Работа с определителем

Студенту–биологу необходимо научиться пользовать­ся определителем насекомых и уметь определять насеко­мых хотя бы до рода.

Для определения насекомых существует несколько определителей, из которых наиболее доступными явля­ются «Определитель насекомых» Н. Н. Плавильщикова, а также Б.М. Мамаева, Л.Н. Медведева, Ф.Н. Правдина. Эти определители рассчитаны на студентов и учителей средней школы. В них включены виды, распространен­ные в Европейской части СССР (без Кавказа).

 

ТЕМЫ ЭКСКУРСИЙ

Приведем тема­тику экскурсионных занятий с указанием вида, цели и методов работы; описание камеральной обработки материалов, собранных на экскурсии, дается для полноты освещения всего объема полевой практики и для помощи студен­там в период ежедневной напряженной полевой рабо­ты.

 

Тематическое планирование летней полевой практики по зоологии беспозвоночных

 

Название темы Количество дней
Водные беспозвоночные 3
Наземные беспозвоночные 4
Внешние повреждения деревьев и кустарников и беспозвоночные, их вызывающие 1
Внутренние повреждения деревьев и кустарников и беспозвоночные, их вызывающие (стволовые вредители и сопутствующие формы) 1
Почвенные беспозвоночные 1
Самостоятельная работа студентов по данной руководителем теме 3
Зачет и заключительная конференция 1

ТЕМА 1. ОБИТАТЕЛИ ПРЕСНЫХ ВОДОЕМОВ

Экскурсия на водоем

Целевые установки экскурсии:

1. Овладение методикой сбора водных беспозвоноч­ных животных.

2. Изучение водной среды как комплекса определен­ных жизненных условий.

3. Учебное обследование и составление характерис­тики конкретного водоема, фауну которого предстоит изучить студентам.

4. Выяснение видового состава животных данного водоема.

5. Выяснение приспособительных черт в организации водных обитателей в связи с условиями их жизни.

6. Изучение биологических особенностей некоторых видов, наиболее часто встречающихся в данном во­доеме.

7. Выявление полезных и вредных обитателей во­доема.

8. Установление закономерностей распределения водных обитателей по разным стациям в зависимости от биотических (растительность и животные) и абиотичес­ких (освещенность, характер грунта, глубина водоема и др.) факторов.

Оборудование экскурсии:

1. Гидробиологические сачки.

2. Эмалированные ванночки (или небьющиеся та­релки).

3. Жестяные экскурсионные ведерки.

4. Стеклянные банки емкостью 1 лс бечевкой вмес­то ручки.

5. Пробирки для отсаживания хищников и особо интересных экземпляров животных,

6. Пинцеты.

7. Лупы.

Методика работы во время экскурсии на водоем описана выше (см. стр.).

Результаты работы на экскурсии отмечаются в днев­нике в виде описаний, зарисовок, таблиц и предвари­тельных выводов.

Примеры описаний отдельных стаций изучаемого биотопа:

Стация № 1. Заросли рогоза, поверхность воды слегка покрыта ряской. Много лягушек. Материал со­бирали сачком вблизи растений, касаясь дна. Дно илис­тое. Место освещенное.

Стация № 2. Придонная стация под старой ивой, склоненной к воде. Дно очень илистое, с большим ко­личеством опавших листьев. В одном месте на дне ле­жит большой старый пень. Место значительно затенено. Сбор материала проводился сачком, а также путем ос­мотра подводных веток, растений и камней.

Стация № 3. Хорошо освещенное место водоема в отдалении) от береговой растительности. Поверхность воды чистая. Сбор материала проводили сачком в верх­ней толще слоя воды, не касаясь дна и придонной рас­тительности.

Такую же таблицу составляют для биотопа № 2 и т. д.

Если есть возможность во время одной экскурсии обследовать несколько водоемов, то можно получить очень интересный сравнительный материал. При этом следует в разных биотопах сохранить единую нумера­цию сходных стаций.

 

Таблица распределения водных беспозвоночных по различным

Стациям

Биотоп № 1

 

Название животного Прибреж­ная стация Придонная стация Поверх­ность воды Примечание
Водомерка +

В хорошо осве­щенных участ­ках

Водяной скорпион +
Вертячка +

 

Во время экскурсии каждый студент (или бригада студентов) работает по плану, в соответствии с целевой установкой экскурсии. Общая характеристика водоема, его обитателей и их распределения по стациям в зави­симости от различных факторов среды составляется по сводным материалам всех экскурсантов уже после ка­меральной обработки полученных сборов и матери­алов.

Работа в лаборатории

(камеральная обработка материалов, собранных на экскурсии)

Прежде всего необходимо разобрать весь материал, собранный на экскурсии. Всех живых животных следу­ет рассадить по видам в пробирки, плошки, банки и про­вести наблюдения за способом их передвижения, спо­собом дыхания, питания, за защитными реакциями, ок­раской тела и т. д. Как живых, так и фиксированных животных нужно тщательно рассмотреть под лупой для установления деталей их морфологии. Эти наблюдения раскроют существеннейшие приспособительные черты обитателей водной среды.

Затем следует составить точный список найденных животных, пользуясь определителем насекомых Н. Н. Плавилыцикова и книгой «Зоологические экскурсии» М. Н. Римского-Корсакова, а также консультациями преподавателя.

По книге«Зоологические экскурсии» М. Н. Римско­го-Корсакова ознакомиться с особенностями биологии всех найденных в водоеме животных и выписать в днев­ник элементы биологии основных видов. Выделить вред­ные и полезные формы, наметить способы борьбы с вре­дителями водоема.

В чистовом дневнике следует оформить экскурсионные записи и таблицы распределения пресноводных обита­телей по различным стациям водоема исоставить пол­ную характеристику.

Собранный материал зафиксировать для будущих коллекций.

 

 

ТЕМА 2. ОБИТАТЕЛИ ПОЧВЫ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: