Понятие и сущность малого бизнеса

Нижегородский государственный университет

Им. Н. И. Лобачевского

 

 

Экономический факультет

Кафедра «Экономики народного хозяйства»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине «Государственное регулирование национальной экономики»

на тему:

 

Развитие и поддержка малого бизнеса как фактор подъема национальной экономики

 

 

Руководитель______________________

                                                                                      должность

__________________________________

                                                      Ф. И. О.                      подпись               

Студент___________________________

                                                                              курс, группа

__________________________________

                                               Ф. И. О.                подпись

 

Г. Н. Новгород, 2010 г.


План:

Введение....................................................................................................................................3

 

Глава 1. Теоретические основы малого бизнеса как фактора подъема национальной экономики:

1.1. Понятие и сущность малого бизнеса..............................................................................4

1.2. Классификация малого бизнеса и факторов, ее определяющих..................................5

1.3. Национальные особенности малого бизнеса в других странах: зарубежный опыт.................................................................................................................................................8

 

Глава 2. Анализ малого бизнеса как фактора подъема национальной экономики в народном хозяйстве:

2.1. Состояние нормативной базы, регулирующейразвитие и поддержка малого бизнеса как фактор подъема национальной экономики..........................................................12

2.2. Система государственных органов управления малого бизнеса в народном хозяйстве.......................................................................................................................................14

2.3. Анализ механизмов воздействия органов государственной власти малого бизнеса..........................................................................................................................................15

Глава 3. Стратегия решения малого бизнеса как фактора подъема национальной экономики в народном хозяйстве:

3.1. Анализ уровня и динамики малого бизнеса в национальном хозяйстве; в региональном разрезе.................................................................................................................20

3.2. Возможности и перспективы совершенствования государственного регулирования малого бизнеса на федеральном и на региональном уровне..................................................23

 

Заключение............................................................................................................................. 26

Список использованной литературы.................................................................................. 28

Приложения........................................................................................................................... 30

 

 

Введение.

  В наше время роль малого бизнеса сравнительно недооценена, именно по этому Россия находится на одном из последних мест по количеству малых предприятий и развитости этой формы бизнеса. Несмотря на то, что малые предприятия приносят немалый доход в государственную казну, тем самым, снижая уровень инфляции, также значительно сокращая уровень безработицы, административные барьеры слишком высоки, соответственно малый бизнес развивается очень медленно.

 

 В условиях современной рыночной экономики развитие малого бизнеса имеет огромное значение для экономики страны и благосостояния граждан. В сфере торговли и общественного питания работает более 50% малых предприятий России. Если добавить к ним еще и индивидуальных предпринимателей, то торговый сегмент в структуре малого бизнеса вырастет почти до 80%. Тогда как производственный и строительные сектора составляют лишь 13% каждый. Менее 2% приходится на наукоемкие отрасли. Около 2% — на частное здравоохранение. Актуальность данного вопроса обусловила выбор темы курсовой работы.

 

  Начиная писать работу, сформировались следующие цели: изучить развитие и поддержку малого бизнеса как фактора подъема национальной экономики, выяснить преимущества и недостатки, а также роль малого бизнеса как фактора подъема национальной экономики. Кроме того, рассмотреть малый бизнес в России и за рубежом.

 

 

Глава 1. Теоретические основы малого бизнеса как фактора подъема национальной экономики:


Понятие и сущность малого бизнеса.

Предприятие малого бизнеса - это независимо управляемая, не доминирующая в области своей деятельности фирма, отвечающая определенным стандартам размеров в плане количества работников и годового объема поступлений. Существует и другое определение: малый бизнес - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями.

  Мировой опыт и практика убеждают, что важным элементом рыночной экономики является существование и взаимодействие больших, средних и малых предприятий. При этом малое предпринимательство рассматривается не только как дополнение к большому производству, а как самостоятельная форма функционирования и развития современных продуктивных сил - гибкая, жизнеспособная, эффективная, прогрессивная.

  Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т. д.. Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.

  Однако одной из наиболее острых проблем деятельности большей части субъектов малого предпринимательства является проблема поиска и получения финансовых ресурсов, необходимых для авансирования процесса хозяйствования. Поэтому особое значение для развитии сектора малого бизнеса имеет проблема государственного содействия в финансовом обеспечении предприятия малого бизнеса.

  Малое предпринимательство представляет собой составную часть общей системы предпринимательства, а малые предприятия следует рассматривать в качестве элементов малого предпринимательства.

Предприниматель, которым может быть любой субъект капитала (отдельное лицо, группа лиц, фирма, объединение), осуществляет соединение средств производства, которыми он владеет (распоряжается), с рабочей силой посредством купли последней и ее использования (распоряжения ею) в процессе хозяйствования.
  Предприниматель не может хозяйствовать вне конкуренции: организуя производство, он должен конкурировать, а, конкурируя, - организовывать производство.
1.3. Национальные особенности малого бизнеса в других странах: зарубежный опыт.

 

Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малый бизнес оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых рабочих. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ субъекты малого предпринимательства в отдельных странах играют ведущую роль. Высокий уровень развития малого предпринимательства является необходимым условием успешного функционирования рыночной экономики. Малый бизнес в развитых странах мира во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

Малые предприятия играют важную роль во всем мире. В последние несколько лет в странах Западной Европы, в США и Японии большое значение приобрел малый бизнес (где он представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий). Основная масса их - это мельчайшие предприятия с числом работающих не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах.

 

Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества. В малом предпринимательстве кроются большие резервы для развития экономики.

Например, малые и средние фирмы США производят 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора. На этих предприятиях сосредоточена половина всех занятых в частном секторе работников. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в экономике США, относящихся к сфере научно-технического прогресса.

В последние годы ускорились концентрация и централизация капитала в странах Европы, например, в стальной промышленности Бельгии, нефтяных концернах Испании, в АПК Дании и Нидерландов, а также концернах стали, фармацевтики, деревообработки Швеции, в часовой промышленности Швейцарии, в автомобильной промышленности Германии. Важнейшая черта концентрации и централизации капитала состоит в том, что разорение многих мелких и средних фирм не привело к исчезновению малого бизнеса. Он выжил, проявил способность к воспроизводству и вызвал интерес к себе со стороны крупных концернов. Мелкие и средние фирмы отыскивают специализированные ниши, где выступают субподрядчиками концернов в крупносерийном производстве. В Западной Европе примерно половина продукции обрабатывающей промышленности изготавливается на мелких и средних предприятиях. Не являясь монопольными, они все свои усилия направляют на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта. Транснациональные корпорации предоставляют им возможность первыми апробировать новую продукцию, чтобы самим перейти к массовому производству. Место разоряющихся мелких фирм занимают новые, таким образом идет их воспроизводство.

Малые предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг. Данные по вкладу малых и средних предприятий (МСП) в экономику передовых промышленно развитых стран приведены в таблице 1.

 

 

Таблица 1.

Показатели, характеризующие состояние МСП в разных странах

Страны               

Кол-во МСП

(тыс.)    

Кол-во МСП на 1000 жителей               

Занято в МСП (млн.чел)

Доля МСП в общей численности занятых (%)                Доля МСП в ВВП (%)               
Великобритания

2630   

46

13.6

49 50--53
Германия 

2290

37

18.5

46 50-52  
Италия

3920

68

16.8

73        57-60  
Франция   

1980

35

15.2

54 55-62
Страны ЕС

15770 

45

68

72 63-67
США       

19300 

74.2

70.2    

54        50-52  
Япония     

6450   

49.6    

39.5    

78        52-55
Россия       844

5.65

8.3       13        10-11
               

 

 

Как видно из данной таблицы, вклад малых и средних предприятий в экономику трудно переоценить. Несмотря на то, что количество малых предприятий колеблется от 37 до 74,2 на 1000 жителей, несмотря на это их вклад в ВВП составляет более 50%. В то время как для России характерны как малая численность таких предприятий, так и незначительный их вклад в ВВП. Малые и средние предприятия могут решить и проблему занятости населения. Как видно из таблицы, наименьший процент занятости населения, от общей численности занятых - в Германии и составляет 46%. Для России эта цифра равна 10-11%. Таким образом, в перспективы для роста у нашей страны имеются.

Процесс развертывания малых предприятий тесно связан с отраслевой спецификой и экономическими механизмами, действующими в той или иной стране. По этой причине при оперировании цифровыми показателями и сравнении опыта развитых капиталистических стран с процессом формирования малой экономики в России следует помнить о различиях в уровнях развития институциональной и производственной инфраструктур, в отраслевой структуре национального хозяйства, т.е. необходимо учитывать социокультурные особенности используемого опыта.

Национальные особенности оказывают значительное влияние на процесс включения малых и средних фирм в производственные структуры. В западноевропейских источниках выделяется несколько видов такого включения.

В Германии 2 млн. мелких и средних фирм производят до 50 % ВВП и обеспечивают 66 % занятости. Эти фирмы не уступают крупным в организации менеджмента, подготовки кадров, нововведениях. Государство поощряет частные банки на расширении возможностей финансирования мелких и средних компаний в целях оказания им поддержки и содействия развитию.

В Италии малые и средние компании, число которых превышает средние показатели по ЕС, образуют основу обновления экономики страны. Они уже доказали свою способность обеспечить высокий уровень конкурентоспособности экспортной продукции.

Во Франции малые и средние фирмы чаще всего встречаются в аграрно-продовольственном секторе, подрядных работах, в издательском деле, авиа- и судостроении.

В Португалии малые и средние фирмы производят основную массу промышленной продукции. Уже в 1982 г. компании с числом занятых менее 10 чел. составляли здесь 70 % всех промышленных компании, а фирмы с числом занятых 500 чел. - лишь 0,4 %.

В России, темпы роста количества малых предприятий достаточно низкие, несмотря на общую стабилизацию экономики страны. Если же смотреть на количество рабочих мест приходящихся на малые предприятия, то складывается иная картина. Во многих регионах, наблюдается значительный рост рабочих, занятых на предприятиях малого бизнеса, но общероссийский показатель по росту количества занятых на данных предприятиях отстает от роста количества самих предприятий, а в последний год наблюдается даже спад. Это говорит о том, что преимущественно создаются мелкие предприятия, с малым числом занятых на рабочих мест.

 

Глава 2. Анализ малого бизнеса как фактора подъема национальной экономики в народном хозяйстве:

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: