Механизмы формирования имиджа организации

Имидж на сегодняшний день является важнейшей характеристикой организации, играя значимую роль в повышении её конкурентоспособности и привлечении к ней потребителей и партнёров. Имидж выступает как средство, инструмент для решения задач. Но главная его особенность в том, что он сам является объектом управления. Управление корпоративным имиджем как направление теории и практики появилось в США более полувека назад. К настоящему времени в этой сфере уже сложился понятийный аппарат. Его основные элементы:

· Видение - представление об окружающей действительности - настоящей или будущей. Формирование видения - одна из главных обязанностей руководителя организации. Для того чтобы вести корабль через рыночную стихию нестабильности и неопределенности в верном направлении, капитан обязан знать, где он плавает.

· Корпоративная миссия - общественно-значимый статус, социально значимая роль организации. Миссию можно рассматривать как стратегический инструмент, идентифицирующий целевой рынок и широко определяющий бизнес, или основную деятельность предприятия.

· Корпоративная индивидуальность - ценности, суждения и нормы поведения, разделяемые в компании и определяющие сущность индивидуальной корпоративной культуры. Корпоративная индивидуальность - это то, что компания есть на самом деле, аналог личности, индивидуальности человека.

· Корпоративная идентичность - это то, что организация сообщает о себе, о своей индивидуальности. Все, что организация говорит, делает и создает, формирует ее идентичность.

· Корпоративный имидж - это восприятие организации группами общественности. Достижение благоприятного корпоративного имиджа и лояльности потребителей - основная цель управления корпоративной идентичностью.

В целом взаимосвязь вышеназванных понятий можно отразить следующим образом:

Таким образом, исходя из представлений об окружающей действительности и основываясь на миссии организации, имиджмейкер акцентирует отдельные черты корпоративной индивидуальности, тем самым создавая корпоративную идентичность. Корпоративная идентичность в свою очередь                       Рис.2. Механизм формирования имиджа.

является основой корпоративного имиджа. Очень важное значение в данном процессе имеет обратная связь, обусловливающая соответствие имиджа организации её миссии.

Имидж может быть несколько различным для различных групп общественности, поскольку желаемое поведение этих групп в отношении организации может различаться (рис.4). В данном случае имеет место синтез представлений об организации различных групп общественности, в результате которого создается более общее и емкое представление об организации.

Рис.4. Варианты имиджа.

 

 

На сегодняшний день имиджеология располагает обширным арсеналом средств формирования имиджа. Основные из них:

· Позиционирование. Данная технология является наиболее значимой для имиджирования и представляет собой помещение объекта в благоприятную информационную среду.

· Манипулирование. Достаточно распространённый способ коммуникативного воздействия, выполняющий функцию "легенды" или "мифа", маскирующего истинные намерения.

· Мифологизация. Связана с построением двойного сообщения, которое воздействует на уровне сознания и подсознания. В каждом человеке на глубинном уровне присутствуют мифы и архетипы, и задача имиджмейкера заключается в том, чтобы активизировать эту символику в выгодном для себя направлении.

· Эмоционализация. Данный метод связан с переводом какой либо информации с рационального языка на язык эмоциональный.

· Формат. Под ним понимают процессы создания заданных для формирования необходимого имиджа контекстов.

· Вербализация. Данный приём основан на умении имиджмейкера общаться на языке аудитории, направлять вербализацию в нужную сторону, когда необходимо скрыть реальное положение вещей.

· Детализация. Данный приём повышает уровень воздействия информации, поскольку детали, являясь опорными сигналами, дольше сохраняются в памяти.

· Дистанцирование. Данный метод связан с искусственным снятием всего негативного, отрицательного, что разрушает позитивный имидж, снижает его рейтинг.

· Визуализация. Данный приём подразумевает воздействие на аудиторию сразу по нескольким каналам восприятия.

Корпоративный имидж формируется на основе миссии организации, корпоративной индивидуальности и корпоративной идентичности, а сам процесс формирования имиджа организации включает в себя четыре этапа: определение требований целевой аудитории, выявление сильных и слабых сторон объекта, подведение характеристик объекта под требования аудитории и перевод требуемых характеристик объекта в вербальную, визуальную и событийную формы. К числу основных инструментов формирования имиджа организации относятся позиционирование, манипулирование, мифологизация, эмоционализация, формат, вербализация, детализация, дистанцирование и визуализация.



Заключение

 

В заключении данной работы можно сделать следующие выводы:

Для того чтобы получить адекватное представление о самом себе и сделать выводы о необходимости каких-либо изменений, человек должен понимать, чем обусловлено существующее положение дел, и какими средствами можно осуществить изменения. Особое значение при этом имеют основы образования в области психологии. Многие проблемы имиджа можно решить с помощью психолога. Если руководитель не считает нужным прибегать к помощи специалистов, он должен самостоятельно изучить основы психологии (что, безусловно, не сделает его профессиональным психологом).

Привлекательный имидж руководителя неотделим от знания делового этикета и уверенного владения соответствующими навыками. Существуют значительные различия в культурах разных стран и народов. Эти различия обусловлены отличающимися друг от друга условиями формирования культур, например, природными, историческими и др. факторами. Руководитель, намеревающийся работать в другой стране, обязан учитывать сложившиеся там традиции для того, чтобы осуществляемая им деятельность имела успех. Особое значение имеет поддержание имиджа руководителя. Имидж, созданный на родине руководителя, может быть совершенно иначе воспринят за границей. Поэтому каждый руководитель должен учитывать этикетные нормы страны или региона, в которых ему приходится работать.

Один из пунктов посвящен переговорам, так как они являются одной из основных ситуаций, в которых имидж часто играет определяющую роль. Частным случаем переговоров является собеседование. Для многих оно становится самыми важными переговорами в жизни. Поэтому некоторое внимание уделено и проблеме представления себя на собеседовании. Практически каждый руководитель хотя бы раз в жизни проходил этот этап.

Особое значение имеет подготовка компанией (при непосредственном участии руководителя) своих сотрудников. Кандидатов на руководящие должности в будущем на Западе давно принято готовить внутри компании. Сотрудники, обучению и подготовке которых компания уделяет достаточное внимание, более лояльны к ней и способствуют улучшению имиджа компании в глазах других людей. Имидж организации неотделим от имиджа руководителя. Таким образом, способствуя профессиональной подготовке сотрудников, принимая участие в их делах, руководитель может завоевать их уважение и признательность, и его имидж существенно улучшится.

Заключительный пункт посвящен проблеме выбора методов формирования имиджа. Существует достаточно много способов совершенствования имиджа, однако для всех можно считать справедливым правило о том, что главная задача в этой деятельности – определение цели. После выбора цели возникает вопрос адекватной самооценки и анализа оценки, которую могут дать окружающие. Выбор собственно метода формирования имиджа является сугубо индивидуальной задачей, и зависит от решения первых двух. Кроме того, выбор определяется имеющимися в наличии финансовыми, временными и другими ресурсами.



Литература

 

1. Аверченко Л.К., Залесов Г.М. Психология управления: Курс лекций/ Л.К. Аверченко, Г.М. Залесов и др. – Новосибирск, М., 1997 – 152 с.

2. Алешина И.В. Корпоративный имидж // Маркетинг, 1998, № 1 – 94 с.

3. Деркача А.А., Лаптева Л.Г. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002 - 640 с.

4. Иванова С.В. Корпоративная культура: традиции и современность // Справочник кадровика, 2000, №4 – 82 с.

5. Лысикова О.В. Имиджеология и паблик рилейшнз в социокультурной сфере: учеб. пособие/О.В. Лысикова, Н.П. Лысикова. – М.: Флинта: МПСИ, 2006 – 168 с.

6. Панфилова А.П. Имидж делового человека. - Знание, ИВЭСЭП; 2007 - 490 с.

7. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2002 – 223с.

8. Харитонова Е.В. "Имидж организации – миссия выполнима" // Со-Общение. 2001, № 11 – 88 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: