Современное состояние налоговой системы РФ

 

Российским законодательством введено понятие «система налогов и сборов в Российской Федерации». Понятие «налоговая система» более емкое, чем понятие «система налогов и сборов», ибо первое из них включает второе как составную часть и определяется совокупностью условий налогообложения, экономическими и политико-правовыми характеристиками

Принципы построения налоговой системы, которые являются основополагающими в экономически развитых странах, показали свою эффективность и могут быть заимствованы Россией, - это:

· детальная структурированность и целостность налоговой системы. Обеспечивается жесткой централизацией управления налогами со стороны государства на базе налогового законодательства. Данный принцип предполагает тесную взаимосвязанность налогов, исключающих двойное налогообложение, право выбора в отдельных случаях налогоплательщиком конкретного вида налога или налоговой ставки, а также строгое разделение налогов на центральные и местные;

· гибкость налоговой сиcтемы, обеспеченная возможностью ежегодно уточнять ставки налогов и осуществлять налоговую политику с учетом изменений политической и экономической конъюнктуры на основе ежегодно принимаемых законов по бюджету;

· социальная направленность налоговой системы, связанная со стимулированием социального и экономического развития страны с учетом таких факторов, как темпы развития, финансовое положение отраслей экономики, уровень инфляции и безработицы, выравнивание развития регионов.

В настоящее время вторая часть Налогового кодекса включает 11 глав. Помимо вышеперечисленных глав, были добавлены три главы, посвященные специальным налоговым режимам, и кроме этого глава, посвященная транспортному налогу.

Налоговой кодекс в настоящее время является единым, взаимосвязанным и комплексным документом, учитывающим всю систему налоговых отношений в Российской Федерации.

В налоговой системе России используются различные типы налогообложения:

ü пропорциональное налогообложение (налог на прибыль),

ü прогрессивное (налог на имущество физических лиц),

ü регрессивное (единый социальный налог).

Налоговая система функционирует благодаря федеральным органам исполнительной власти, взаимодействующим между собой для достижения общих целей и выполнения функциональных задач. Это Министерство финансов РФ (Минфин России), Министерство РФ по налогам и сборам (МНС РФ), Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ) и Федеральная служба налоговой полиции РФ (ФСНП РФ).

Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Минфин России совместно с МНС РФ разрабатывает предложения по налоговой политике, развитию налогового законодательства и совершенствованию налоговой системы в Российской Федерации, также участвует в разработке предложений об установлении размера ставок таможенного тарифа и порядка взимания таможенных пошлин.

МНС РФ – это федеральный орган исполнительной власти, который представляет собой централизованную систему налоговых органов, осуществляющих контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов.

ГТК РФ – это федеральный орган исполнительной власти, который руководит таможенным делом в Российской Федерации.

Основные задачи ГТК РФ – это:

1. участие в разработке таможенной политики и реализация этой политики; обеспечение экономической безопасности России и единства таможенной территории России в пределах своей компетенции;

2. защита экономических интересов России;

3. организация и совершенствование таможенного дела в России и др. Функции ГТК РФ соответствуют возложенным на него задачам.

ФСНП РФ относится к числу федеральных правоохранительных органов.

Основные задачи ФСНП РФ:

1. предупреждение, выявление и пресечение налоговых преступлений и правонарушений,

2. обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций и защита их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей,

3. предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.

О принципах налогообложения неоднократно упоминалось, но все же необходимо обобщить. Принципы налогообложения, положенные в основу налоговой системы Российской Федерации:

· Принцип всеобщности и равенства налогообложения. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, при этом должна учитываться фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

· Принцип недискриминации налогоплательщиков. Налоги и сборы не могут различно применяться исходя из политических, экономических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками. Также не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства лиц или места происхождения капитала.

· Принцип экономического приоритета, который означает, что основанием для установления налога может служить экономическая природа объекта налогообложения. Законодательная декларация этого принципа ограничивает произвольное установление налогов и сборов.

· Принцип презумпции правоты собственника при толковании налогового законодательства.

· Принцип ясности и доступности понимания порядка налогообложения. Каждый налогоплательщик должен точно знать, какие налоги и сборы, когда и в каком размере он должен уплачивать в казну.

Характеризуя налоговую систему, следует отметить, что при ее создании и дальнейшем реформировании исходили из учета внутринациональных особенностей России, а именно: уровня развития страны, выбранной экономической политики, финансово-бюджетного устройства и других аспектов. Эти особенности нашли свое выражение в ряде организационных принципов, положенных в основу налоговой системы Российской Федерации.

 

Заключение

Налоговая система России, существовавшая до наступления периода реформ, была сформирована на протяжении длительного периода советской власти и подобно западным системам была стабильна и крайне редко подвергалась изменениям.

В 1991 г. налогообложение и налоговое законодательство использовалось бывшими союзными республиками в политических целях, которые принимали собственные налоги, параду суверенитетов сопутствовал «налоговый сепаратизм». Например, на территории России был введен особый «суверенный» режим налогообложения: Верховный Совет РСФСР принял Закон «О порядке применения Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», согласно которому для предприятий, находящихся под российской, а не союзной юрисдикцией, устанавливался более благоприятный налоговый режим в виде снижения налоговых ставок и определенных налоговых льгот. Данное положение стимулировало кампанию по «переподчинению» предприятий и направление всех налоговых потоков в российский, а не в союзный бюджет».

Основы налоговой системы и система налогового законодательства Российской Федерации формировались в октябре — декабре 1991 г.

Законами Российской Федерации от 11 и 18 октября 1991 г. были установлены земельный налог и налоги, зачисляемые в дорожные фонды. 6—7 декабря 1991 г. приняты законы о налоге на добавленную стоимость, об акцизах, о подоходном налоге с физических лиц и др.

Был принят Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Все новые налоги вводились в действие с 1 января 1992 г.

Кроме того, в 1992 г. было создано Главное управление налоговых расследований при Госналогслужбе РСФСР, преобразованное через год в самостоятельный правоохранительный орган в сфере налогообложения — Федеральную службу налоговой полиции России.

       В 2001 г. формирование новой налоговой системы было продолжено, и с 1 января 2002 г. вступили в действие еще три важнейшие главы Налогового кодекса, определяющие порядок исчисления и уплаты одного из главнейших федеральных налогов - налога на прибыль организаций. Одновременно с этим принята глава Кодекса, посвященная налогу на добычу полезных ископаемых, который вместил в себя несколько ранее действовавших налогов, взимаемых с недропользователей. Специальная глава Кодекса посвящена налогу с продаж.

В июне 2003 г. Федеральная служба налоговой полиции России была ликвидирована, а ее функции переданы созданному в структуре Министерства внутренних дел Российской Федерации Главному управлению по расследованию экономических и налоговых преступлений.

В марте 2004 г. в результате системного изменения структуры федеральных органов исполнительной власти было упразднено Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. Функции по общей выработке стратегии развития государственной политики и ведомственному нормотворчеству в налоговой сфере были переданы Министерству финансов Российской Федерации. Функции по надзору и контролю в сфере налогообложения закреплены за вновь созданной Федеральной налоговой службой, деятельность которой курирует Минфин России.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: