Развитие фитосанитарных и других технических мер регулирования агропродовольственного рынка в России

 

Соглашение СФС содержит ряд принципов, необходимых для соблюдения странами-членами ВТО. Принцип равенства означает, что если меры страны-экспортера обеспечивают уровень охраны здоровья, который является желательным для страны-импортера, то эти меры должны быть приемлемы даже в том случае, если они отличаются от используемых страной-импортером.

Важным является принцип прозрачности, то есть открытости и ясности санитарных и фитосанитарных норм. Страна должны заранее сообщать об изменениях мер СФС, чтобы торговые партнеры имели возможность для соответствующих изменений в производстве с целью удовлетворения новым требованиям этой страны.

Таким образом, национальное законодательство стран не должно противоречить условиям Соглашения СФС. Правовая основа для стандартизации и регулирования продовольственного оборота с России состоит из следующих нормативных актов:

ü Федеральный закон «О стандартизации» (1993 г. с поправками 1995 г.), определяющий правовые основы стандартизации и прав потребителей и производителей с области регулирования качества продукции;

ü Федеральный закон «О защите прав потребителей» (1992 г. с поправками в 1993 и 1999 гг.), определяющий права потребителей на безопасность и надежную информацию о производителе и качестве товара, включая продовольственные товары;

ü Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1993 г. с поправками в 1999 г.), установивший гигиенические требования к агропродовольственной продукции, которые в обязательном порядке включаются в государственные стандарты;

ü Федеральный закон «О закупках и поставках сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» (1994 г.), определяющий требования к агропродовольственной продукции, закупаемой для государственных нужд (армии, пенитенциарных заведений и проч.);

ü Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений» (1995 г. с поправками 1995 г.), гарантирующий надежность и единство оценок продовольственной безопасности и качества;

ü Федеральный закон «О сертификации продукции и услуг» (1993 г. с поправками1995 и 1998 гг.), регулирующий процесс сертификации в России;

ü Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (2000 г.), регулирующий отношения в области обеспечения качества продовольствия и его безопасности для здоровья человека.

Первый российский стандарт был установлен в 1926 г. на пшеницу. В настоящее время существует почти 900 стандартов на агропродовольственную продукцию и около 1000 - на методы ее тестирования. Процесс вступления в ВТО заметно активизировал процесс разработки стандартов - только за последние 5 лет зарегистрировано около 500 новых стандартов. Помимо разработки новых стандартов интеграция России в мировую экономику требует гармонизации национальных стандартов с международной системой стандартов ISO, Codex Alimentary, стандартами безопасности продовольствия ЕС. Большая проблема - разработка новых методов обнаружения фальсифицированной продукции.

Так, в области АПК были разработаны новые стандарты на методы тестирования растительного масла и маргаринов, соли, детского питания, на определение соков и напитков. Были введены новые стандарты и ТУ, которые просто не существовали в советское время: йогурты, жевательные резинки. Были также разработаны стандарты на предоставление потребительской информации в соответствии с требованиями ЕС. Так как теперь стандарт этикетки для потребителя гармонизирован с европейскими стандартами, этикетка не требует дополнительной адаптации - ее достаточно перевести с языка на язык. К настоящему моменту чуть менее половины национальных стандартов уже гармонизировано с международной системой.

Безопасность продовольствия в России призвана гарантировать система обязательной сертификации всех видов товаров, включая продовольственные. В стране создано более 300 сертифицирующих организаций и 900 лабораторий. Кроме того, в США, Германии, Венгрии, Болгарии, Турции, Израиле, Финляндии и некоторых других странах, являющихся торговыми партнерами России, аккредитованы организации по сертификации, что позволяет импортерам сертифицировать свою продукцию еще в стране происхождения, до момента реального ввоза.

В соответствии с требованиями соглашений Уругвайского раунда ГАТТ в России создается национальная информационная сеть, основанная на фонде стандартов Госстандарта РФ, а также на научно-технической информации Минсельхоза и Минздрава РФ.

В рамках государственной программы контроля над качеством и безопасностью продовольственных товаров Госстандарт проверяет 15000 предприятий, занимающихся производством продовольствия (около трети предприятий агропродовольственного сектора). Результаты этого контроля представлены в Табл. 2.

Охрана авторских прав в России регулируется базовым федеральным Патентным законом (1992 г.), который регулирует имущественные и неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой защитой и распространением изобретений и промышленных патентов. Закон 1993 г. «Об интеллектуальных и прочих правах» регулирует авторские права в сфере науки, литературы и искусства. Закон «О торговых марках и названии месте происхождения товаров» (1992 г.) защищает права торговых марок и названия мест происхождения товаров. В аграрном секторе наиболее значим закон «О селекционных изобретениях» (1993 г.), который защищает авторские права владельцев новых сортов сельскохозяйственных культур и пород животных.

 


Табл. 2. Результаты государственного контроля исполнения национальных стандартов и правил обязательного сертифицирования

 

1998

1999

2000, 1 квартал

Число проверенных предприятий, тыс.

Стоимость проверенной продукции,

млн. руб.

Число проверенных предприятий, тыс.

Стоимость проверенной продукции,

 млн. руб.

Число проверенных предприятий, тыс.

Стоимость проверенной продукции,

 млн. руб.

Всего Выявлено нарушения Всего Запрещено к реализации Всего Выявлено нарушения Всего Запрещено к реализации Всего Выявлено нарушения Всего Запрещено к реализации
Продовольственые товары, в целом 10,2 8,5 1078 414 10,8 8,6 884 195 5,9 4,7 683 138
Сахар и хлебопродукты 2,3 1,8 84 17 2,1 1,7 46 15 1,5 1,1 48 10
Вино 4,3 3,3 376 329 3,4 2,3 188 63 1,8 1,1 145 29
Ликеро-водочная продук-ция, пиво, напитки 4,7 3,2 350 48 4,2 2,7 333 63 2,1 1,3 281 26
Мясопродукты 2,9 2,3 2993 24 2,9 2,4 60 23 2,0 1,7 165 34
Молоко-продукты и сыр 1,8 1,4 35 9 1,9 1,5 74 16 0,8 0,7 75 8
Рыбопродукты 1,0 0,8 55 27 1,1 0,9 41 19 0,7 0,6 40 12
Рыбные консервы и морепродукты 1,1 0,8 6 3 1,0 0,8 7 1 0,6 0,5 5 3

 

Текущие таможенные процедуры регулируются Таможенным кодексом, принятым в 1993 г. и скорректированным в 1995 г. В настоящее время обсуждается новый Таможенный кодекс, который нацелен на установление боле прозрачных процедур прохождения таможни в России.

 


Рис. 3. Результаты государственного контроля исполнения национальных стандартов и правил обязательного сертифицирования (в % запрещенной к реализации продукции в объеме проверенной продукции)

 

Таким образом, процесс вступления в ВТО обусловлен достаточно активной работой в области развития и гармонизации организационно-правового режима агропродовольственного рынка в стране. С другой стороны, опыт российской истории показывает, что важно не только и даже не столько само по себе законодательство, сколько правоприменение. В этой связи прогресс заметно скромнее.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: