, Казахстан, Литва, Россия, Украина. К развивающимся экономикам относятся Аргентина, Бразилия, Чили, Индия и Южная Африка, являющиеся членами ВТО, а также Китай, не входящий в состав ВТО.

В соответствии с требованиями ВТО Россия должна принять на себя обязательства по связыванию тарифных ставок, то есть зафиксировать первоначальный уровень связывания тарифов, выше которого она обязуется не поднимать ставки ввозных пошлин, и конечный уровень связывания тарифов, который будет достигнут в конце имплементационного периода. Первоначальные предложения России на переговорах по присоединению к ВТО предполагали средневзвешенную ставку начального уровня связывания таможенных тарифов в размере 48% и ставку конечного уровня связывания – 37%. Нетрудно заметить, что выдвинутые Россией на обсуждение связанные ставки тарифов превышают действующие. Это вызвано тем, что в условиях низких по сравнению с другими членами ВТО таможенных пошлин Россия стремится их повысить до уровня, существующего в других странах. Придерживаясь такой тактики, Россия стремится получить сопоставимый с этими странами уровень таможенной защиты. Однако страны-члены ВТО настаивают на действующих ставках (около 14%), а также их дальнейшем сокращении в среднем на 36% в течение имплементационного периода.

При определении максимально возможных пределов снижения ставок ввозных таможенных пошлин Россия должна применять дифференцированный подход – в наибольшей степени подвергаются сокращению менее чувствительные группы, по которым объем импорта незначителен. К нечувствительным товарам можно отнести живых животных, продукты животного происхождения, живые деревья и другие растения, растительные соки и экстракты, растительные материалы для изготовления плетеных изделий и прочие продукты растительного происхождения. Минимальному снижению таможенных тарифов подвергнутся наиболее чувствительные группы товаров, например, мясо и пищевые мясные субпродукты, сахар, растительное масло, вино, спирт.

Соглашения ГАТТ не содержат каких-либо положений относительно тарифной эскалации. Получившее в России распространение это явление может быть использовано для регулирования тарифного протекционизма переработанной продукции с помощью вариации тарифов на сырье.

Чтобы обеспечить требования Соглашения по минимальному доступу, применяется система двуставочного квотированного тарифа. Среди основных видов продовольствия доля импорта картофеля, а также яиц и яйцепродуктов не превышает 5% от их внутреннего потребления. Согласно этому требованию Россию будет вынуждена повысить степень либерализации этих продуктов.

Как и многие страны, в ходе переговоров с ВТО Россия стремится добиться разрешения на использование тарифной квоты (что очень необходимо для регулирования импортных поставок сахара и сахара-сырца) и специальных защитных мер, которые позволят избежать массового наплыва импорта и установление поставщиками импортной продукции демпинговых цен на российском рынке.

Сейчас представители некоторых подотраслей пищевой промышленности, где влияние импорта еще довольно значимо, считают, что в Россию поступает продовольствие, цена на которое ниже цен в странах – экспортерах. В частности, представители Нижегородского масложирового комбината приводят примеры: фасованное рафинированное соевое масло ввозится в страну по цене 334 долл./т, тогда как среднегодовая цена на нефасованное сырое соевое масло на бирже в Роттердаме составляла 338 долл./т, при этом надо учитывать, что рафинация и фасовка добавляет к цене не менее 30-40%. Средняя цена ввозимого маргарина в 2000г. составляла 654 долл./т, тогда как в среднем оптовая цена маргарина в европейских странах в тот же период превышала 750 долл./т.

Процесс переговоров по присоединению России к ВТО осложняется тем, что Россия, как и все страны-претенденты на вступление в ВТО, не участвовавшие в переговорах Уругвайского Раунда, определяет свои обязательства “на условиях, согласованных с существующими членами”. В этом случае базовый период, как правило, не используется, а ставки тарифов определяются в ходе многосторонних и двусторонних консультаций с существующими членами ВТО.

Эффект от создания либеральной системы импортного регулирования в соответствии с требованиями ВТО будет сложным и неоднозначным. С проблемой доступности рынков встречаются как экспортеры данной страны, которые выходят на внешние рынки, так и зарубежные экспортеры, которые внедряются на внутренний рынок страны. В обоих случаях интересы потребителей импортной продукции противоречат интересам производителей, испытывающих конкуренцию со стороны импорта.

С одной стороны, членство в ВТО обеспечит России режим наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле с другими членами ВТО и равный с остальными странами подход к ней при возникновении торговых споров и их разрешении в рамках процедур разрешения споров ВТО. Российские экспортеры получат более надежный доступ на внешние рынки.

Однако, с другой стороны, либерализация импорта может привести к существенному расширению импортных поставок некоторых товаров в страну и как следствие этого - к ухудшению торгового баланса.

Вступление в ВТО обусловливает неодинаковый баланс выгод и издержек для экспортных и импортозамещающих отраслей национальной экономики. Как известно, Россия является традиционным нетто-импортером агропродовольственной продукции. Однако, учитывая это, нельзя утверждать, что вступление в ВТО однозначно осложнит ситуацию в агропромышленном секторе. Оценка последующих в этом секторе убытков и выгод от присоединения России к ВТО предполагает дифференцированный подход. Снижение импортного тарифа сказывается, прежде всего, на доходах бюджета, а не на сельхозпроизводителях. В то же время гармонизация законодательства может оказать поддержку отечественному экспортеру агропродовольственной продукции.

Следующей проблемой по обеспечению доступности рынков является выбор тарифных линий. ГАТТ не устанавливает формально уровень дезагрегирования товаров, при котором должны быть выполнены обязательства по тарифам. В результате, страны используют товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности с разной степенью детализации товаров. Минимальный уровень детализации в некоторых странах достигает 6-ти знаков, в то время как максимальный уровень может достигать 12-ти знаков (Рис. 2). В условиях широко дезагрегированных тарифных линий опасность состоит в том, что спецификация конкретного продукта может быть настолько узкая, что число поставщиков этого продукта будет ограничено. В этих условиях может возникнуть риск невыполнения принципа наибольшего благоприятствования (предполагает, что страна должна обеспечить всем торговым партнерам-членам ВТО одинаковый режим в торговых отношениях).

 

Рис. 2. Число тарифных линий на основе детализации товарной номенклатуры до 6-ти знаков в некоторых странах ОЭСР и ETE

 


Одним из стимулов для вступления стран в ВТО является возможность полноправного участия в разрешении торговых споров. Формирование единых правил международной торговли в рамках ВТО не привело к устранению взаимных торговых претензий, но их урегулирование осуществляется теперь в соответствии с установленными многосторонними правилами. Главным объектом торговых споров выступает демпинг со стороны компаний-экспортеров. С одной стороны, демпинг рассматривается как проявление недобросовестной конкуренции, и в соответствии с правилами ВТО в качестве противодействия допускается принятие антидемпинговых мер (далее АДМ). Но с другой стороны на практике именно АМ зачастую становятся скрытым орудием протекционизма, используемым правительствами для защиты национальных производителей. Антидемпинговые и др. ограничения, применяемые зарубежными странами в отношении российских товаров, остаются важным фактором, сдерживающим рост российского экспорта. По количеству примененных АДМ Россия входит в первую десятку стран мира. Во многом это объясняется тем, что Россия не является членом ВТО и не признана страной с рыночной экономикой.

В связи с возможным присоединением России к ВТО Минэкономразвития РФ разработало проект нового федерального закона – «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров». Законопроект устанавливает подробные правила применения АДМ в соответствии с принципами ВТО.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: