Прочие формы технологического обмена

 

Важной формой передачи технологии является поставка комплексного оборудования. Эта поставка представляет собой не только поставку товаров, но и предполагает, прежде всего, строительство объектов «под ключ», поэтому вместе с оборудованием передаются технологии в виде лицензий или ноу-хау.

Наряду с поставками комплексного оборудования в 80-е годы начали активно использоваться и другие формы технологического обмена, при которых передача технологий осуществляется в основном опосредованно. Эти формы в современной литературе часто называют новыми формами инвестиций, или неакционерными формами транснационального капитала.

Наиболее простой из этих форм является заключение субконтрактов, суть которых состоит в том, что крупные иностранные фирмы дают заказы небольшим местным фирмам на производство деталей или конечной продукции.

В обмен на гарантированный местному производителю сбыт его продукции по приемлемым для него ценам иностранная компания устанавливает производственные стандарты посредством передачи ноу-хау, модернизации оборудования и т.п., а в дальнейшем жестко контролирует качество выпускаемой продукции. Если выпускается готовая продукция, то она реализуется под товарным знаком иностранной фирмы.

Контракты «продакшин шеринг» применяются в основном в нефтяной промышленности. В соответствии с таким контрактом иностранная компания осуществляет, например, в развивающейся стране разведку месторождения и в случае обнаружения запасов, достаточных для коммерческой эксплуатации, предоставляет оборудование, ноу-хау, необходимый персонал, получая за это фиксированную часть продукции.

Маркетинговые контракты. Местные фирмы предлагают зарубежной фирме ответственность за продажу своей продукции (или ее части) и, следовательно, контроль за всеми видами деятельности, связанные с продажей продукции. Плата за эти услуги обычно принимает форму выплаты определенного процента от объема продаж.

Самостоятельной формой лицензионных отношений являются контракты на использование товарного знака – франчайзинг, которые предусматривают предоставление прав на использование торговой марки или фирменного названия, а так же оказание услуг по технической помощи, повышению квалификации рабочий силы, организации торговли и управлению. Размеры платежей по этой сделке колеблются от 1,5 до 12% суммарных годовых продаж. Отличительной чертой франчайзинга является сегментирование рынка во избежание конкуренции между его отдельными получателями. Операции по франчайзингу проводятся, как правило, между крупными компаниями и мелкими фирмами или частными лицами, обычно только начинающие бизнес.

В настоящие время франчайзинг широко применяется в международных экономических отношениях. В США, где франчайзинг впервые появился и получил широкое применение, эти сделки подразделяются на три вида:

- франчайзинг продукта и торговой марки, который предусматривает реализацию дилером товаров головной компании исключительно под ее товарным знаком. В этом случае дилер специализируется только на продукции данной компании, что характерно для продаж бензина, автомобилей, безалкогольных напитков;

-комплексный франчайзинг, предусматривающий предоставление дилеру головной компании права на использование товарного знака, разработку маркетинговой стратегии и технологии бизнеса, подготовку руководства по эксплуатации, контроль качества продукции. Такой вид соглашений распространен в сфере ресторанного бизнеса;

-розничный франчайзинг, который практикуется при продажи строительных материалов, мебели, бытовой аппаратуры и др.

В международной практике обычно используются два первых вида сделки.

Принимающая страна получает не малые выгоды от франчайзинга, так как она приобретает управленческий опыт и технические знания. В то время как выгоды имеет и франчайзер, поскольку ему предоставляется возможность контролировать рынок данной страны с минимальными капитальными затратами.

Самостоятельной и очень распространенной формой международного технологического обмена является инжиниринг, который представляет собой совокупность видов деятельности, направленных на оптимизации инвестиций или минимизацию затрат, связанных с реализацией проектов различного назначения.

Инжиниринг – это услуги по использованию технологических и иных научно-технических разработок. В этом заключается его отличие от лицензионной торговли, где объектом купли-продажи является сама технология. Следовательно, инжиниринг является лишь косвенной формой передачи технологии.

Инжиниринговые услуги можно подразделить на три группы:

1. услуги по подготовке производства:

-предпроектные услуги (социально-экономические исследования, изучение рынка, полевые исследования, подготовка технико-экономических обоснований и т.п.);

-проектные услуги (составление генеральных планов и схем, рабочих чертежей, технических спецификаций);

-послепроектные услуги (подготовка контрактной документации, введение проекта, надзор и инспекция);

2. Услуги по организации процесса производства и управления предприятием;

3. услуги по обеспечению реализации продукции.

Среди экспертов инжиниринговых услуг доминирующее положение занимают американские компании, их основными соперниками являются фирмы Великобритании, Германии, Японии, Франции и некоторых других промышленно развитых стран.

 

 



Государственное регулирование передачи технологии


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: