Процесс принятия решений

 

Решение в менеджменте – вывод об осуществлении конкретных действий, закрепленный в сознании субъекта, объекта управления, в управленческих документах.

Требования к управленческому решению:

1) целевая направленность;

2) обоснованность;

3) иерархическая субординация;

4) адресность;

5) непротиворечивость;

6) правомочность;

7) эффективность;

8) обеспеченность ресурсами;

9) своевременность;

10) конкретность.

 

Таблица 10 – Классификация управленческих решений

Признак классификации Вид решений
По характеру решения задач - стратегические - оперативные
По степени определенности ситуации - в условиях определенности - в условиях риска - в условиях неопределенности
По степени структуризации задач - структурированные (программируемые, алгоритмические) - слабо структурированные (нестандартные, эвристические)
По масштабам воздействия - общие - частные
По направленности воздействия - внешние - внутренние
По глубине воздействия - одноуровневые - многоуровневые
По количеству участников - индивидуальные - коллективные
По способу осуществления - письменные - устные
По частоте повторения - рутинные - оригинальные
По способу принятия - интуитивные - основанные на суждениях -рациональные

 


Рисунок 23 – Схема процесса принятия рациональных решений

 

Рисунок 24 – Этапы процесса принятия рациональных решений

 

Проблема – ситуация, характеризующаяся таким различием между необходимым (желаемым) и существующим состоянием объекта управления, которое препятствует его развитию или нормальному функционированию.

Способы рассмотрения проблемы

1) Реактивное (ситуационное) управление – проблемной считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты. Руководитель принимает решение в ситуации, когда фактический результат не совпадает с желаемым.

2) Упреждающее управление – в качестве проблемы выступает потенциальная возможность улучшения существующей ситуации. В этом случае руководитель предвидит развитие ситуации и принимает решение по ее улучшению.

 




Функции менеджмента

 

Планирование

 

Сущность и виды планирования

Планирование – стадия процесса управления, на которой определяются цели деятельности, необходимые для реализации целей средства, а также методы реализации целей, наиболее эффективные в конкретных условиях.

Планирование предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов.

 

 

 

 

ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

 

 

 

 

 

Признаки

классификации

 

 

 

   

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

Период планирования

 

Уровень планирования

 

Предмет планирования

 

Содержание планирования

 

Цель планирования

 

 

   

 

 

 

 

 

 

     

 

Долгосрочные (более 5 лет)

 

Организация в целом

 

Инновации

 

Продуктово-тематическое

 

Стратегическое

Краткосрочные (до 1 года)

 

Подразделение

 

Производство

 

Ресурсное

 

Оперативное

 

   

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

Проект

 

Сбыт

 

 

Объемно-календарное

 

 

 

 

Отдельный исполнитель

 

Снабжение

 

 

 

 

 

   

 

 

 

Персонал

 

 

 

 

 

   

 

 

 

Финансы

 

 

 

 

 

   

 

 

 

Прочее

 

 

 

 

                                           

Рисунок 25 – Виды планирования

 



Стратегическое планирование

Стратегическое планирование заключается в определении главных целей деятельности фирмы и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами.

Стратегия – детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для тог, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.

Стратегическое управление – это процесс по разработке стратегии и ее реализации.

 

Рисунок 26 – Процесс стратегического управления

 

Миссия и цели организации служат ориентиром для всех последующих этапов стратегического управления и одновременно накладывают определенные ограничения на направления деятельности организации при анализе альтернатив развития.

Анализ внешней среды организации – процесс, посредством которого определяются внешние факторы, представляющие возможности и угрозы.


 

 

 

 

анализ внешней среды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

 

 

 

 
 

 

   

 

 

 

           

 

         

 

Экономические

 

Политические

 

Рыночные

 

Факторы конкуренции

 

Социокультурные

 

Технологические

 

Международные

 

 

   

 

   

 

Аспекты

анализа

 

         

 

 

 

 

 

 

       

 

 

 

 

 

 

Воздействие на текущую стратегию

Факторы

угрозы

Факторы

возможностей

 

 

 

 

 

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень внешних угроз и возможностей

 

 

 

 

 
                                                     

Рисунок 27 – Схема анализа внешней среды организации

 

Управленческое обследование – процесс, при помощи которого осуществляется анализ внутренней среды организации.

 

 

 

 

Управленческое обследование внутренней среды

 

 

 

 

 

Функциональные зоны

организации

 

 

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Производство

 

Финансы

 

Персонал

 

Маркетинг

 

Организационная культура и имидж

 

       

Аспекты

анализа

 

 

 

 

 

 
     

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сильные стороны организации

Слабые стороны организации

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень сильных и слабых сторон организации

 

 

 

                                                         

Рисунок 28 – Схема процесса управленческого обследования


Анализ внешней среды и управленческое обследование внутренней среды организации может проводиться методом SWOT (анализ сильных (Strength) и слабых (Weakness) сторон организации, а также возможностей (Opportunities) и угроз (Threates) внешней среды). Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее – установление цепочек взаимосвязей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации. Для установления этих связей составляется матрица SWOT.

 

 

Факторы внешней среды

 

Возможности 1 2 … Угрозы 1 2 …

Факторы внутренней среды

Сильные стороны 1 2 … Поле С и В Поле С и У
Слабые стороны 1 2 … Поле Сл В Поле Сл У

Рисунок 29 –Матрица SWOT

 

Анализ стратегических альтернатив предполагает рассмотрение четырех базовых стратегий развития:

1) ограниченный рост;

2) быстрый рост;

3) сокращение:

- отсечение всего лишнего;

- сокращение или переориентация;

- ликвидация;

4) комбинированная стратегия.

Этап выбора стратегии заключается в выборе такой стратегии, которая обеспечила бы максимальную эффективность работы организации.

Методы выбора стратегии:

1) матрица БКГ;

2) концепция жизненного цикла.

 

 

Относительная доля на рынке

 

Высокая Низкая

Рост объема спроса

Высокий Звезды Дикие кошки
Низкий Дойные коровы Собаки

Рисунок 30 – Матрица БКГ

 

Рисунок 31 – График жизненного цикла

 

Этап реализации стратегии осуществляется посредством разработки системы планов организации

 


 

Рисунок 32 – Система планов организации

 



Организация

 

Организация – это стадия процесса управления, представляющая собой процесс создания организационной структуры и установления взаимоотношений между подразделениями с целью более эффективной работы организации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: