Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Омская государственная медицинская академия

Курс клинической фармакологии кафедры фармакологии

ФОМИНЫХ С.Г., СКАЛЬСКИЙ С.В.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ V КУРСА

ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ»

Омск – 2006

 

 

Фоминых С.Г., Скальский С.В. Методические рекомендации и контрольные задания для студентов V курса заочного отделения фармацевтического факультета по дисциплине «Клиническая фармакология». – Омск: Изд-во ОмГМА, 2006. – 88 с.

 

 

Методические рекомендации и контрольные задания по дисциплине «Клиническая фармакология» составлены для студентов 5 курса заочного отделения фармацевтического факультета Омской государственной медицинской академии в соответствии с государственным образовательным стандартом профессионального высшего образования по специальности 040500 – «Фармация» (квалификация - провизор), учебным планом и рабочей программой изучения дисциплины.

В пособии представлено содержание дисциплины «Клиническая фармакология», даны рекомендации по ее изучению. Пособие содержит варианты тестовых заданий, бланки для их выполнения, задачи по фармакокинетике и фармакоэкономике, задачи по антибактериальным средствам и ситуационные клинико-фармакологические задачи по частной фармакологии, требования к их выполнению и оформлению. В методические рекомендации включены экзаменационные вопросы по клинической фармакологии для студентов V курса фармацевтического факультета заочного отделения и порядок сдачи экзамена. Предлагаемый в пособии список литературы ориентирован на книжный фонд, которым располагает библиотека ОмГМА.

 

 

Рецензенты:

А.В. Гришин – зав. кафедрой фармации ОмГМА, доктор фарм. наук, профессор

В.И. Совалкин – зав. кафедрой госпитальной терапии ОмГМА, доктор мед. наук, профессор

 

Рассмотрено и рекомендовано к печати совещанием курса клинической фармакологии кафедры фармакологии ОмГМА 20 сентября 2006 г. (зав. кафедрой, канд. мед. наук, доцент – С.В.Скальский), Центральным методическим советом ОмГМА.

 

 

Клиническая фармакология - наука, изучающая лекарственные препараты в применении к человеку. Является интегральной медицинской наукой, устанавливающей методологическую связь между фармакологией доклинической и рациональной фармакотерапией.

Клиническая фармакология имеет следующие разделы:

 фармакодинамика,

 фармакокинетика,

 взаимодействие лекарств,

 нежелательные эффекты лекарств и методы их профилактики,

 методы контроля эффективности и безопасности лекарственных средств:

 методы клинического испытания лекарств.

Основные задачи клинической фармакологии:

·  клинические испытания новых фармакологических средств,

·  клинические исследования и переоценка старых препаратов,

·  разработка методов эффективного и безопасного применения лекарственных средств,

·  организация информационных служб и консультативной помощи различным специалистам,

·  обучение студентов и врачей.

Функции врача - клинического фармаколога:

а) улучшение лечения больных путем разработки методов более безвредного и эффективного применения лекарств, то есть выбор лекарственных средств для лечения конкретного больного, определение наиболее подходящих лекарственных форм и режима их применения, выбор пути введения препарата, наблюдение за действием лекарственного средства, предупреждение и устранение побочных реакций и нежелательных последствий взаимодействия лекарственных веществ;

б) накопление информации с помощью научных исследований;

в) передача накопленных знаний путем обучения;

г) организация лабораторных и информационных служб;

д) консультации по планированию исследований;

е) непосредственное участие в лечебном процессе.

 

 

Цели и задачи клинической фармакологии

Цель курса:

- научить будущего провизора принципам эффективного и безопасного выбора лекарственных средств для обеспечения лечебно-профилактического и диагностического процессов в стационарных и амбулаторно-поликлинических условиях на основе активной информационно-консультативной и экспертно-аналитической работы специалиста с врачом и потребителем лекарственных средств (ЛС).

 

Задачи лекционного курса:

- изложить основные вопросы общей и частной клинической фармакологии (КФ), а также продемонстрировать симптомы и синдромы основных заболеваний внутренней медицины.

 

Задачи практических занятий:

- сформировать умения и навыки, необходимые для деятельности провизора в области обеспечения врачей и потребителей ЛС полной информацией по КФ препаратов с целью наиболее рационального их применения.

 

 

Требования к уровню освоения содержания дисциплины 

С целью оптимизации практической подготовки будущих специалистов определен перечень знаний, умений и навыков, которыми должен обладать студент после завершения изучения  клинической фармакологии.

 

 

Студент должен знать:

1. Основные симптомы и синдромы наиболее распространенных заболеваний внутренних органов.

2. Основные фармакокинетические параметры ЛС у здоровых лиц и при различной патологии, их особенности у новорожденных и пожилых.

3. Основные принципы проведения фармакокинетических исследований и мониторного наблюдения за концентрацией ЛС.

4. Принципы клинико-фармакологических подходов к выбору ЛС для фармакотерапии основных заболеваний внутренних органов; понятия «Стандартов лечения», «Доказательной медицины».

5. Средства выбора для купирования основных симптомов при ургентных состояниях.

6. Особенности дозирования ЛС в зависимости от возраста, характера заболевания и других факторов.

7. Основные виды лекарственного взаимодействия (фармацевтическое, фармакокинетическое и фармакодинамическое), лекарства – индукторы и лекарства - ингибиторы микросомальных ферментов печени.

8. Клинические и параклинические методы оценки эффективности и безопасности применения основных групп ЛС.

9. Нежелательные побочные реакции (НПР) на применение наиболее распространенных ЛС, способы их профилактики и коррекции.

 

 

Студент должен уметь:

1. Выделять группы ЛС для лечения определенного заболевания исходя из механизма действия препаратов, состояния функций организма и прогнозируемого влияния планируемой фармакотерапии в рамках современных «Стандартов лечения» наиболее распространенных заболеваний и на основе принципов доказательной медицины.

2. Анализировать рациональность выбора по критериям эффективности и безопасности конкретного ЛС в группе аналогов для лечения основных симптомокомплексов.

3. Оказывать активную информационно-консультативную помощь врачу в определении оптимального режима дозирования; выборе лекарственной формы препарата; дозы, кратности и длительности введения ЛС.

4. Выбирать методы контроля за эффективностью и безопасностью применения групп ЛС и предполагать возможный риск развития побочных действий ЛС.

5. С учетом неотложного состояния и тяжести прогноза теоретически обосновывать рациональность и необходимость комбинированного назначения ЛС, коррекции режима дозирования при назначении лекарств-индукторов и ингибиторов ферментных систем печени.

 

Студент должен иметь навыки:

1. Разъяснять потребителям ЛС способ приема лекарственного препарата или их комбинации.

2. Давать рекомендации по профилактике возникновения НПР на ЛС.

3. Информировать врачей о фармакодинамике, особенностях фармакокинетики, взаимодействия и НПР новых, поступающих в аптечную сеть ЛС, предлагать рациональную замену «устаревшим» и отсутствующим на момент обращения препаратам.

4. Соблюдать правила медицинской, фармацевтической этики и деонтологии во взаимоотношениях с медицинским персоналом, больными и их родственниками.

Студент должен иметь представление:

1. О механизмах действия ЛС.

2. О процессах биотрансформации ЛС в организме здорового и больного человека;

3. О факторах, способных модифицировать действие эффективных и безопасных препаратов в конкретном клиническом случае.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: