Основные задачи, стоящие перед налоговыми органами при организации и проведении проверок

Министерство по налогам и сборам, инспекции министерства по налогам и сборам, их статус, права и обязанности

Государственные налоговые органы Республики Беларусь

Налоговый кодекс Республики Беларусь - основа налогового законодательства РБ

В большинстве стран налоговые правоотношения регулиру­ются налоговым кодексом.

В Кодексе сведено воедино все то, что связано с налого­обложением, начиная от правил установления налогов, сборов, пошлин и заканчивая порядком осуществления налоговых про­верок

Налоговый кодекс РБ включает в себя общую и особенную части.

Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г., № 166-3 введена в действие с 1 января 2004 г. (посл. ред. от 30.12.2011).

Общая часть является базовым разделом и представляет собой правовой фундамент системы налоговых отношений в Республике Беларусь. В ней определе­ны основополагающие категории и элементы налогообложе­ния, а также установлены принципы построения и функциони­рования налоговой системы.

Общая часть Налогового кодекса регламентировала основ­ной перечень прав и обязанностей таких непосредственных участников налоговых отношений, как плательщики и налого­вые органы. Эти перечни взаимоувязаны, т.е. правам, предо­ставляемым плательщикам, соответствуют обязанности, возло­женные на налоговые органы.

Общей частью Налогового ко­декса:

- установлены всеобщность и равенство в вопросах налого­обложения. Каждое лицо обязано уплачивать законно установ­ленные налоги, сборы (пошлины), по которым оно признается плательщиком. В то же время ни на кого не может быть возло­жена обязанность уплачивать налоги и сборы (пошлины), не предусмотренные Налоговым кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Конституцией Республики Беларусь, Налоговым кодексом Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь и законодательными актами о налогообложении, принятыми в соответствии с ними.

- закреплено, что установление новых налоговых платежей или отмена уже дей­ствующих налогов, сборов (пошлин), а также внесение в них из­менений осуществляются одновременно с принятием бюджета на очередной бюджетный (финансовый) год. Тем самым плательщи­кам предоставляется возможность учитывать изменения налого­вого законодательства при планировании своей деятельности и при необходимости вносить в нее определенные коррективы.

- регламен­тирована законодательная процедура установления налогов, сборов (пошлин), их измене­ния и отмены. Соответствующим образом подразделяют и уро­вень нормативных правовых актов, корректирующих систему налоговых платежей. В республиканские налоги сборы, пошли­ны корректировки могут быть внесены только законами о вне­сении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республи­ки Беларусь либо Президентом Республики Беларусь; местные налоги и сборы должны изменяться решениями соответствую­щих местных Советов депутатов.

- определены перечни рес­публиканских и местных налогов, сборов (пошлин), а также особых режимов налогообложения. Налоги на прибыль, дохо­ды, добавленную стоимость (НДС), акцизы, подоходный налог с физических лиц являются основными доходными источниками государственного бюджета. Эти налоговые платежи применя­ются в настоящее время в налоговых системах практически всех государств мира.

- устанавливаются способы обеспечения исполнения на­логового обязательства. Они могут применяться в случаях не­уплаты или неполной уплаты в бюджет соответствующих сумм налоговых платежей. Надлежащее и своевременное исполне­ние налогового обязательства может быть обеспечено залогом имущества плательщика или поручительством за него со сторо­ны третьего лица. Случаи неуплаты или неполной уплаты нало­говых платежей влекут за собой начисление пеней плательщи­ку, приостановление операций по его банковским счетам, арест его имущества. Как конечная и наиболее жесткая мера воздей­ствия на недобросовестных плательщиков Общей частью Нало­гового кодекса регламентируется принудительное исполнение налогового обязательства, т.е. взыскание суммы налога, сбора (пошлины), пени за счет активов плательщиков.

-детально регламентируются вопросы учета плательщи­ков и порядок проведения налоговых проверок, включая пра­вила истребования документов и запроса другой информации о деятельности и имуществе плательщиков, привлечения для проведения налоговой проверки специалистов и экспертов, а также доступа должностных лиц налоговых органов на терри­торию или в помещение плательщика.

- закреплено, что налого­вые органы и должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с законодательством Рес­публики Беларусь, корректно и внимательно относиться ко всем участникам налоговых правоотношений: плательщикам, их представителям, налоговым агентам или иным обязанным лицам.

- уста­новлено понятие "налоговая тайна". Такую тайну будут сос­тавлять сведения (за исключением отдельных видов информа­ции, прямо указанных в данном Кодексе), полученные налого­выми, таможенными и иными контролирующими органами о деятельности плательщика и его финансово-экономическом положении. Информация, составляющая налоговую тайну, не может быть разглашена. За ее необоснованное разглашение либо за утрату документов, содержащих такую информацию, виновные должностные лица будут привлекаться к ответ­ственности.

- предоставлено каждому плательщику право обжаловать ре­шения налоговых органов, действия их должностных лиц, если он считает, что эти решения или действия приняты или осуще­ствлены с нарушениями налогового или иного законодатель­ства, либо нарушают его права. Жалоба на решения налоговых органов или действия их должностных лиц плательщиком мо­жет быть направлена в вышестоящий налоговый орган (выше­стоящему должностному лицу) либо в общий или Хозяйствен­ный Суд Республики Беларусь.

- плательщики также могут быть привлечены к ответствен­ности за допущенные нарушения требований налогового зако­нодательства и невыполнение возложенных на них обязаннос­тей. Виды налоговых правонарушений, их состав, а также меры ответственности за их совершение не являются предметом регламентации Общей части Налогового кодекса и определены в новой редакции Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь от 21 апреля 2003 г., № 194-3 (посл. редакция от 13.07.2012 г.), объединившей в себе весь спектр санкций к юридиче­ским и физическим лицам за несоблюдение требований налого­вого законодательства.

Особенная часть НК РБ вступила в силу с 1 января 2010 года (посл. редакция от 04.01.2012) и:

- определяет порядок применения каждого из республиканских и местных налогов, сборов, а также особых режимов налогообложения.

- по каждому налоговому платежу устанавливает состав плательщиков, объект налогообложения, налоговая база, размеры ставок, перечни льгот, а также порядок исчисления налогов, сроки их уплаты и предоставления деклараций.

С вступлением в силу Особенной части НК налоговая система Беларуси приводится в соответствие с аналогичными системами государств - основных партнеров Беларуси, повышается имидж страны по условиям ведения бизнеса. Принятие Особенной части Налогового кодекса способствовало либерализации условий хозяйственной деятельности, совершенствованию налогового законодательства, упрощению налоговой системы в Беларуси. Отменены 17 малоэффективных, а также оказывающих негативное влияние на экономику налогов и сборов, объединены платежи, имеющие сходные налоговые базы.

В настоящее время налоговый контроль от имени государства осуществляют специализированные госу­дарственные органы, которым предоставлены полномочия по проведению мероприятий налогового контроля в отношении организаций и физических лиц.

В соответствии со статьей 4 Налогового кодекса Республики Беларусь в число участников налоговых отношений включа­ются:

- Министерство по налогам и сборам РБ и инспекции Министерства по налогом и сборам РБ;

- Государственный таможенный комитет РБ и таможни;

- Государственные органы республиканского управления, органы местного управления и самоуправления, а также упол­номоченные организации и должностные лица, осуществляю­щие в установленном порядке помимо налоговых и таможен­ных органов, прием и взимание налогов, сборов (пошлин).

- Комитет государственного контроля РБ и его органы Министерство финансов РБ и местные финансовые органы, иные уполномоченные органы — при решении вопросов, относимых к их компетенции.

В структуру МНС РБ входят:

1) департамент по надзору и контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья, табачных изделий

2) управления, отделы, а также инспекции МНС по областям и г.Минску, районам, городам, районам в городах

Права налоговых органов подробным образом изложены в ст.81 НК, а именно:

1) получать от плательщика или иного обязанного лица необходимые для исчисления и уплаты налогов, сборов, пошлин документы, а также другую информацию, касающуюся имущества плательщиков или иного обязанного лица

2) вызывать в налоговые органы плательщиков и иных обязанных лиц, имеющих документы и информацию о деятельности плательщиков, в отношении которых проводится налоговая проверка

3) имеет право заявлять ходатайства

4) имеет право в установленном порядке направлять иски в суд

5) взыскивать в установленном налоговым законодательством порядке не уплаченные суммы налогов, сборов, пошлин

6) и другие права

Обязанности налоговых органов изложены в ст.82 НК, а именно:

1) действовать в строгом соответствии с законодательством;

2) осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства, правильным исчислением, полной и своевременной уплатой налогов, сборов (пошлин), пеней, а также за правильностью взимания, своевременностью и полнотой перечисления в бюджет налогов, сборов (пошлин);

3) вести учет плательщиков в Государственном реестре плательщиков и других установленных законодательством реестрах;

4) давать письменные разъяснения плательщикам по вопросам применения актов налогового законодательства

5) обеспечивать взыскание неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов, сборов (пошлин), пеней;

6) требовать от плательщиков устранения выявленных нарушений законодательства и контролировать исполнение этих требований;

7) осуществлять зачет или возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней и процентов по ним;

8) соблюдать налоговую тайну и правила хранения сведений о плательщиках;

9) принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную информацию о нарушениях налогового законодательства и осуществлять в установленном порядке их проверку;

10) и другие обязанности.

Основными задачами являются:

• осуществление контроля в пределах своей компетенции за соблюдением налогового законодательства, обеспечением пра­вильного исчисления, полной и своевременной уплаты налогов, сборов (пошлин);

• учет исчисленных и уплаченных налогов, сборов (пош­лин);

• разработка предложений по совершенствованию налого­вого законодательства и организации работы налоговых орга­нов;

• предупреждение, выявление и пресечение нарушений в сфере налогового законодательства в пределах своей компетен­ции;

• подготовка налоговых соглашений с другими государства­ми, осуществление связей с их налоговыми службами, изуче­ние опыта их работы;

• принятие нормативных правовых актов о порядке исчис­ления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин).

Руководители территориальных органов МНС Республики Беларусь назначаются министром Республики Беларусь по на­логам и сборам.

Инспекции МНС по городам, районам и рай­онам в городах являются самой массовой структурной едини­цей. Эти подразделения представляют собой управленческие структуры, которые лишь организуют и контролируют процес­сы сбора налога. Они являются юридическим лицом, от своего имени приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права, исполняют обязанности, выступают истцами и ответчиками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: