Законодательные аспекты патронатного воспитания

Введение

 

В современных условиях кризиса остро стоит вопрос о семейных формах устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Но, несмотря на такие условия, детей, воспитывающихся в детских домах не становится меньше, а наоборот их число растет. И вопрос об их помещении в семью остается открытым и необходимым, ведь только в семье ребенок может получить ту долю любви и заботы, тот первый жизненный опыт семейных отношений, те первые ценности и нормы общественной жизни, которые необходимы для полноценного становления и развития человека в обществе.

Таким образом, из всех известных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, наиболее приемлемой и перспективной в настоящее выступает патронатное воспитание. Оно является самым молодым видом устройства детей в семью и поэтому, еще только начинает прививаться в нашей стране, в которой в течение продолжительного времени существовали лишь детские дома и специализированные школы-интернаты для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Целью данной исследовательской работы является изучение патронатного воспитания как перспективной формы устройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. определить сущность и содержание понятия "патронатное воспитание";

2. выявить основные законодательные аспекты патронатного воспитания;

3. определить основные отличия патронатного воспитания от других форм устройства детей в семью;

4. изучить опыт патронатного воспитания в Ярославской области;

5. провести исследование общественного мнения о системе патронатного воспитания в Ярославской области.

Объектом исследования данной работы выступают патронатные воспитатели, желающие взять на воспитание ребенка из детского дома.

Предмет нашего исследования – патронатное воспитание как форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Информационной базой проведенного исследования послужили:

· официальные источники и документы (Гражданский кодекс РФ, Закон Ярославской области "О формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ярославской области" от 30.05.06, Федеральный закон № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей");

· интернет-ресурсы;

· литература по созданию патронатной семьи (Банс Морис, Рикардс Анна, Речел Харви, Бардышевская М.К., Лебединский В.В., Волкова Е., Грибанова Л. и т.д.).

 



Сущность понятия патронатного воспитания

Понятие патронатного воспитания

Патронатное воспитание – форма устройства ребенка в семью при обязательном разграничении прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка между патронатным воспитателем и уполномоченной организацией органа опеки и попечительства. Смысл введения этой формы устройства – это необходимость обеспечить профессиональную работу с ребенком и семьей как до, так и после помещения ребенка в семью.

В России патронат стал известен со времен Екатерины П, также он активно применялся в годы Великой Отечественной войны для того, чтобы помочь детям, оставшимся без попечения родителей.

Толковый словарь Даля дает такое определение понятию "патрон" – покровитель, заступник, или благодетель.

В развитых странах благодаря широкому распространению этой формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствуют детские дома.

Первая экспериментальная площадка по устройству детей в патронатные семьи в России начала работать в 1994 году на базе Детского дома № 19 г. Москвы. За годы работы созданы уникальные технологии обучения и сопровождения патронатных воспитателей, сотни детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются не в стенах детского дома, а в любящих и профессионально подготовленных семьях.

В настоящее время патронат широко распространяется по всей России: в Москве, Московской, Пермской, Владимирской, Новгородской, Курганской, Читинской, Ярославской областях, в Архангельске, республике Карелия, в Башкортостане, Калининграде и других регионах.

Патронатное воспитание является более гибкой формой устройства детей в семью и позволяет жить в семье ребенку любого возраста, как при наличии у него установленного юридического статуса, так и непосредственно сразу после изъятия из семьи, вместо помещения его в приют.

Опыт работы детского дома № 19 г. Москвы переняли уже более 20 регионов России. Во многих из них идея патронатного воспитания была поддержана местными властями, в таких случаях патронат распространялся активно и дал хорошие результаты. Уже сегодня в России есть территории, с которых не поступает новых детей в казенные учреждения – все они устраиваются в семьи. Пока это совсем небольшие территории, например, Центральный округ города Москвы. Однако хочется верить, что за патронатным воспитанием – будущее, и настанет день, когда детские дома исчезнут навсегда.

Так что же дает патронатное воспитание семье и ребенку? Почему оно является наиболее перспективной формой устройства детей-сирот?

Для патронатных воспитателей патронат это:

1. специальные подготовительные занятия, на которых родители узнают, как воспитывать ребенка, не рожденного в их семье; получают необходимые для этого навыки; реально оценивают свои возможности; понимают, для какого ребенка их семья подойдет наилучшим образом;

2. помощь и поддержка государства, благодаря которой ребенок сохраняет льготы, положенные воспитаннику детского дома (право на льготное поступление в учебное заведение, на получение жилплощади по достижению 18 лет и пр.), а родители получают пособие на его воспитание;

3. трудоустройство, то есть с родителями заключается трудовой договор, по которому родитель становится сотрудником детского дома, получает небольшую зарплату, ему идет трудовой стаж и предоставляется отпуск;

4. постоянная помощь высококвалифицированных специалистов, которая заключается в том, что в любое время родители могут обратиться за консультациями к команде профессионалов: врачам, психологам, педагогам, социальным работникам. Они помогут решить любые вопросы – юридические, психологические, медицинские, педагогические и др.;

5. получение новой профессии и профессиональный рост, посредством посещения тренингов на "горячие" темы – "Я воспитываю подростка", "Идем в школу", тренинг родительских навыков "Я воспитываю ребенка" и т.д. Получая опыт, патронатный воспитатель может стать настоящим профессионалом в деле воспитания детей, и, возможно, найти не только ребенка для себя, но и свое призвание в жизни.

Для ребенка, оставшегося без родителей и приходящего в новую семью, патронатное воспитание это:

1. возможность, независимо от статуса, возраста и сроков пребывания, воспитываться в любящей семье, а не в детском доме, то есть ребенок может быть помещен в патронатную семью, несмотря на то, что у него есть кровные родители, которые не отказались от него, и, несмотря на взрослый возраст;

2. возможность для ребенка иметь социальные гарантии, как и выпускники детского дома, воспитанники патронатных семей имеют право на жилплощадь, льготы на медицинское обслуживание и дополнительные права при получении высшего образования;

3. возможность для ребенка приобретать полноценный жизненный опыт, то есть ребенок, воспитываясь в любви и заботе, приобретает навык в семейных отношениях;

4. возможность для ребенка получать квалифицированную помощь специалистов;

5. возможность получить сведения о своих кровных родителях.

Таким образом, патронатное воспитание является наиболее гибкой формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, которая позволяет устроить в семью абсолютно любого ребенка, нуждающегося в этом, а в перспективе может заменить систему социальных приютов и детских домов. Патронатное воспитание имеет множество плюсов по сравнению с другими формами устройства, как для самих воспитанников, так и для патронатных воспитателей. Благодаря ей, ребенок находится в семье, окружен любовью и заботой, а у патронатных родителей есть шанс попробовать себя в новой роли родителя и получить за это материальное вознаграждение, что является особо актуальным в современный период развития нашей страны.

 

Законодательные аспекты патронатного воспитания

 

Патронатное воспитание пока что не вошло в федеральное законодательство и регулируется законами ряда регионов (Где применяется патронатное воспитание).

В Ярославской области документом, регулирующим патронатные отношения, выступает Закон Ярославской области "О формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ярославской области" от 30.05.06. Данный Закон регулирует правоотношения по установлению форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ярославской области.

Закон состоит из пяти глав, регулирующих отношения семьи и ребенка.

Первая глава отражает общие положения Закона. Основные понятия, применяемые в Законе:

· патронат – форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью и оказания помощи выпускникам образовательных учреждений для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей;

·  патронатный воспитатель – совершеннолетнее дееспособное лицо, осуществляющее патронат в соответствии с положениями настоящего Закона.

Порядок и условия применения дополнительных форм устройства детей (то есть патронатное воспитание), оставшихся без попечения родителей, регулируются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Ярославской области.

К основным задачам патроната данный Закон относит:

1. реализация права ребенка жить и воспитываться в семье;

2. социальная адаптация и социально-психологическая реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

3. социализация несовершеннолетних;

4. защита прав и законных интересов несовершеннолетних;

5. постинтернатная адаптация детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Кроме того, данный Закон утверждает основные учреждения, которые организовывают патронатное воспитание – это государственные образовательные учреждения Ярославской области или муниципальные образовательные учреждения, учреждения социальной защиты населения, учреждения здравоохранения и другие учреждения, в которых содержатся (воспитываются и (или) обучаются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (далее – учреждение по патронату), в соответствии с их уставами.

Вторая глава данного Закона отражает организацию и осуществление патроната. Существует три вида патроната:

1. патронатное воспитание – форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, при которой ребенок передается на содержание и воспитание в семью патронатного воспитателя;

2. патронатное воспитание в условиях гостевого режима – форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, при которой ребенок передается на содержание и воспитание в семью патронатного воспитателя на срок до 30 дней;

3. постинтернатный патронат – форма оказания патронатным воспитателем помощи выпускнику образовательного учреждения из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период его адаптации к самостоятельной жизни.

Закон определяет лиц, которые могут быть переданы на патронатное воспитание. К ним относятся: дети-сироты, дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, находятся в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание, дети, родители которых уклоняются без уважительных причин от воспитания, содержания детей или от защиты их прав и интересов, дети, родители которых неизвестны или их место нахождения не установлено, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.

Для установления патроната необходимо решение органа опеки и попечительства о возможности применения такой формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, для конкретного ребенка.

Передача несовершеннолетнего на патронатное воспитание не влечет за собой возникновения между патронатным воспитателем и несовершеннолетним алиментных и наследственных правоотношений.

Основанием для установления патроната выступает договор о патронате, который заключается между органом опеки и попечительства, учреждением по патронату и патронатным воспитателем.

Данный закон определяет основные гарантии, права и обязанности патронатного воспитателя.

Патронатному воспитателю, заключившему договор о патронате в виде патронатного воспитания, ежемесячно выплачивается вознаграждение, величина которого составляет три минимальных размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством, за каждого ребенка.

Четвертая глава Закона определяет финансирование патроната, контроль и координацию его деятельности.

Расходы, связанные с реализацией настоящего Закона, относятся к расходным обязательствам Ярославской области и финансируются за счет средств, предусмотренных на эти цели в законе Ярославской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Расходы, связанные с выплатой денежных средств на содержание ребенка, и вознаграждение патронатному воспитателю и воспитателю семейно-воспитательной группы, производимые государственными учреждениями Ярославской области, включаются в сметы этих учреждений в пределах ассигнований на соответствующий финансовый год.

Контроль за проведением патроната осуществляют Администрация Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области. Текущий контроль осуществляют учреждения, организовывающие патронат.

Закон вступил в силу 23 июня 2006 года и действует до сих пор.

Таким образом, изучив Закон Ярославской области "О формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ярославской области" от 30.05.06., мы выявили основные законодательные аспекты патронатного воспитания, которые в нем отражены.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: