Министерство по налогам и сборам, инспекции министерства по налогам и сборам, их статус, права и обязанности
Государственные налоговые органы Республики Беларусь
Налоговый кодекс Республики Беларусь - основа налогового законодательства РБ
В большинстве стран налоговые правоотношения регулируются налоговым кодексом.
В Кодексе сведено воедино все то, что связано с налогообложением, начиная от правил установления налогов, сборов, пошлин и заканчивая порядком осуществления налоговых проверок
Налоговый кодекс РБ включает в себя общую и особенную части.
Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г., № 166-3 введена в действие с 1 января 2004 г. (посл. ред. от 30.12.2011).
Общая часть является базовым разделом и представляет собой правовой фундамент системы налоговых отношений в Республике Беларусь. В ней определены основополагающие категории и элементы налогообложения, а также установлены принципы построения и функционирования налоговой системы.
|
|
Общая часть Налогового кодекса регламентировала основной перечень прав и обязанностей таких непосредственных участников налоговых отношений, как плательщики и налоговые органы. Эти перечни взаимоувязаны, т.е. правам, предоставляемым плательщикам, соответствуют обязанности, возложенные на налоговые органы.
Общей частью Налогового кодекса:
- установлены всеобщность и равенство в вопросах налогообложения. Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым оно признается плательщиком. В то же время ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы (пошлины), не предусмотренные Налоговым кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Конституцией Республики Беларусь, Налоговым кодексом Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь и законодательными актами о налогообложении, принятыми в соответствии с ними.
- закреплено, что установление новых налоговых платежей или отмена уже действующих налогов, сборов (пошлин), а также внесение в них изменений осуществляются одновременно с принятием бюджета на очередной бюджетный (финансовый) год. Тем самым плательщикам предоставляется возможность учитывать изменения налогового законодательства при планировании своей деятельности и при необходимости вносить в нее определенные коррективы.
- регламентирована законодательная процедура установления налогов, сборов (пошлин), их изменения и отмены. Соответствующим образом подразделяют и уровень нормативных правовых актов, корректирующих систему налоговых платежей. В республиканские налоги сборы, пошлины корректировки могут быть внесены только законами о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь либо Президентом Республики Беларусь; местные налоги и сборы должны изменяться решениями соответствующих местных Советов депутатов.
|
|
- определены перечни республиканских и местных налогов, сборов (пошлин), а также особых режимов налогообложения. Налоги на прибыль, доходы, добавленную стоимость (НДС), акцизы, подоходный налог с физических лиц являются основными доходными источниками государственного бюджета. Эти налоговые платежи применяются в настоящее время в налоговых системах практически всех государств мира.
- устанавливаются способы обеспечения исполнения налогового обязательства. Они могут применяться в случаях неуплаты или неполной уплаты в бюджет соответствующих сумм налоговых платежей. Надлежащее и своевременное исполнение налогового обязательства может быть обеспечено залогом имущества плательщика или поручительством за него со стороны третьего лица. Случаи неуплаты или неполной уплаты налоговых платежей влекут за собой начисление пеней плательщику, приостановление операций по его банковским счетам, арест его имущества. Как конечная и наиболее жесткая мера воздействия на недобросовестных плательщиков Общей частью Налогового кодекса регламентируется принудительное исполнение налогового обязательства, т.е. взыскание суммы налога, сбора (пошлины), пени за счет активов плательщиков.
-детально регламентируются вопросы учета плательщиков и порядок проведения налоговых проверок, включая правила истребования документов и запроса другой информации о деятельности и имуществе плательщиков, привлечения для проведения налоговой проверки специалистов и экспертов, а также доступа должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение плательщика.
- закреплено, что налоговые органы и должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с законодательством Республики Беларусь, корректно и внимательно относиться ко всем участникам налоговых правоотношений: плательщикам, их представителям, налоговым агентам или иным обязанным лицам.
- установлено понятие "налоговая тайна". Такую тайну будут составлять сведения (за исключением отдельных видов информации, прямо указанных в данном Кодексе), полученные налоговыми, таможенными и иными контролирующими органами о деятельности плательщика и его финансово-экономическом положении. Информация, составляющая налоговую тайну, не может быть разглашена. За ее необоснованное разглашение либо за утрату документов, содержащих такую информацию, виновные должностные лица будут привлекаться к ответственности.
- предоставлено каждому плательщику право обжаловать решения налоговых органов, действия их должностных лиц, если он считает, что эти решения или действия приняты или осуществлены с нарушениями налогового или иного законодательства, либо нарушают его права. Жалоба на решения налоговых органов или действия их должностных лиц плательщиком может быть направлена в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) либо в общий или Хозяйственный Суд Республики Беларусь.
- плательщики также могут быть привлечены к ответственности за допущенные нарушения требований налогового законодательства и невыполнение возложенных на них обязанностей. Виды налоговых правонарушений, их состав, а также меры ответственности за их совершение не являются предметом регламентации Общей части Налогового кодекса и определены в новой редакции Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь от 21 апреля 2003 г., № 194-3 (посл. редакция от 13.07.2012 г.), объединившей в себе весь спектр санкций к юридическим и физическим лицам за несоблюдение требований налогового законодательства.
|
|
Особенная часть НК РБ вступила в силу с 1 января 2010 года (посл. редакция от 04.01.2012) и:
- определяет порядок применения каждого из республиканских и местных налогов, сборов, а также особых режимов налогообложения.
- по каждому налоговому платежу устанавливает состав плательщиков, объект налогообложения, налоговая база, размеры ставок, перечни льгот, а также порядок исчисления налогов, сроки их уплаты и предоставления деклараций.
С вступлением в силу Особенной части НК налоговая система Беларуси приводится в соответствие с аналогичными системами государств - основных партнеров Беларуси, повышается имидж страны по условиям ведения бизнеса. Принятие Особенной части Налогового кодекса способствовало либерализации условий хозяйственной деятельности, совершенствованию налогового законодательства, упрощению налоговой системы в Беларуси. Отменены 17 малоэффективных, а также оказывающих негативное влияние на экономику налогов и сборов, объединены платежи, имеющие сходные налоговые базы.
В настоящее время налоговый контроль от имени государства осуществляют специализированные государственные органы, которым предоставлены полномочия по проведению мероприятий налогового контроля в отношении организаций и физических лиц.
В соответствии со статьей 4 Налогового кодекса Республики Беларусь в число участников налоговых отношений включаются:
- Министерство по налогам и сборам РБ и инспекции Министерства по налогом и сборам РБ;
- Государственный таможенный комитет РБ и таможни;
- Государственные органы республиканского управления, органы местного управления и самоуправления, а также уполномоченные организации и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов, прием и взимание налогов, сборов (пошлин).
|
|
- Комитет государственного контроля РБ и его органы Министерство финансов РБ и местные финансовые органы, иные уполномоченные органы — при решении вопросов, относимых к их компетенции.
В структуру МНС РБ входят:
1) департамент по надзору и контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья, табачных изделий
2) управления, отделы, а также инспекции МНС по областям и г.Минску, районам, городам, районам в городах
Права налоговых органов подробным образом изложены в ст.81 НК, а именно:
1) получать от плательщика или иного обязанного лица необходимые для исчисления и уплаты налогов, сборов, пошлин документы, а также другую информацию, касающуюся имущества плательщиков или иного обязанного лица
2) вызывать в налоговые органы плательщиков и иных обязанных лиц, имеющих документы и информацию о деятельности плательщиков, в отношении которых проводится налоговая проверка
3) имеет право заявлять ходатайства
4) имеет право в установленном порядке направлять иски в суд
5) взыскивать в установленном налоговым законодательством порядке не уплаченные суммы налогов, сборов, пошлин
6) и другие права
Обязанности налоговых органов изложены в ст.82 НК, а именно:
1) действовать в строгом соответствии с законодательством;
2) осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства, правильным исчислением, полной и своевременной уплатой налогов, сборов (пошлин), пеней, а также за правильностью взимания, своевременностью и полнотой перечисления в бюджет налогов, сборов (пошлин);
3) вести учет плательщиков в Государственном реестре плательщиков и других установленных законодательством реестрах;
4) давать письменные разъяснения плательщикам по вопросам применения актов налогового законодательства
5) обеспечивать взыскание неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов, сборов (пошлин), пеней;
6) требовать от плательщиков устранения выявленных нарушений законодательства и контролировать исполнение этих требований;
7) осуществлять зачет или возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней и процентов по ним;
8) соблюдать налоговую тайну и правила хранения сведений о плательщиках;
9) принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную информацию о нарушениях налогового законодательства и осуществлять в установленном порядке их проверку;
10) и другие обязанности.
Основными задачами являются:
• осуществление контроля в пределах своей компетенции за соблюдением налогового законодательства, обеспечением правильного исчисления, полной и своевременной уплаты налогов, сборов (пошлин);
• учет исчисленных и уплаченных налогов, сборов (пошлин);
• разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства и организации работы налоговых органов;
• предупреждение, выявление и пресечение нарушений в сфере налогового законодательства в пределах своей компетенции;
• подготовка налоговых соглашений с другими государствами, осуществление связей с их налоговыми службами, изучение опыта их работы;
• принятие нормативных правовых актов о порядке исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин).
Руководители территориальных органов МНС Республики Беларусь назначаются министром Республики Беларусь по налогам и сборам.
Инспекции МНС по городам, районам и районам в городах являются самой массовой структурной единицей. Эти подразделения представляют собой управленческие структуры, которые лишь организуют и контролируют процессы сбора налога. Они являются юридическим лицом, от своего имени приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права, исполняют обязанности, выступают истцами и ответчиками.