Диверсификация ФПГ как один из этапов формирования рынка

 

Финансово-промышленные группы претерпели в своем развитии довольно длительную эволюцию. Процесс централизации проходит на начальном этапе горизонтально – объединялись предприятия одной отрасли. После централизация стала развиваться и по вертикали: орбиту объединений стали входить предприятия, связанные единой цепочкой технологического цикла. Такая форма централизации капитала получила название диверсификации. Развитию процесса централизации по вертикали способствовала антитрестовская политика государства, стремящегося не допустить монополизацию определенной отрасли одним или группой промышленных гигантов. Диверсификация позволяла решать следующие задачи:

- в результате непрерывно трансформирующейся структуры рынка и изменений наиболее прибыльных сфер приложения капитала финансово-промышленные объединения меняли приоритеты в своей работе, ориентируясь на более рентабельные;

- диверсифицированные концерны могли проводить исследования в смежных с основанной отраслью. Это позволило получать новые материалы, разработки, технологии, обеспечивающие обновление ассортимента. Прежние тресты, изготавливающие один вид продукции, превратились в сложные финансово-промышленные объединения [5].

Финансово-промышленная группа должна придерживаться поэтапной диверсификации. Поэтапная диверсификация – это стратегия, при которой компания концентрируется на одном направлении бизнеса, пока не достигнет своих конкурентов на этом рынке. И только после этого принимается за другую сферу деятельности. На рис.2.1 приведены примеры такого подхода [7].

 

Рис 2.1 − Поэтапная диверсификация

 


Опыт подтверждает, что, как только небольшая или средняя фирма добивалась определенного успеха на рынке конкретного товара, увеличивала свои обороты, она очень скоро становилась на путь диверсификации. В результате из специализированных объединений они становились многоотраслевыми, темпы их роста ускорялись. Стремясь увеличить оборот своего капитала, компании уже не ограничивались производством. Они брались, в частности, за сбыт и перевозки, подчиняя себе с этой целью или приобретая фирмы оказались не в состоянии поспевать за темпами научно-технического прогресса. Многие из них поглощаются крупными объединениями или попадают в зависимость от них, включаются в холдинговые компании.

Главной причиной, по которой компании не только мелкие, но и крупные теряли свою самостоятельность, была нехватка капитала, необходимость объединения усилий при разработках новой техники, при организации сбыта и т.п. Раньше крупные компании ограничивались рамками соглашений о ценах, рынках, сбыте и т.д. Теперь же им необходимо объединение усилий в части разработки новых сырьевых месторождений, проведении дорогостоящих научных изысканий, требующих мобилизации крупных капиталов, создания новых совместных предприятий.

В результате современная ФПГ – это объединение большого числа заводов, комбинатов, компаний, финансовых и кредитных учреждений, часто имеющих довольно отдаленную связь друг с другом. Отделения в объединениях (заводы, фабрики, компании и т.п.) наделены относительной самостоятельностью, имеют возможность быстрее реагировать на меняющиеся запросы рынка. Они пользуются немалыми преимуществами. Входя в состав ФПГ, они получают техническую помощь, квалифицированные консультации центральных служб и т.п.

Стремясь к поглощению конкурентов, ФПГ приобретали готовые мощности с обученным персоналом. В результате отпадала необходимость в организации нового производства. Они завладели также научным потенциалом, аппаратом сбыта, заполучали дополнительного характера. Бывали случаи приобретения заведомо убыточных фирм с целью использования их налоговых льгот. Если в последующем такие фирмы из перспективных отраслей с целью расширения и увеличения их оборотов [5].



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: