По назначению турбины подразделяются на:
- чисто конденсационные с противодавлением (отработавший пар используют для каких-либо производственных или бытовых целей, если отработавший пар используют в других турбинах, то такую турбину с противодавлением называют предвключенной);
- конденсационные с отбором пара;
- конденсационные с отбором и противодавлением «мятого пара» (турбина использует, кроме свежего пара, отработавший на производстве пар, который подводится в одну из промежуточных ступеней турбины) и др.
Каждая турбина обозначается шифром, состоящим из трех частей: первая из них – буквенная, остальные – цифровые. Буквенная часть шифра характеризует тип турбины: К – конденсационная без регулируемых отборов; Т – с теплофикационным регулируемым отбором пара (р = 0,7...2,5 МПа); П – с производственным регулируемым отбором пара (р > 0,3 МПа); Р – с противодавлением.
Вторая (цифровая) часть шифра указывает номинальную мощность турбины (тыс. кВт). Третья часть шифра обозначает давление свежего пара. У турбин типов П и Р третья часть шифра представляет собой дробь, числитель которой указывает давление свежего пара, а знаменатель – давление отборного или противодавленческого пара.
|
|
Так, например, конденсационная турбина мощностью 50 ООО кВт с начальным давлением 12,75 МПа (130 ат) обозначается К-50-130. Та же турбина, но с двумя регулируемыми отборами пара – производственным давлением 0,69 МПа (7 ат) и теплофикационным – обозначается ПТ-50-130/7.
В качестве характерного примера конструкции паровой турбины мощностью 50 тыс. кВт и частотой вращения 3000 об/мин.
Пар с начальными параметрами 9 МПа и 535 °С подводится по паровпускной трубе к расположенной на корпусе турбины паровой коробке 3, в которой размещены регулирующие клапаны 4. Из клапанной коробки пар через одновенечную регулирующую ступень подводится к проточной части турбины, состоящей из 21 ступени. Первые 18 ступеней имеют рабочие диски (колеса), выполненные за одно целое с валом турбины. Последующие три ступени 12 имеют диски, посаженные с натягом на вал. На ободах каждого диска укреплены рабочие лопатки.
Сопловые решетки первой регулирующей ступени закреплены в паровой коробке, приваренной к корпусу б турбины. Диски остальных ступеней разделены неподвижными промежуточными диафрагмами 5, 7. В каждой диафрагме размещены неподвижные сопловые решетки. Часть корпуса б, охватывающая первые 14 ступеней высокого давления, выполнена в виде стальной отливки. Остальные ступени размещены в сварной части корпуса. Выхлопной патрубок турбины сварен из листовой стати. В корпусе турбины предусмотрены пять патрубков для отбора пара из промежуточных ступеней турбины. Эти нерегулируемые отборы предназначены для подогрева питательной воды.
|
|
Вал ротора турбины опирается на два подшипника. Передний подшипник 1 имеет несколько более сложную конструкцию, чем задний 10, так как он, помимо веса ротора, воспринимает также осевые усилия, возникающие при протекании пара через лопатки ротора. Конструкция переднего подшипника дает возможность фиксировать осевое положение ротора по отношению к корпусу турбины. Такой подшипник носит название опорно-упорного.
Там, где вал турбины проходит через ее корпус, расположены Два концевых уплотнения 2 и 9. Переднее концевое уплотнение 2, работающее в области избыточных давлений пара, служит для предотвращения утечки пара из корпуса турбины в окружающую среду. Заднее концевое уплотнение 9, работающее в области вакуума, защищает выходную часть турбины от подсоса воздуха из окружающей среды, при котором ухудшается экономичность работы турбины и снижается развиваемая ею мощность.
В местах, где вал проходит через расположенные между рабочими дисками пере городки-диафрагмы, установлены промежуточные уплотнения, препятствующие протечкам пара из одной ступени в другую в обход сопловых решеток. Диски рабочих колес имеют разгрузочные отверстия для выравнивания давления по обе стороны диска.
На переднем конце вала турбины распложен предельный скоростной регулятор, который служит для предотвращения повышения частоты вращения вала турбины более чем на 10... 12% сверх номинальной. Масляный насос предназначен для подачи масла в систему смазки подшипников турбоагрегата, привода механизма системы автоматического регулирования турбины и управления им. Масляный насос и опорно-упорный подшипник опираются на станину 13.
На рисунке 12.2 показан продольный разрез реактивной турбины.
Рисунок 12.2 – Продольный разрез турбины мощностью 50 тыс. кВт: 1 – передний подшипник; 2 – переднее концевое уплотнение; 3 – паровая коробка; 4 – регулирующий клапан; 5,7 – промежуточные диафрагмы; б – корпус; 8 – выхлопной патрубок; 9 – заднее концевое уплотнение; 10 – задний подшипник; 11 – муфта; 12 – ступени; 13 – станина каких-либо специальных перегородок-диафрагм.
На противоположном конце вала размещена муфта 11, служащая для передачи вращающего момента валу генератора. Рядом с муфтой установлено валоповоротное устройство, состоящее из электродвигателя и червячно-зубчатой передачи. Валоповоротное устройство служит для медленного вращения вала неработающей турбины перед пуском и после остановки агрегата для обеспечения равномерного прогрева или остывания ротора турбины и равномерности распределения возникающих при этом термических деформаций. С передним концом вала связан указатель частоты вращения – тахометр.
Корпус турбины, а также корпуса подшипников имеют горизонтальный разъем на уровне вала турбины. Это дает возможность разборки и сборки турбины путем съема верхней части ее корпуса.
Для предотвращения протекания пара внутри ступеней в обход сопловых и рабочих решеток лопатки реактивных ступеней снабжены внутренними уплотнениями, выполненными в виде гребенок и закрепленных в роторе (для сопловых) и в корпусе (для рабочих лопаток).