Опыт применения добровольных объединений в Украине

 

В этом пункте будет рассмотрено примеры добровольных объединений, которые произошли на рынке алкоголя и сахара.

На сегодняшний день законодательство Украины разрешает вкладывать инвестиции в различные отрасли промышленности, как резидентам так и нерезидентам, в качестве примера рассмотрим приход на рынок алкогольной продукции Украины российского концерна «Синергия». В ноябре 2007 концерн «Синергия» разместился на ІPO, в ходе которого привлекла 190,4 млн. дол. Поэтому «Синергия» сегодня ищет привлекательные активы на зарубежных рынках. В связи с этим компания будет активна на рынке объединений [8].

Одним из объектов для покупки аналитики и участники рынка называют украинский концерн «Оверлайн». Некоторые эксперты даже уверяют, сделка практически завершена, остались нюансы. К тому же в последнее время компания была больше ориентирована на российских потребителей, чем украинских, подчеркивают аналитики.

О вероятной подготовке к продаже свидетельствует и события прошлого года. Так, в начале 2007-го украинский производитель через российскую структуру «Мягков-Финанс» произвел дебютный выпуск облигаций объемом 1 млрд. руб. Несмотря на то, что целью эмиссии заявлялось привлечение финансирования для целей развития алкогольного бизнеса компании на территории Российской Федерации, участники рынка утверждали, что собственникам «Мягкова» нужны средства для перехода из алкогольного бизнеса в строительный.

В состав концерна входят два производственных предприятия: «Первый ликероводочный завод» и Одесский завод шампанских вин, а также торговый дом «Мягков». Стоимость активов «Оверлайн» оценивается по-разному. Участники рынка говорят о 59 млн. дол., аналитики дают на порядок больше – 80 млн. дол.

Повышенный интерес российских и зарубежных компаний к украинскому рынку алкоголя аналитики объясняют наличием возможности расширения географии (диверсификации) и получением опыта производства новых видов продукции. За последние годы на украинском рынке алкоголя произошли заметные метаморфозы в сторону его консолидации. Сегодня на нем представлены несколько крупных алкогольных холдингов, в портфелях брендов которых – полная линейка алкогольных напитков. Это фактически дает доступ зарубежным инвесторам ко всем сегментам рынка через покупку одного игрока, говорят финансовые аналитики.

 

Диаграмма 3.1 – Производство водки в Украине

 

В свою очередь удел небольших предприятий – локальные рынки либо продажа крупному игроку. Так, к примеру, недавно поступил французский производитель алкоголя – компания Belvedere, купив 50% Черкасского ликероводочного завода. Это первый пример приобретения европейским производителем украинского ЛВЗ. Компания планирует покупать и другие активы в алкогольной отрасли, а также выкупать в Украине водку, вино, бренды в среднецелевом и премиальном сегментах.

Вместе с тем эксперты рынка утверждают, что в настоящее время в Украине не осталось не так уж много небольших производителей алкогольной продукции, которые могут заинтересовать потенциальных покупателей.

Впрочем, среди «последних из могикан» можно отметить такие предприятия, как Ивано-Франковский ликероводочный завод (ТМ «Франківська», «Цісарька»), Львовский ликероводочный завод (ТМ «Вожак», «Володар», «Гетьман», «Первак» и др.) Житомирский ликероводочный завод (ТМ «Житомирская на бруньках»).

В 2008 году главной тенденцией на рынке алкогольных напитков остается доминирование пива в потребительской корзине. Украина переходит из разряда стран, ориентированных на крепкий алкоголь, в разряд пивных стран. К тому же на рынке происходит постепенное снижение рентабельности алкогольного бизнеса.

Аналитики прогнозируют на 2008 год продолжение роста потребности пива и снижения популярности водки.

Участники рынка отмечают и рост потребности коньяков. За останні несколько лет показатель потребления этого алкогольного напитка в Украине увеличился в два раза. Однако, как прогнозируют аналитики ситуация в ближайшее время будет меняться. Разница в цене между водкой и коньяком будет увеличиваться. Темпы роста самого коньячного рынка будут сокращаться. Но расти он еще будет пять-семь лет, а рынок водки уже не будет расти.

 


Диаграмма 3.2 – Крупнейшие производители водки в Украине

 

Таким образом, мы рассмотрели одно из видов объединения предприятий наиболее «ярко» развивающихся в своей отрасли.

Для сравнения выберем другую отрасль производства, пользующуюся большим спросом – это производство сахара.

Если бы украинские производители сахара не обладали иммунитетом к многочисленным негативным факторам, которые в последнее время преобладали в отечественной сахарной отрасли, начало 2008 года повергло бы их в затяжную стагнацию. Главной неожиданностью для операторов рынка стало резкое падение цен на сахар после новогодних праздников.

Примечательно, что в прошлом году аналитики прогнозировали рост стоимости этого продукта в связи с дефицитом. Если в 2006 году рынок был переполнен как импортным сахаром, так и продукцией собственного производства, то в 2007-м часть украинских заводов прекратили свою деятельность, а импортная продукция на рынок практически не поступала. В прошлом году отечественные сахаровары произвели 1,9 млн. тонн сахара, что на 28% меньше, чем в предыдущем году и на 13% меньше ожидаемого потребления в 2007-2008 маркетинговом году [8].

Прогнозы аналитиков рынка относительно возможных последствий для отрасли от вступления Украины в ВТО оказались далеко не неутешительными. Обязательство Украины импортировать 260 тыс. тонн сахара-сырца в год, по словам аналитиков, может существенно ударить по рентабельности и привести к закрытию большей части отечественных сахарных заводов. Для того чтобы сохранить рентабельность производства на уровне 20-25%, крупные игроки рынка увеличивают свои активы, скупая сельскохозяйственные угодья и сахарные заводы. Так, недавно один из лидеров отечественного рынка – ОАО «Сахарный союз «Укррос» − заявил о своем желании приобрести два сахарных завода у другого крупного оператора – «Украинской продовольственной компании». По мнению специалистов, это не только позволит «Укррос» увеличить занимаемую долю рынка, но и стать более привлекательным объектом инвестирования для зарубежных игроков.

Концентрировать активы предприятие начало еще в 2001 году. На то время «Укррос» уже владел тремя крупными сахарными заводами, которые совокупно производили более 18 тыс. тонн сахара в сутки. К имеющимся мощностям компания добавила еще три предприятия в Харьковской, Тернопольской и Полтавской областях, инвестировав в сахарный бизнес около 60 млн. грн.

Длительное время компания проводила модернизацию производства, видимо, готовилась к диалогу с частными инвесторами. В конце прошлого года в ходе частного размещения «Укррос» продал 20% акций за 42 млн. дол. Владельцем 20% акций предприятия стала кипрская компания Sakharny Holding Limited. В 2008 году предприятие надеется привлечь около 20 млн. дол. внешних заимствований. Полученные средства компания планирует использовать для модернизации имеющихся мощностей. В частности, согласно программе инвестиционной деятельности ОАО «Сахарный союз «Укррос» на 2008 год на модернизацию предприятий компании планируется выделить около 50 млн. грн. Еще 20 млн. грн. «Укррос» потратит на увеличение объема реализации сахара под торговой маркой «еДА!».

О приобретении новых сахзаводов руководство компании задумалось еще прошлой весной. В декабре прошлого года в «Укррос» предполагали, что в 2008 году может быть совершено сделка по покупке предприятий в Западной Украине. Сегодня компания ведет конструктивный диалог со вторым крупным игроком сахарного рынка – «Украинской продовольственной компанией» («УПК») относительно приоретения двух принадлежащих ей сахарных предприятий – ООО «Бучач-сахар», и ООО «Борщив-сахар» в Тернопольской области. По имению участников рынка, покупка «Укрросом» заводов в этом регионе является вполне закономерным и логичным шагом, который позволит компании значительно укрепить свои позиции перед грядущими трудностями, ожидающими отечественный рынок. В Западной Украине «Укррос» принадлежит один из мощнейших в структуре активов – Чертковский сахарный завод и сельхозугодия площадью 12 тыс. га. Аналитики ИК Concorde Capital полагают, что эта сделка не только позволит компании существенно наращивать производственные мощности, но и избавится от конкурентов на Тернопольщине.

В прошлом году выпуск сахара на заводах «Бучач-сахар» и «Борщив-сахар» сократился с 60 тыс. тонн до 9 тыс. тонн. Связано это с тем, что компания не имеет собственных сельхозугодий в регионе и вынуждена закупать сырье у поставщиков. Продажа проблемных предприятий позволит «УПК» сохранить свою рентабельность. Между тем, переговоры заходят в тупик каждый раз, когда вопрос касается суммы сделки. Какие цифры называли участники, неизвестно. По оценкам специалистов, приблизительная сумма сделки не превышает 14 млн. дол. [9].





double arrow
Сейчас читают про: