Соглашение СФС содержит ряд принципов, необходимых для соблюдения странами-членами ВТО. Принцип равенства означает, что если меры страны-экспортера обеспечивают уровень охраны здоровья, который является желательным для страны-импортера, то эти меры должны быть приемлемы даже в том случае, если они отличаются от используемых страной-импортером.
Важным является принцип прозрачности, то есть открытости и ясности санитарных и фитосанитарных норм. Страна должны заранее сообщать об изменениях мер СФС, чтобы торговые партнеры имели возможность для соответствующих изменений в производстве с целью удовлетворения новым требованиям этой страны.
Таким образом, национальное законодательство стран не должно противоречить условиям Соглашения СФС. Правовая основа для стандартизации и регулирования продовольственного оборота с России состоит из следующих нормативных актов:
ü Федеральный закон «О стандартизации» (1993 г. с поправками 1995 г.), определяющий правовые основы стандартизации и прав потребителей и производителей с области регулирования качества продукции;
|
|
ü Федеральный закон «О защите прав потребителей» (1992 г. с поправками в 1993 и 1999 гг.), определяющий права потребителей на безопасность и надежную информацию о производителе и качестве товара, включая продовольственные товары;
ü Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1993 г. с поправками в 1999 г.), установивший гигиенические требования к агропродовольственной продукции, которые в обязательном порядке включаются в государственные стандарты;
ü Федеральный закон «О закупках и поставках сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» (1994 г.), определяющий требования к агропродовольственной продукции, закупаемой для государственных нужд (армии, пенитенциарных заведений и проч.);
ü Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений» (1995 г. с поправками 1995 г.), гарантирующий надежность и единство оценок продовольственной безопасности и качества;
ü Федеральный закон «О сертификации продукции и услуг» (1993 г. с поправками1995 и 1998 гг.), регулирующий процесс сертификации в России;
ü Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (2000 г.), регулирующий отношения в области обеспечения качества продовольствия и его безопасности для здоровья человека.
Первый российский стандарт был установлен в 1926 г. на пшеницу. В настоящее время существует почти 900 стандартов на агропродовольственную продукцию и около 1000 - на методы ее тестирования. Процесс вступления в ВТО заметно активизировал процесс разработки стандартов - только за последние 5 лет зарегистрировано около 500 новых стандартов. Помимо разработки новых стандартов интеграция России в мировую экономику требует гармонизации национальных стандартов с международной системой стандартов ISO, Codex Alimentary, стандартами безопасности продовольствия ЕС. Большая проблема - разработка новых методов обнаружения фальсифицированной продукции.
|
|
Так, в области АПК были разработаны новые стандарты на методы тестирования растительного масла и маргаринов, соли, детского питания, на определение соков и напитков. Были введены новые стандарты и ТУ, которые просто не существовали в советское время: йогурты, жевательные резинки. Были также разработаны стандарты на предоставление потребительской информации в соответствии с требованиями ЕС. Так как теперь стандарт этикетки для потребителя гармонизирован с европейскими стандартами, этикетка не требует дополнительной адаптации - ее достаточно перевести с языка на язык. К настоящему моменту чуть менее половины национальных стандартов уже гармонизировано с международной системой.
Безопасность продовольствия в России призвана гарантировать система обязательной сертификации всех видов товаров, включая продовольственные. В стране создано более 300 сертифицирующих организаций и 900 лабораторий. Кроме того, в США, Германии, Венгрии, Болгарии, Турции, Израиле, Финляндии и некоторых других странах, являющихся торговыми партнерами России, аккредитованы организации по сертификации, что позволяет импортерам сертифицировать свою продукцию еще в стране происхождения, до момента реального ввоза.
В соответствии с требованиями соглашений Уругвайского раунда ГАТТ в России создается национальная информационная сеть, основанная на фонде стандартов Госстандарта РФ, а также на научно-технической информации Минсельхоза и Минздрава РФ.
В рамках государственной программы контроля над качеством и безопасностью продовольственных товаров Госстандарт проверяет 15000 предприятий, занимающихся производством продовольствия (около трети предприятий агропродовольственного сектора). Результаты этого контроля представлены в Табл. 2.
Охрана авторских прав в России регулируется базовым федеральным Патентным законом (1992 г.), который регулирует имущественные и неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой защитой и распространением изобретений и промышленных патентов. Закон 1993 г. «Об интеллектуальных и прочих правах» регулирует авторские права в сфере науки, литературы и искусства. Закон «О торговых марках и названии месте происхождения товаров» (1992 г.) защищает права торговых марок и названия мест происхождения товаров. В аграрном секторе наиболее значим закон «О селекционных изобретениях» (1993 г.), который защищает авторские права владельцев новых сортов сельскохозяйственных культур и пород животных.
Табл. 2. Результаты государственного контроля исполнения национальных стандартов и правил обязательного сертифицирования
| 1998 | 1999 | 2000, 1 квартал | |||||||||
Число проверенных предприятий, тыс. | Стоимость проверенной продукции, млн. руб. | Число проверенных предприятий, тыс. | Стоимость проверенной продукции, млн. руб. | Число проверенных предприятий, тыс. | Стоимость проверенной продукции, млн. руб. | |||||||
Всего | Выявлено нарушения | Всего | Запрещено к реализации | Всего | Выявлено нарушения | Всего | Запрещено к реализации | Всего | Выявлено нарушения | Всего | Запрещено к реализации | |
Продовольственые товары, в целом | 10,2 | 8,5 | 1078 | 414 | 10,8 | 8,6 | 884 | 195 | 5,9 | 4,7 | 683 | 138 |
Сахар и хлебопродукты | 2,3 | 1,8 | 84 | 17 | 2,1 | 1,7 | 46 | 15 | 1,5 | 1,1 | 48 | 10 |
Вино | 4,3 | 3,3 | 376 | 329 | 3,4 | 2,3 | 188 | 63 | 1,8 | 1,1 | 145 | 29 |
Ликеро-водочная продук-ция, пиво, напитки | 4,7 | 3,2 | 350 | 48 | 4,2 | 2,7 | 333 | 63 | 2,1 | 1,3 | 281 | 26 |
Мясопродукты | 2,9 | 2,3 | 2993 | 24 | 2,9 | 2,4 | 60 | 23 | 2,0 | 1,7 | 165 | 34 |
Молоко-продукты и сыр | 1,8 | 1,4 | 35 | 9 | 1,9 | 1,5 | 74 | 16 | 0,8 | 0,7 | 75 | 8 |
Рыбопродукты | 1,0 | 0,8 | 55 | 27 | 1,1 | 0,9 | 41 | 19 | 0,7 | 0,6 | 40 | 12 |
Рыбные консервы и морепродукты | 1,1 | 0,8 | 6 | 3 | 1,0 | 0,8 | 7 | 1 | 0,6 | 0,5 | 5 | 3 |
|
|
Текущие таможенные процедуры регулируются Таможенным кодексом, принятым в 1993 г. и скорректированным в 1995 г. В настоящее время обсуждается новый Таможенный кодекс, который нацелен на установление боле прозрачных процедур прохождения таможни в России.
Рис. 3. Результаты государственного контроля исполнения национальных стандартов и правил обязательного сертифицирования (в % запрещенной к реализации продукции в объеме проверенной продукции)
Таким образом, процесс вступления в ВТО обусловлен достаточно активной работой в области развития и гармонизации организационно-правового режима агропродовольственного рынка в стране. С другой стороны, опыт российской истории показывает, что важно не только и даже не столько само по себе законодательство, сколько правоприменение. В этой связи прогресс заметно скромнее.