Единый социальный налог

Единый социальный налог уплачивается налогоплательщиками в федеральный бюджет и в государственные внебюджетные фон­ды — Фонд социального страхования РФ и Федеральный и терри­ториальный фонды обязательного медицинского страхования.

Для строительных организаций объектом обложения единым социальным налогом являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работникам организаций по трудовым и граждан­ско-правовым договорам за выполнение строительно-монтажных работ (оказание услуг, изготовление продукции). В то же время ряд выплат не подлежат налогообложению. К таким выплатам от­носятся:

• выплаты за счет чистой прибыли (единовременные премии, материальная помощь);

• государственные пособия (пособия по временной нетрудо­способности, по уходу за ребенком, по беременности и родам и т.п.);

• все виды компенсационных выплат (компенсация за неис­пользованный отпуск, выходное пособие и др.);

• суммы страховых платежей по обязательному страхованию работников, а также по договорам добровольного страхования;

• стоимость спецодежды и спецобуви;

• суммы, уплаченные работодателям за лечение и медицинское обслуживание работников (членов их семей);

• стоимость льгот по проезду;

• суммы полной или частичной оплаты стоимости путевок;

• прочие аналогичные выплаты.

Налоговая база определяется отдельно по каждому работнику нарастающим итогом с 1 января отчетного года или с момента принятия работника на работу.

Налоговой базой служат оплата труда в денежной или нату­ральной форме, материальные выгоды от предоставленных работ­нику материальных, социальных или иных благ.

Ставки единого социального налога исчисляются по регрес­сивной шкале в зависимости от уровня доходов работника.Ставки налога для налогоплательщиков — работодателей (стро­ительных организаций) и для налогоплательщиков — индивиду­альных предпринимателей представлены соответственно в табл.

Порядок исчисления и уплаты налога. В отношении налогоплательщиков-работодателей действует следующий порядок. Сумма налога исчисляется и уплачивается в федеральный бюд­жет и каждый фонд отдельно и определяется как соответствую­щая ставке процентная доля налоговой базы (т. е. рассчитывается как произведение налоговой базы и ставки налога, выраженной в долях единицы).

Сумма налога, которая подлежит уплате в Фонд социального страхования РФ, подлежит уменьшению на сумму произведен­ных налогоплательщиком расходов на цели социального страхо­вания, предусмотренные законодательством (пособий по времен­ной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рожде­нии ребенка, на погребение и др.). Сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, начисленную в соответствии с законодательством.

Налоговым кодексом РФ предусмотрен порядок начисления и уплаты авансовых платежей по единому социальному налогу. В течение отчетного периода налогоплательщик производит ис­числение ежемесячных авансовых платежей исходя из величи­ны выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала года и до окончания соответствующего календарного месяца. Размер ежемесячного авансового платежа определяется с учетом упла­ченных ранее сумм авансовых платежей. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа сле­дующего месяца.

Данные о суммах исчисленных авансовых платежей и о сумме налогового вычета отражаются в расчете, который должен быть представлен в налоговой орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. По итогам налогового перио­да составляется налоговая декларация по налогу, которая пред­ставляется в налоговый орган не позднее 30 марта следующего за налоговым периодом года. Кроме того, налогоплательщики обя­заны представлять установленные законодательством сведения (отчеты) в региональные отделения Фонда социального страхо­вания РФ и Пенсионный фонд РФ в порядке, установленном дей­ствующими нормативными актами.

Для налогоплательщиков, не являющихся работодателями, порядок исчисления и уплаты налога также предполагает начис­ление авансовых платежей, особенности уплаты налога определе­ны Налоговым кодексом РФ.

Пример.

В пользу физического лица за месяц были произведены следу­ющие выплаты:

• сдельная заработная плата — 5 700 р.;

• надбавка за сверхурочную работу — 800 р.;

• пособие по временной нетрудоспособности — 1 250 р.;

• компенсация командировочных расходов — 1 200 р.;

• в том числе суточные сверх норм — 500 р.;

• материальная помощь — 1 500 р.

Определим налогооблагаемую базу и сумму единого социаль­ного налога.

Решение.

При определении налоговой базы учитываются любые выпла­ты и вознаграждения, за исключением сумм, установленных На­логовым кодексом РФ.

Не подлежат налогообложению: пособие по временной нетру­доспособности — 1 250 р.; командировочные и суточные в преде­лах норм — 700 р. (1 200 - 500).

Сумма единовременной материальной помощи не облагается налогом, если она выплачена в возмещение вреда, ущерба от чрез­вычайных обстоятельств. Следовательно, по условиям задачи она включается в налогооблагаемую, базу.

Общая сумма выплат в пользу работника составляет:5700 + 800 + 1 250 + 1 200 + 1 500 = 10450 р

Из них подлежат обложению единым социальным налогом 10450- 1 250-700 = 8 500 р.

Сумма единого социального налога составляет 2 210 р. (8 500 • 26 %).

По фондам единый социальный налог распределяется следую­щим образом:

• в федеральный бюджет (20 %) — 1 700 р.;

• Фонд социального страхования РФ (3,2%) — 272 р.;

• Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (0,8%) - 680 р.;

• территориальный фонд обязательного медицинского страхо­вания (2,0%) — 170 р.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: