Государственное регулирование инвестиционной деятельности

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине Экономика предприятия

специальность 080502 – Экономика и управление на предприятии (торговли)

 

Тема: Финансовые инвестиции: понятие, управление ими

 

 

Выполнил

Студент 3 курса группа 36

Очная форма обучения

Фамилия, И.О

подпись

Преподаватель

Фамилия, И.О

 

Москва 2010 г.


Оглавление

 

Введение

1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности

2. Классификация инвестиций

3. Оценка эффективности финансовых инвестиций

4. Пример расчета эффективности финансовых инвестиций

Заключение

 




Введение

 

«Инвестиции» — слово иностранного происхождения (от лат. investire, нем. investition), в переводе — долгосрочное вложение капитала в какие-либо объекты, социально-экономические программы, проекты в собственной стране или за рубежом с целью получения дохода и социального эффекта.

На законодательном уровне понятие инвестиций было закреплено с принятием в 1991 г. Закона Российской Федерации «Об инвестиционной деятельности в РСФРФ» в соответствии, с которым под инвестициями стали понимать денежные средства, целевые банковские вклады, паи и акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) или достижения положительного социального эффекта.

В отечественной экономической литературе до 80-х годов термин «инвестиции» для анализа процессов социалистического воспроизводства практически не использовался, основной сферой его применения были переводные работы зарубежных авторов и исследования в области капиталистической экономики. Базисным понятием инвестиционной деятельности являлось понятие капитальных вложений.

В последующий период термин «инвестиции» получил более широкое распространение в научном обороте, стал использоваться в правительственных и нормативных документах. Однако большей частью инвестиции отождествлялись с капитальными вложениями. Инвестиции (капитальные вложения) рассматривались в двух аспектах: как процесс, отражающий движение стоимости в ходе воспроизводства основных фондов, и как экономическая категория — система экономических отношений, связанных с движением стоимости, авансированной в основные фонды от момента мобилизации денежных средств до момента их возмещения.

Более широкая трактовка инвестиций в рассматриваемый период была представлена позицией, согласно которой инвестиции выступают как вложения не только в основные фонды, но и в прирост оборотных средств, нашедшая отражение в Типовой методике определения экономической эффективности капитальных вложений 1981 г. и других методических рекомендациях. В основе данного подхода лежало положение о том, что основные фонды не функционируют в отрыве от оборотных средств и, следовательно, прирост прибыли (дохода) является результатом их совместного использования.

Обращение к трактовке термина «инвестиции» в зарубежной экономической литературе показывает, что в различных школах и направлениях экономической мысли определения понятия «инвестиции» содержат общую существенную черту — связь инвестиций с получением дохода как целевой установки инвестора.

В наиболее общем виде инвестиции понимаются как вложения капитала с целью его увеличения в будущем. Такой подход к определению понятия «инвестиции» является господствующим как в европейской, так и в американской методологии.

Вместе с тем нередко встречается позиция, в соответствии с которой предлагается различать категории «инвестиций», с одной стороны, и «вложений капитала», с другой стороны, на том основании, что отличительным признаком инвестиций, по мнению ее представителей, является производительный характер данной категории. При этом под инвестициями понимается, как правило, приобретение средств производства, а под вложениями капитала — покупка финансовых активов.

Существует и другой подход к определению инвестиций, обусловленный возросшим значением рынка ценных бумаг как механизма, опосредующего перемещение реального капитала в странах развитой рыночной экономики. В его рамках инвестиции определяются как вложения в ценные бумаги.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности

 

Регулирование инвестиционной сферы осуществляется государством с помощью комплекса правовых, экономических и административно-управленческих мер в интересах формирования в стране благоприятного инвестиционного климата, обеспечения экономически выгодных условий для осуществления инвестиционной деятельности с целью удовлетворения национальных интересов в настоящем и на перспективу. Эффективность государственного регулирования предполагает создание инвестиционной системы, способной обеспечить устойчивую взаимосвязь и единство всех уровней экономики. Это означает, что механизмы государственного регулирования в сфере инвестиций должны быть основаны на реальных процессах, происходящих в бюджетной сфере, налоговой, социальной, на кредитном и финансовом рынках, учитывать финансовое положение и состояние производственного потенциала на уровне хозяйствующих субъектов.

Финансирование инвестиционной деятельности осуществляется через финансовый механизм. Он представляет собой систему форм и методов организации финансовых отношений, в результате функционирования которых происходит формирование доходов и накоплений, денежных фондов как источников осуществления инвестиций.

Бюджетный, налоговый, амортизационный механизм — те составляющие финансового механизма, которые приводят в движение финансовые ресурсы, трансформируют их в инвестиционные.

Финансовый механизм регулирования инвестиционной сферы включает в себя две составляющих — нормативно-правовую базу инвестиционного процесса и формы и методы формирования и распределения доходов государства и хозяйствующих субъектов, направляемых на инвестиционные цели.

Нормативно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности является одной из основополагающих функций государственного управления. Перечень документов, регулирующих инвестиционную деятельность в России достаточно широк, основные из них, имеющие прямую инвестиционную направленность представлены ниже.

Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991 г. № 1488-1. В законе определяются правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности на территории России, его основная направленность - эффективное функционирование экономики страны и обеспечение равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности вне зависимости от форм собственности.

Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ является основополагающим в регулировании правовых, экономических и финансовых основ воспроизводства простого и расширенного основного капитала. В нем также устанавливаются гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.

Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ. Содержание и цели данного закона состоят в развитии альтернативных форм финансирования инвестиций в средства производства, защите прав собственности, прав участников инвестиционного процесса, обеспечении эффективности инвестирования.

Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ определяет условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации, гарантии их прав на инвестиции, доходы и прибыль, получаемые от инвестиционной деятельности. Механизм реализации этого закона направлен на привлечение иностранных инвестиций в форме финансовых и материальных ресурсов, передовых технологий и эффективного менеджмента, совершенствование и развитие международной практики инвестиционного сотрудничества.

Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ направлен на привлечение отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации, создание и реконструкцию, эффективное использование недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений. Закон определяет и гарантирует права и интересы обеих сторон концессионного соглашения.

Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ. Данный закон регулирует инвестиционную деятельность в области недропользования в Российской Федерации. Он устанавливает правовые, экономические и финансовые отношения по поводу осуществления российских и иностранных инвестиций, направляемых па поиск, разведку и добычу минерального сырья на территории страны и ее континентальном шельфе.

Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» от 29 ноября 2001 г. №156-ФЗ регулирует механизм формирования инвестиционных ресурсов в денежной, финансовой и натурально-вещественной форме через размещение акций, доверительное управление с целью их последующего инвестирования.

Федеральный закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ является одним из основополагающих документов в системе государственного финансирования реальных инвестиций. В состав федеральных государственных нужд включаются и федеральные целевые, и межгосударственные целевые программы, в которых участвует Российская Федерация. Закон устанавливает общие правовые и экономические принципы и порядок формирования и исполнения на контрактной основе заказов на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд предприятиями, организациями и учреждениями независимо от форм собственности. Объемы финансирования целевых программ из федерального бюджета предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете на планируемый период.

Указ Президента Российской Федерации «О частных инвестициях в Российской Федерации» от 17 сентября 1994 г. № 1928. Действие указа направлено на развитие инициативы частных инвесторов и более эффективного использования частных инвестиций в Российской Федерации в условиях рыночной экономики. В нем представлен механизм оказания государственной поддержки частным инвесторам на основе конкурсного отбора высокоэффективных коммерческих инвестиционных проектов, связанных в первую очередь с развитием "точек роста" экономики.

Указ Президента Российской Федерации «О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров» от 18 ноября 1995 г. № 1157. Основное значение документа состоит в укреплении и повышении эффективности механизма финансирования инвестиционной деятельности за счет потенциала финансового и фондового рынков. В Указе подчеркивается, что одним из важнейших направлений государственной политики на финансовом и фондовом рынках страны является обеспечение прав граждан - вкладчиков кредитных учреждений и коммерческих организаций, которые привлекают денежные средства населения и юридических лиц. Действие указа направлено также на защиту прав акционеров акционерных обществ от противоправных посягательств и коммерческих рисков, возникающих при осуществлении банками, кредитными организациями и акционерными обществами предпринимательской деятельности.

Формы и методы финансирования инвестиционной деятельности могут носить прямой и косвенный характер участия государства в инвестировании. Например, финансирование целевых государственных программ, софинансирование, предоставление государственных гарантий — носят характер прямого участия государства в финансировании инвестиций. Предоставление налоговых льгот, возможность использования ускоренной амортизации являются примерами косвенного финансирования, через экономические рычаги. Государство «приглашает» к инвестированию, предоставляя различного рода преференции, не используя при этом метод прямого финансирования. Реализованный на практике метод косвенного финансирования, отражается на доходах государства, уменьшая их или увеличивая в зависимости от эффективности освоенных инвестиций. Метод финансирования - это способ участия государства в финансировании инвестиций -прямой или косвенный. Практическая реализация методов финансирования осуществляется в разных формах. Т.е. метод прямого финансирования за счет государственных средств может осуществляться, например, в форме финансирования целевых государственных федеральных программ или в форме финансовой поддержки высокоэффективных коммерческих инвестиционных проектов.

И в российской, и в зарубежной практике существуют различные формы прямого государственного финансирования инвестиционной деятельности. Как правило, такое финансирование распространяется на инвестиционные проекты, имеющие особую значимость для развития национальной экономики. При этом финансовая помощь оказывается и тем проектам, которые осуществляются в рамках целевых государственных федеральных, региональных и муниципальных программ, и высокоэффективным коммерческим инвестиционным проектам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: