Внутренние потери. Все потери энергии паровой турбины подразделяются на две группы: внутренние и внешние. Внутренние потери возникают внутри корпуса турбины и приводят к уменьшению используемого теплоперепада. Они представляют собой потерю энергии пара на трение, вихри, удар и пр. Потерянная энергия превращается в теплоту, повышая конечную энтальпию пара.
- Потери на трение и вентиляцию. Потеря на трение диска о пар вызвана тем, что вращающийся диск увлекает за собой окружающие его частицы пара. На преодоление трения и сообщения частицам пара ускорения затрачивается некоторая энергия.
- Потеря на вентиляцию возникает в первых ступенях активных турбин, имеющих парциальный подвод пара, когда рабочие лопатки, проходя промежутки между соплами, действуют как вентилятор, подсасывая пар из зазора и прокачивая его с одной стороны диска на другую. Кроме того, при подходе лопатки к соплу струя рабочего пара «выколачивает» нерабочий пар, заполняющий канал лопатки. На все это тратится часть энергии струи рабочего пара.
|
|
- Потеря от влажности пара. Эта потеря возникает в последних ступенях конденсационных турбин, работающих в области влажного пара. Частицы влаги в паре движутся медленнее сухого пара, а потому их относительная скорость направлена не по касательной к входной кромке лопаток. Ударяясь о спинки лопаток, частицы влаги производят тормозящее действие на ротор, снижая работу, передаваемую на лопатки. Одновременно капельки воды разрушающе действуют на входные кромки рабочих лопаток. Поэтому минимально допустимым значением сухости пара в последних ступенях турбины можно считать jc = 0,88... 0,90.
Внешние потери турбины. К внешним потерям турбины относятся потери от утечки пара через концевые уплотнения и механические потери.
Потеря от утечки пара через концевые уплотнения увеличивает расход пара на турбину. Она не влияет на энтальпию пара, а потому ее относят к внешним, а не внутренним потерям.
Механические потери определяются затратой части энергии на преодоление трения в опорных и упорных подшипниках турбины (включая опорные подшипники электрического генератора или другой машины, соединенной с валом турбины), на привод системы регулирования и главного масляного насоса. Потери на трение превращаются в теплоту, поглощаемую смазочным маслом.
Мощности, КПД и расход пара. Внутренней мощность называют мощность, развиваемую внутри корпуса турбины. Внутренняя мощность меньше мощности, развиваемой идеальным двигателем, на величину внутренних потерь.
Эффективной мощностью называют мощность, снимаемую с вала или соединительной муфты турбины. Она меньше внутренней мощности на величину мощности механических потерь.
|
|
Электрической мощностью называют мощность, снимаемую с зажимов генератора. Электрическая мощность меньше эффективной на величину электрических потерь.
Коэффициенты полезного действия характеризуют степень совершенства двигателя и служат для сравнения двигателей и анализа их работы.
Механический КПД зависит от типа двигателя и его мощности. У турбин механический КПД выше, чем у поршневых двигателей, у которых есть возвратно-поступательно движущиеся части, обусловливающие большие потери на трение. Чем выше мощность двигателя, тем больше его механический КПД. Механический КПД турбин достаточно высок и для турбин мощностью от 500 до 5000 кВт составляет 96...99%, а для турбин мощностью более 5000 кВт – 99...99,5 %.
Коэффициент полезного действия электрического генератора называют отношение электрической мощности к эффективной
Для электрических генераторов мощностью от 500 до 5000 кВт г|г = 92,5...96%, а для генераторов мощностью более 5000 кВт – Лг = 96...99%.
Помимо рассмотренных выше КПД применяют еще группу относительных и абсолютных КПД. Относительные КПД получают путем сравнения той или иной мощности действительного двигателя с мощностью идеального двигателя.
Характеристикой экономичности паровой турбины наряду с КПД является удельный расход пара, т.е. расход пара в единицу времени на единицу вырабатываемой мощности.