Поддержка малого предпринимательства на региональном и муниципальном уровнях

Сложность ситуации заключается в том, что принципы управления, свойственные государству федеративного типа, конечно, не позволяют Центру диктовать субъектам Федерации когда и какие законы принимать. Однако, возможны меры иного свойства. Так, неоднократно предлагалось пойти на свертывание или заметное сокращение всех форм федеральной помощи регионам в реализации их программ поддержки малого предпринимательства, если в указанных регионах отсутствуют соответствующие законы, четко обозначающие права и ответственность региональных органов государственной власти и управления в деле развития и государственной поддержки малого предпринимательства. Разумеется, столь жесткие меры целесообразно было бы подкрепить включением в федеральную программу пункта о разработке силами экспертов и специалистов некоего «модельного варианта» закона субъекта РФ «О развитии и государственной поддержки малого предпринимательства» и ее апробации в нескольких республиках и регионах России.

К числу значимых методологических проблем относится, и усиление комплексного характера осуществляемых мер поддержки малого бизнеса через систему государственных программ. Речь в данном случае идет о преодолении ситуации, когда поддержка оказывается не комплексно, «однобоко» и, как следствие, - весьма часто мало результативно. Например, значительные средства - как на федеральном, так и на региональном уровне - тратились и по-прежнему тратятся на обучение предпринимателей. Однако часто такие усилия не дают должной отдачи, т.к. действующие программы поддержки не содержат идеи «автоматического» подкрепления полученных знаний предпринимателей необходимым им минимумом «стартового капитала», возможностью получения лизинговых услуг или приобретения франчайзы, возможностью достаточно льготной аренды производственного/торгового помещения и пр. Реализация комплексного характера поддержки требует качественно нового подхода к сбалансированности и взаимоувязке различных блоков государственных программ с учетом реальной потребности тех или иных категорий малых предпринимателей - как действующих, так и потенциальных - в тех или иных мерах (формах) поддержки. При этом, если ранее приоритет неизменно отдавался поиску стартового капитала, то теперь все более актуализируется проблема так называемой «имущественной поддержки» малого предпринимательства путем выделения им нежилых помещений, перераспределения территорий и помещений предприятий за счет разукрупнения или реструктуризации фактически бездействующих предприятий ли предприятий-банкротов, конверсионных предприятий, путем создания на их основе специальных производственных баз и технопарков и пр.

Организационно-институциональные проблемы государственных программ поддержки малого предпринимательства порождены отсутствием на сегодняшний день единой полномочной и ответственной исполнительной вертикали осуществления государственной политики в отношении малого бизнеса, в том числе и в плане реализации целевых программ поддержки малого предпринимательства. На сегодняшний день структура органов власти и управления, обеспечивающих государственную поддержку и взаимодействие с малыми предприятиями в различных регионах России весьма неодинакова. В системе исполнительной власти субъектов Российской Федерации этими вопросами занимает множество органов с различным статусом, функциями, полномочиями и ответственностью. Более того, часто эти органы формально представляют разные направления социально-экономической деятельности (а именно, министерства, комитеты, департаменты, управления, отделы и пр.). Это приводит к неопределенности на местах статуса заказчика/исполнителя региональных программ развития и поддержки малого предпринимательства, а также негативно влияет на возможности взаимодействия специализированных федеральных и региональных органов поддержки малого предпринимательства, в частности, в процессе согласования и взаимодействия соответствующих федеральных и региональных программ. Примерно такая же ситуация складывается и с юридическим (организационно-правовым) статусом региональных фондов поддержки малого предпринимательства (специализированные региональные фонды сейчас имеются примерно в 3/4 всех субъектов Федерации), что затрудняет их рабочее взаимодействие с Федеральным фондом поддержки, а также местными финансово-кредитными институтами, так или иначе действующими в интересах малого бизнеса.

Особой проблемой в финансовом аспекте реализации целевых государственных программ поддержки малого предпринимательства является усиление роли банковских институтов. Речь идет об их участии в финансировании (точнее - самофинансировании) государственных программ поддержки малого предпринимательства с общей перспективой замещения «фондовой» модели финансово-операционного обеспечения указанных программ (рассчитанной преимущественно на бюджетную «подпитку» программ, а в целом - только на начальный этап формирования всей практики государственной поддержки малого бизнеса) преобладающей ролью специализированных банков. Нынешнее же взаимодействие малых предприятий с банковско-кредитным сектором экономики следует расценить как неудовлетворительное. Это взаимодействие банков “заморозилось” на уровне преобладающего значения краткосрочного кредитования, причем преимущественно сферы торгово-посреднеческих операций малого предпринимательства. Роль банков как источника инвестиционной деятельности малых предприятий, их реструктуризации незначительна. Это связано с причинами, лежащими как на стороне банков, так и вне их.

Ряд интересных возможностей заключен в усилении взаимного кредитования предприятий малого бизнеса, которые уже активно действуют во многих регионах России.

Реализацию концепции поддержки малого предпринимательства рассмотрим на примере Республики Башкортостан.

Государственная политика в области поддержки и развития малого предпринимательства, отраженная в "Концепции развития малого предпринимательства в Республике Башкортостан на 2006-2010 годы" (утверждена постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17 июля 2006 года № 202), получила развитие и конкретизирована в "Республиканской программе государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Башкортостан на 2007 год", утвержденной постановлением Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан от 22 февраля 2007 года № ГС-1931.

Соответствующие программы по поддержке и развитию малого предпринимательства, как составная часть государственной социально-экономической политики, были приняты всеми городскими округами и муниципальными районами республики.

На реализацию Республиканской программы из бюджета Республики Башкортостан в 2007 году было выделено 51,2 млн. рублей. Сумма софинансирования из средств федерального бюджета шести мероприятий Республиканской программы по итогам конкурса, проведенного Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, составила 30,9 млн. рублей. Из федерального бюджета были профинансированы создание бизнес-инкубаторов в городских округах г.Октябрьский и г.Сибай, субсидирование процентной ставки по кредитным договорам субъектов малого предпринимательства, компенсация части страховых взносов по договорам страхования субъектов малого предпринимательства, формирование активов гарантийного фонда, проведение Международной недели предпринимательства.

В области внедрения новых финансовых технологий реализуются механизмы:

- субсидирования процентных ставок при кредитовании субъектов малого предпринимательства;

- субсидирования процентных ставок по кредитам, привлеченным в кредитных организациях кредитными потребительскими кооперативами, потребительскими обществами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами в целях предоставления займов членам кооперативов, являющихся субъектами малого предпринимательства;

- субсидирования части затрат субъектов малого предпринимательства, производящих товары (работы, услуги) на экспорт;

- компенсации части страховых взносов по договорам страхования субъектов малого предпринимательства.

Созданный Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Башкортостан, целью которого является развитие инфраструктуры венчурного (рискового) финансирования субъектов малого предпринимательства в научно-технической сфере, начал свою работу. Основной механизм деятельности Фонда заключается в предоставлении инвестиций в виде вклада в уставный капитал малых предприятий, которые ориентированы на выпуск высокотехнологичной продукции. Фонд приступил к приему и регистрации инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства в научно-технической сфере. Разработан пакет типовых документов для заявки и научно-технического обоснования проектов.

В целях создания условий для внедрения в экономику Республики Башкортостан новых перспективных технологий и развития инновационных производств на базе малых форм хозяйствования для повышения конкурентоспособности продукции, освоения ее производства и выведения на товарный рынок проведен конкурс «10 лучших инновационных идей Республики Башкортостан».

Разработан и утвержден постановлением Правительства Республики Башкортостан от 27 декабря 2007 года № 378 «План мероприятий по удвоению доли субъектов малого предпринимательства в формировании валового регионального продукта Республики Башкортостан и бюджетов всех уровней на 2007-2012 годы». План мероприятий предусматривает совершенствование системы нормативно-правового обеспечения предпринимательской деятельности; совершенствование форм и методов финансовой поддержки, формирование эффективной системы информационной поддержки малого предпринимательства, различные формы взаимодействия малого и среднего предпринимательства (усиление межотраслевого взаимодействия) с крупным бизнесом, направления развития межрегионального и международного сотрудничества, развитие инфраструктуры малого и среднего бизнеса республики; создание условий для развития предпринимательства в муниципальных районах и городских округах республики.

Республиканская программа развития и поддержки малого предпринимательства на 2009 год станет финансово более привлекательной. По словам начальника отдела Министерства внешнеэкономических связей, торговли и предпринимательства РБ З. Халиковой, средства гарантийного фонда за счет республиканского бюджета должны увеличиться до 200 миллионов рублей (сейчас это 34 миллиона). Кроме того, планируется создать фонды микрофинансирования (в размере 40 миллионов рублей) и прямых инвестиций (90 миллионов). Плюс 50 миллионов должны пойти на субсидирование процентных ставок по кредитам.

В целом сложившиеся тенденции позволяют сделать вывод о том, что малый бизнес становится все более значимым сектором в экономике, что является следствием достаточно успешного решения вопросов по созданию благоприятных условий для его развития на территории Республики Башкортостан. Но основные проблемы развития малого предпринимательства характерны и для нашего региона.

 

Заключение

    Государство в последние годы наконец-то развернулось лицом к малому предпринимательству. В последнее время было принято достаточно много законодательных актов регулирующих и регламентирующих работу в области малого предпринимательства. Производиться немалое количество действий на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, чтобы в кратчайшие сроки начать диверсификацию экономики страны, и хотя бы частично слезть с нефтяной иглы. В условиях кризиса видно, что государство возлагает большие надежды на малый бизнес, который по мнению руководства страны должен помочь вывести экономику из рецессии.

    По-моему надо было начинать заниматься проблемами малых предприятий (и предпринимательства в целом) гораздо раньше, например после дефолта 1998 года, и уже тогда разрабатывать концепцию развития малого предпринимательства на 2000-2010 годы. Но рост цен на энергоносители и баснословные прибыли сырьевой отрасли просто-напросто закрыли глаза руководству страны на проблемы развития других отраслей экономики.

    Я думаю, еще предстоит немало сделать для развития малого предпринимательства и формирования предпринимательского духа у граждан страны. В условиях кризиса, когда в результате сокращений, увольнений появляется много безработных, многие из которых в состоянии начать собственное дело, главное помочь им поверить в себя, поддержать, возродить в них предпринимательскую жилку. Чтобы малый бизнес в стране наконец начал расти усиленными темпами, чтобы граждане поняли, что руководство страны начало делать нужные шаги в направлении развития и поддержки малого предпринимательства. Я считаю, что это одна из наиглавнейших задач для нашего государства.

 

Список литературы

1.  Аборнева О. Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства (регион. аспект) // Пробл. теории и практ. упр. - 2004. - N 2.

2. Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: Эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 192с.

3. Анпилов А.И. Проблемы малого предпринимательства в национальной экономике // Актуал. пробл. совр. науки. - 2006. - N 6.

4. Кузнецова Н.М. Стратегическая политика развития малого бизнеса в системе производственного предпринимательства в Российской Федерации // Соц.-гуман. знания. - 2007. - N 1. - С.172-179.

5. Смольков В.Г. Малое предпринимательство в России как общественное явление // Соц.-гуман. знания. - 2007. - N 2. - С.146-162.

6. Руденко А.И., Экономика предприятия в условиях рынка: Учебное пособие – Мн.: 2007. – 264с.

7. Плотникова О.А. Малое предпринимательство и его роль в обеспечении развития национальной экономики Российской Федерации. – М.: Моск. гуманит. ун-т, 2006. – 216с.

8. С. Башурина, «Старт без денег», Газета.ru, http://finance.rambler.ru/news/economics/13777073.html

9. М. Привалова, «Поддержка малого предпринимательства: граждане не доверяют государству», http://www.finam.ru/analysis/forecasts00BCC/default.asp

10. Щепотьев А.В., Сафронова Е.Г. Комментарий к Федеральному Закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

11. Малый бизнес Башкортостана. http://www.mbbash.ru


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: