Нормативно – правовое регулирование учета и аудита денежных средств в Российской Федерации

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии). В зависимости от назначения и статуса нормативные документы регулирующие движение денежных средств целесообразно представить в виде следующей системы:

1-й уровень: законодательные акты, указы Президента РФ           и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации. К ним относятся:

· Гражданский кодекс РФ;

· Налоговый Кодекс РФ;

· Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 года. Этот Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность, требования к составлению первичной документации и учетных регистров;

· Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 1998 года № 416-У «О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения».

· Указ Президента РФ от 16 февраля 1993 года № 224 “Об обязательном применении контрольно-кассовых машин предприятиями всех форм собственности при осуществлении расчетов с населением” (в редакции от 25.07.2000 г.);

· Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".

2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности. Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Положения призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности. Единственным регулирующим органом системы нормативных документов является Министерство Финансов РФ. К ним относятся:

· Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 года № 34н. Регулирует общие вопросы организации и ведения бухгалтерского учета, составления первичных документов, организации документооборота;

· «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте». ПБУ 3/2000. Утверждено приказом Минфина РФ от 10 января 2000 года №2н;

· «Бухгалтерская отчетность организации». ПБУ 4/99 г. Утверждено приказом Минфина РФ от 06 июля 1999 года № 43н;

3-й уровень: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств. Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами.

· План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года № 94н. Эта инструкция применяется как регулирующая организацию и ведение бухгалтерского учета кассовых операций;

· Приложение № 2 к Постановлению Министерства труда и социального развития РФ от 31 декабря 2002 года № 85       «Типовая форма договора о полной индивидуальной материальной ответственности»;

· Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 года № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» - применяется в части требований по группировке и детализации данных о движении наличных, денежных средств и иных ценностей, хранящихся в кассе, а также в части требований по составлению Отчета о движении денежных средств;

· «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации», утвержденный решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 40 и сообщенный письмом Банка России от 4 октября 1993 года №18 применяется в полном объеме;

· Положение о правилах организации наличного денежного    обращения на территории Российской Федерации, утвержденное постановлением Центробанка РФ от 5 января 1998 года №14-П применяется в части порядка получения денежных средств в банке и сдачи наличных денег в банк, установления лимита остатков наличных денег и других вопросов, касающихся отношений между организацией и банком в рамках договора о расчетно-кассовом обслуживании;

· Положение о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации, утвержденное постановлением Центробанка РФ от 9 октября 2002 года №199-П применяется в части, касающейся организации порядка банками приема денежной наличности и ее выдачи организациям;

· Приложение №13 к Инструкции Центробанка РФ от 16 ноября 1995 года №31 «По эмиссионно-кассовой работе в учреждениях банка России»;

· Указание Центробанка РФ от 14 ноября 2001 года №1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между  юридическими лицами по одной сделке, указания Центробанка РФ в изменение данного указания, а также разъяснения Центробанка РФ, Минфина РФ и МНС РФ о порядке применения указаний Центробанка РФ о пределах расчетов наличными денежными средствами;

· "О введении новых форматов расчетных документов " Указание от 22 февраля 1999 года N502-У о внесении изменений и дополнений в указание банка России от 03 декабря 1997 №51-У;

· Инструкция № 28 о расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учереждениях Госбанка СССР. Утверждена Госбанком СССР 03 октября 1986 года (С изменениями от 21.06.03 года №1297-У);

· Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 года №49. Письмо МНС РФ от 15.04.2002 г. № АС-6-06/476 “ О бланках строгой отчетности”

· Указание ЦБ РФ от 31.10.2002 г. № 1201-У “О внесении изменений в положение Банка России от 5.01.98г. № 14-У “О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ”.

· Постановление Госкомстата России № 132 от 25 декабря 1998 года “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин”.

4-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия. Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основными из них являются:

· документ по учетной политике предприятия;

· утвержденные руководителем формы первичных учетных

      документов;

· графики документооборота;

· утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского

      учета;

· утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

ЦБ РФ Указанием от 14 ноября 2001 года № 1050-У “Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами” установил предельный размер расчетов наличными деньгами в следующих размерах: между юридическими лицами – 60 тысяч рублей.

Денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории РФ производятся всеми юридическими лицами, физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Для осуществления расчетов с населением юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны:

· регистрировать контрольно-кассовые машины;

· использовать исправные контрольно-кассовые машины;

· выдавать покупателю отпечатанный на контрольно-кассовой машине чек за покупку (услугу);

· обеспечивать работникам налоговых органов беспрепятственный доступ к контрольно-кассовым машинам.

За неприменение контрольно-кассовой машины, а также в случаях, приравненных к неприменению контрольно-кассовой машины (использование аппарата без пломбы, без фискальной памяти, пробитие чека на меньшую сумму) на организацию может быть наложен штраф 30 000 - 40 0000 рублей (ст. 14.5 КоАП).

Свободное перемещение финансовых средств гарантировано Конституцией (ст. 8), любое ограничение их перемещения не имеет под собой правовых оснований.

К правовым и законодательным документам по аудиторской деятельности в Российской Федерации относятся:

· Гражданский кодекс Российской Федерации;

· Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" N 119-ФЗ от 7 августа 2001 г. (в ред. ФЗ от 14.12.2001 N 164-ФЗ);

· Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ;

· Положение о лицензировании аудиторской деятельности, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 г. N 190;

· Правила (стандарты) аудиторской деятельности. Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696.

В РФ система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится в стадии становления. Происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую деятельность, определение роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций. При разработке правовых актов, регулирующих деятельность аудиторов учитывались единые финансовые принципы аудита, использовался международный опыт, общепринятая терминология, сложившаяся практика этой деятельности за рубежом. При создании нормативной базы аудита учитывались задачи унификации законодательств РФ по этим вопросам. Сложилось мнение, что аудит это сочетание ревизионной и экспертно-консультационной деятельности. Однако, что касается целей и задач аудита, то закон об аудите определяет его цели, оценку достоверности ведения бухгалтерского учета и соответствие современных финансово-хозяйственных операций законодательству РФ. Аудит не подменяет государственные контролирующие органы структуры ведомственного контроля. Он остается предпринимательской деятельностью по осуществлению независимых вневедомственных проверок хозяйственных субъектов на договорной и платной основе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: