Не «кошмарить» малый бизнес – сигнал со стороны руководства страны

На состоявшемся в Смоленской области совещании, посвященном развитию малого и среднего бизнеса, Д. Медведев крайне негативно оценил отношение “правоохранительных органов и всякого рода властей” к этим видам хозяйствующих субъектов.

Если дословно, то он потребовал прекратить “кошмарить” средний и малый бизнес:

- Это означает, что первый шаг мы сделали. Но и только. Больше ничего. К сожалению, проблемы остаются всё те же. Я имею в виду и те проблемы, с которыми сталкиваются наши предприниматели, где бы они ни занимались бизнесом, малым бизнесом, да и не только малым. Замучили проверки и всякого рода «наезды» по коммерческим наводкам. Вообще, надо, чтобы и наши правоохранительные органы, и органы власти перестали «кошмарить» бизнес.

Разговоры об этом правительством и президентом поднимались с начала 2008 года, однако конкретные меры принимаются только сейчас. Помимо грозных высказываний первого лица государства был принят соответствующий закон:

- В нашей стране очень важное значение имеют сигналы. Считайте, что этот сигнал дан. Есть закон на эту тему, примем еще дополнительные документы.

Малый и средний бизнес это торговые палатки, места на рынках, малые туристические фирмы и так далее. Их очень много и деятельность их далека от безусловного следования законам. Именно недостатки в работе позволяют “кошмарить” предпринимателей административным и правоохранительным структурам — кому нечего бояться и кто умеет показывать зубы, мгновенно обжалуя в суд любое неправомерное действие, тем нипочем любые кошмары. Таких мало, но они есть; в основном это малые производственные фирмы (пекарни, автостанции и пр.).

Запретив постоянные проверки объектов малого и среднего бизнеса, можно создать негативную ситуацию, когда нарушения будут сплошь и рядом и никакого наказания за это не будет. В первую очередь от этого будут страдать потребители.

Замысел законодателей ясен и благ — в такой ситуации рано или поздно здоровая конкуренция выживет недобросовестные предприятия без участия государственных сил, но я опасаюсь что это случится не через год и не через два.

Девятнадцатого декабря 2008 года в третьем чтении Государственная Дума приняла Закон “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”.

Этот закон принят во исполнение знаменитого Указа Президента №797 от 15.05.2008 г. “О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности”.

Новый закон поистине революционный, как раз в духе кризисного времени. Государство фактически отказалось от контроля и существенно упростило жизнь предпринимателям. Теперь “кошмарить” бизнес станет гораздо сложнее.

Во-первых, отделены зерна от плевел — главным контролирующим органом назначена прокуратура, а также дан перечень органов, которых ограничения не касаются. Итак, требования закона не распространяются на действия:

государственных органов при проведении оперативно-розыскных мероприятий,
производстве дознания,
проведении предварительного следствия,
осуществлении прокурорского надзора и правосудия,
проведении административного расследования,
финансового контроля и финансово-бюджетного надзора,
налогового контроля,
валютного контроля,
контроля на финансовых рынках,
банковского надзора,
расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений,
несчастных случаев на производстве,
осуществлении государственного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Как видно, перечень хоть и длинен, но не должен вызывать страха у представителей малого бизнеса — они вряд ли столкнутся с кем-то из этого списка. Никто же не ожидал, что налоговые проверки отменят?

Необходимо пояснить, что налоговый контроль это не все контрольные мероприятия, проводимые налоговыми органами. Это только выездные и документальные налоговые проверки, но существует мнение что сюда также входит контроль за перечислением налоговых платежей банковскими организациями. Все остальные виды контроля, не предусмотренные Налоговым кодексом, а предусмотренные иными законами либо по видам деятельности которых налоговая является лицензирующим органом, не являются налоговым контролем и на них в полном объеме распространяются требования обсуждаемого закона. Потом все проверки делятся на плановые и внеплановые. Плановые проверки проводятся не чаще чем раз в три года, а внеплановые — в основном по жалобам.

Фактически это маленькая революция в существующей правоохранительной системе: закончатся постоянные проверки выбитых чеков со стороны налоговой, соблюдения охраны труда со стороны трудовой инспекции и противопожарной безопасности. Не исключено, что штатная численность всех этих служб (а именно инспекторов) будет значительно сокращена. Работы прибавится у прокуратуры, так как подобное согласование раньше никогда не проводилось, это совершенно новое направление работы.

 Одновременно с законом “О защите…” был принят сопутствующий “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел РФ, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности”, приводящий в соответствие первому остальное законодательство.

Существенно урезаются права милиции. Больше они фактически не смогут проводить проверки и ревизии финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности. Сотрудники органов внутренних дел при проведении таких мероприятий будут обязаны руководствоваться только процедурами и порядком их применения, прямо предусмотренными УПК РФ и КоАП РФ. А там полномочий, прямо говоря, немного. Совершенно неясно, как при таком раскладе будут возбуждаться “налоговые” дела.

Изменения ударили и по закону “Об оперативно-розыскной деятельности”. Установлен порядок изъятия документов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий, введено правило предоставления хозяйствующему субъекту копий изъятых документов. Внесены и иные документы, фактически делающие невозможным блокирование деятельности предприятий путем изъятия всех хозяйственных документов.

Новые законы должны вступить в силу с 01 июля 2009 года. Таким образом, фактически заработают с 2010 года, после формирования и утверждения плана проверок. А вторая половина 2009 года будет самой спокойной для российских предпринимателей за всю историю существования страны.















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: