Влияние торговых и технических барьеров со стороны развитых стран на российский агропродовольственный экспорт

 

До сих пор мы рассматривали те меры, которые Россия принимает в рамках продвижения по пути открытия доступа на свой внутренний рынок и по гармонизации своего экономического пространства для вступления в мировое торговое сообщество. Но Россия не только ввозит агропродовольственные товары, но и экспортирует их в другие страны. Для понимания возможных выгод российского экспортера при вступлении в ВТО интересен вопрос, каковы барьеры в этих странах для российского экспортера

Опрос российских представителей АПК - крупнейшие ассоциации производителей, крупные фирмы агробизнеса, экспертов рынка агропродовольственной продукции (Зерновой, Молочный, Мясной союзы, союзы производителей соков, алкогольной продукции, союз экспортеров агропродовольственной продукции, компания Вимм-Биль-Данн, зерновой холдинг ОГО, Торговая палата России, несколько аналитиков рынка) демонстрирует, что российские экспортеры агропродовольственной продукции не сталкиваются с серьезными проблемами технических барьеров со стороны развитых стран.

Требования к маркировке продукции в развитых странах более сложны, чем в России, но экспортеры считают, что с этой проблемой можно справиться при незначительных временных и финансовых инвестициях. Ни один из экспертов не отметил дискриминации российских компаний на рынках развитых стран.

Экспортеры зерна и молочной продукции отмечают, что основным препятствием к доступу на рынке развитых стран для них являются высокие импортные тарифы. Другой внешней проблемой для экспортеров зерна и подсолнечника является субсидирование экспорта той же продукции США и ЕС, что составляет недобросовестную конкуренцию для российских продуктов на рынках третьих стран, в частности в Северной Африке.

Результаты опроса показали, что экспорт агропродовольственной продукции сдерживается в основном внутренними причинами.

Важной проблемой, по мнению экспертов, является проблема негармонизированных стандартов и требований к маркировке продукции. Так, экспортеры зерна отмечали разрыв в отечественных и международных стандартах качества в России (например, некоторые характеристики зерна не контролируются в России, хотя в целом наши стандарты более диверсифицированы и жестки). Зерновые стандарты в наименьшей степени гармонизированы с международными. Зерновой союз состоит из весьма разных по интересам компаний: трейдеров, элеваторов, хлебопекарных предприятий, откормочных предприятий, в незначительной степени представлены зернопроизводители. Разные группы членов Зернового союза имеют разные интересы в сфере стандартов, и они никак не могут прийти к согласию по концептуальным вопросам стандартизации в зерновом секторе. Правительство не финансирует эту работу в полном необходимом объеме. Таким образом, многие зерновые экспортеры отметили, что они вынуждены делать дополнительные тесты своего продукта для экспорта за пределы СНГ.

Сдерживает агропродовольственный экспорт также и российское внешнеторговое регулирование. Важной проблемой экспортеров на протяжении всего периода реформ является более высокий транспортный тариф при экспорте продукции. Летом 2001 г. эта проблема стала понемногу решаться правительством.

Следующим препятствием для вывоза продукции является то, что экспортные контракты подлежат регистрации, экспортная выручка подлежит репатриации в течение 180 дней, а 75% этой выручки должно быть продано на валютной бирже.

По итогам этого небольшого опроса можно заключить, что российские экспортеры агропродовольственной продукции пока не сталкиваются с серьезными ограничениями доступа на рынки других стран. Это означает, что прямой выгоды от вступления в ВТО эта группа экономических агентов не получит. Но, с другой стороны, в процессе переговоров о вступлении Россия будет вынуждена привести свое законодательство, систему регулирования рынков в соответствие с мировыми стандартами. А это приведет к упрощению экспорта для российских производителей.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В рамках ВТО сельскохозяйственный аспект обсуждается в основном в двух направлениях: уровень государственных субсидий (максимально допустимый уровень государственных субсидий сельскому хозяйству) и уровень таможенно-тарифной защиты.

Сельское хозяйство во всех странах является отраслью с высоким уровнем государственной защиты, особенно выделяются ЕС, США и Япония. В России расходы на поддержку аграрного сектора сейчас относительно малы, и по большинству сельскохозяйственных культур ей трудно конкурировать с другими странами.

Правила ВТО не предусматривают отмены субсидирования сельского хозяйства, а требуют введения максимального порога для государственный субсидий. Последним российским предложением по установлению допустимого уровня поддержки российских сельхозпроизводителей была сумма в размере $13,8 млрд. Ранее объем субсидирования был объявлен на уровне $16 млрд. В настоящее время сельское хозяйство дотируется на уровне $1 млрд. Россия отстаивает право на возможное бюджетное финансирование, обеспечивающее расширенное воспроизводство и сопоставимое с уровнем поддержки в странах – членах ВТО. А это для России - уровень 1991-1993 годов, то есть $16,2 млрд. в год с поэтапным его сокращением в течение 6 лет до $12,9 млрд. – величина более чем достаточная при любых прогнозах развития российской экономики, проблема скорее заключается в отсутствии средств у бюджета, а также в неэффективности существующей политики расходов.

Так почему же уровень поддержки российских сельхозпроизводителей в четырнадцать миллиардов долларов вызывает возражения членов ВТО, если очевидно, что в ближайшие годы у России таких денег просто не будет? Россия в целом и наше сельское хозяйство в частности переживают период реформирования, а что получится в итоге - пока не понятно. И вполне возможно, что после реформирования Россия запросто сможет обеспечить и заявленный уровень поддержки аграриев, и вообще станет весьма опасным конкурентом на мировом рынке сельхозпродукции. Создается впечатление, что наши оппоненты вполне допускают такую возможность и всерьез этого опасаются.

В вопросах торговли сельхозтоварами от России пытаются добиться отказа от права использования специальных защитных мер, тарифных квот, экспортных субсидий и т.д., и т.п. Некоторые члены ВТО потребовали от России полного отказа от субсидирования отечественного сельхозпроизводства, сославшись на то, что развитие сельского хозяйства должно регулироваться рыночными механизмами. При этом соотношение дотирования сельского хозяйства к площади пашни составляет в странах ЕС $600 на 1 га, в России - $9 на 1 га.

Так что о надеждах выторговать на переговорах существенные поблажки стоит забыть. В частности, сегодня уже с большой долей определенности можно говорить о том, что нам придется отказаться от субсидий на экспорт сельхозпродукции. Из ста сорока четырех членов ВТО только около тридцати имеют экспортные субсидии, и всем, кто вступил в последнее время, экспортные субсидии запрещены.

Что касается тарифной защиты, то действующие в России импортные тарифы значительно ниже, чем в среднем по ВТО, при этом вследствие неэффективности таможенного администрирования даже эти низкие тарифы не выполняют своей защитной функции. Средний уровень тарифных ставок в РФ составляет 14,9 %. В ЕС этот показатель составляет, кстати, 17%, Румынии – 98,6%, Польше – 62,5%, Индии – 124%, Норвегии – 123,7%.

Таким образом, сегодня сельское хозяйство никак нельзя назвать защищенной отраслью. Может ли ситуация ухудшиться после присоединения к ВТО? Если понимать под защищенностью возможность в любой момент произвольно менять тарифы, как это понимает большая часть отечественных производителей, то да. И скорее всего нет, если взвешенно подойти к процессу переговоров и установить достаточно высокие (но при этом работающие) тарифы по продуктам, нуждающимся в защите (Минсельхоз настаивает, чтобы средневзвешенная ставка импортной пошлины сразу после вступления нашей страны в ВТО была 34,7%, а на завершающем этапе – 12,4%).

С другой стороны, главным средством защиты сельского хозяйства (как и промышленности) является дешевый рубль. Именно после девальвации 1998 года абсолютно развалившееся сельское хозяйство вновь начало развиваться. Кроме обменного курса, производство многих сельскохозяйственных продуктов защищено расстояниями: транспортные издержки увеличивают себестоимость продукции европейских производителей на десятки процентов на большинстве российских рынков.

Что касается проблем экспорта отечественной сельхозпродукции, то здесь у представителей агробизнеса пока еще не сформировалось достаточно четких подходов, хотя бы потому, что объемы его невелики. Но в целом производители молочной продукции и зерна указали на то, что для них основным барьером для выхода на внешние рынки являются таможенные пошлины в странах-импортерах.

Прошлый год с перепроизводством зерна вдруг показал вот такую очевидную вещь, что у нас хороший урожай - это не только радость, но еще и большее горе, потому что получается, что выращивают не то, чего нужно, а выращивают то, что растет, а потом проблема реализации, и кто это все съест, никого не интересует. Что делать с этим, как может измениться конкурентная среда? Для всех стран это чрезвычайно больной процесс. Все страны стараются закрыть свои рынки поставки сельхозпродукции. Во всяком случае, они точно закрыты для стран - не членов ВТО. Мы всегда считали себя страной, импортирующей продовольствие. И вот, действительно, только последние годы мы стали думать о том, что у нас есть хороший экспортный потенциал. А рынки для нас закрыты. Открытость экономики неизбежно предполагает специализацию в производстве тех товаров, по которым у страны есть сравнительные преимущества. Таким образом, несмотря на трудности в выходе на внешний рынок, связанные с высоким уровнем госрегулирования отрасли в других странах, у России есть перспективы увеличения экспорта сельхозпродукции.

В общем, конкретные плюсы и минусы вступления России в ВТО зависят от того, на каких условиях мы вступаем. Сельское хозяйство во всех переговорах было наиболее чувствительным направлением. Переговоры идут очень трудно, пока стороны не достигли понимания в отношении тех цифр государственной поддержки АПК, которые Россия запрашивает. Естественно, нам не нужна, да и не по силам, поддержка в размере 40-60 млрд. долл., которые тратят США или ЕС, но в пересчете на душу населения или гектар пашни хотелось бы иметь эквивалентные возможности.

Добиться нормальных конкурентных отношений в мировой торговле отечественные предприятия могут лишь при грамотной и активной политике государства. Вступление в ВТО позволит избегать дискриминационны мер и, кроме того, став членом этой организации, Россия наконец сможет на равных вести диалог с мировым сообществом по основным вопросам регулирования мировой торговли и влиять на ее дальнейшее развитие.

Вступление России в ВТО неизбежно, логика развития мирохозяйственных связей и экономики самой России доказывает это, но оно не должно являться самоцелью, и получение членства в этой организации не может быть достигнуто любой ценой. Главная задача России на переговорах - присоединение на таких условиях, которые бы исключали ущемление ее прав в международной торговле и обеспечили бы реальное улучшение доступа на мировые рынки товаров и услуг. Ни в коем случае не форсируя этот процесс, категорически недопустимо его затягивание - в дальнейшем присоединиться к деятельности важнейшего институционального учреждения, по нормам и правилам которого осуществляется практически вся международная торговля, придется на более жестких условиях.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: