Студенту–биологу необходимо научиться пользоваться определителем насекомых и уметь определять насекомых хотя бы до рода.
Для определения насекомых существует несколько определителей, из которых наиболее доступными являются «Определитель насекомых» Н. Н. Плавильщикова, а также Б.М. Мамаева, Л.Н. Медведева, Ф.Н. Правдина. Эти определители рассчитаны на студентов и учителей средней школы. В них включены виды, распространенные в Европейской части СССР (без Кавказа).
ТЕМЫ ЭКСКУРСИЙ
Приведем тематику экскурсионных занятий с указанием вида, цели и методов работы; описание камеральной обработки материалов, собранных на экскурсии, дается для полноты освещения всего объема полевой практики и для помощи студентам в период ежедневной напряженной полевой работы.
Тематическое планирование летней полевой практики по зоологии беспозвоночных
Название темы | Количество дней |
Водные беспозвоночные | 3 |
Наземные беспозвоночные | 4 |
Внешние повреждения деревьев и кустарников и беспозвоночные, их вызывающие | 1 |
Внутренние повреждения деревьев и кустарников и беспозвоночные, их вызывающие (стволовые вредители и сопутствующие формы) | 1 |
Почвенные беспозвоночные | 1 |
Самостоятельная работа студентов по данной руководителем теме | 3 |
Зачет и заключительная конференция | 1 |
ТЕМА 1. ОБИТАТЕЛИ ПРЕСНЫХ ВОДОЕМОВ
|
|
Экскурсия на водоем
Целевые установки экскурсии:
1. Овладение методикой сбора водных беспозвоночных животных.
2. Изучение водной среды как комплекса определенных жизненных условий.
3. Учебное обследование и составление характеристики конкретного водоема, фауну которого предстоит изучить студентам.
4. Выяснение видового состава животных данного водоема.
5. Выяснение приспособительных черт в организации водных обитателей в связи с условиями их жизни.
6. Изучение биологических особенностей некоторых видов, наиболее часто встречающихся в данном водоеме.
7. Выявление полезных и вредных обитателей водоема.
8. Установление закономерностей распределения водных обитателей по разным стациям в зависимости от биотических (растительность и животные) и абиотических (освещенность, характер грунта, глубина водоема и др.) факторов.
Оборудование экскурсии:
1. Гидробиологические сачки.
2. Эмалированные ванночки (или небьющиеся тарелки).
3. Жестяные экскурсионные ведерки.
4. Стеклянные банки емкостью 1 лс бечевкой вместо ручки.
5. Пробирки для отсаживания хищников и особо интересных экземпляров животных,
6. Пинцеты.
7. Лупы.
Методика работы во время экскурсии на водоем описана выше (см. стр.).
|
|
Результаты работы на экскурсии отмечаются в дневнике в виде описаний, зарисовок, таблиц и предварительных выводов.
Примеры описаний отдельных стаций изучаемого биотопа:
Стация № 1. Заросли рогоза, поверхность воды слегка покрыта ряской. Много лягушек. Материал собирали сачком вблизи растений, касаясь дна. Дно илистое. Место освещенное.
Стация № 2. Придонная стация под старой ивой, склоненной к воде. Дно очень илистое, с большим количеством опавших листьев. В одном месте на дне лежит большой старый пень. Место значительно затенено. Сбор материала проводился сачком, а также путем осмотра подводных веток, растений и камней.
Стация № 3. Хорошо освещенное место водоема в отдалении) от береговой растительности. Поверхность воды чистая. Сбор материала проводили сачком в верхней толще слоя воды, не касаясь дна и придонной растительности.
Такую же таблицу составляют для биотопа № 2 и т. д.
Если есть возможность во время одной экскурсии обследовать несколько водоемов, то можно получить очень интересный сравнительный материал. При этом следует в разных биотопах сохранить единую нумерацию сходных стаций.
Таблица распределения водных беспозвоночных по различным
Стациям
Биотоп № 1
Название животного | Прибрежная стация | Придонная стация | Поверхность воды | Примечание |
Водомерка | – | – | + | В хорошо освещенных участках |
Водяной скорпион | – | + | – | |
Вертячка | – | – | + |
Во время экскурсии каждый студент (или бригада студентов) работает по плану, в соответствии с целевой установкой экскурсии. Общая характеристика водоема, его обитателей и их распределения по стациям в зависимости от различных факторов среды составляется по сводным материалам всех экскурсантов уже после камеральной обработки полученных сборов и материалов.
Работа в лаборатории
(камеральная обработка материалов, собранных на экскурсии)
Прежде всего необходимо разобрать весь материал, собранный на экскурсии. Всех живых животных следует рассадить по видам в пробирки, плошки, банки и провести наблюдения за способом их передвижения, способом дыхания, питания, за защитными реакциями, окраской тела и т. д. Как живых, так и фиксированных животных нужно тщательно рассмотреть под лупой для установления деталей их морфологии. Эти наблюдения раскроют существеннейшие приспособительные черты обитателей водной среды.
Затем следует составить точный список найденных животных, пользуясь определителем насекомых Н. Н. Плавилыцикова и книгой «Зоологические экскурсии» М. Н. Римского-Корсакова, а также консультациями преподавателя.
По книге«Зоологические экскурсии» М. Н. Римского-Корсакова ознакомиться с особенностями биологии всех найденных в водоеме животных и выписать в дневник элементы биологии основных видов. Выделить вредные и полезные формы, наметить способы борьбы с вредителями водоема.
В чистовом дневнике следует оформить экскурсионные записи и таблицы распределения пресноводных обитателей по различным стациям водоема исоставить полную характеристику.
Собранный материал зафиксировать для будущих коллекций.
ТЕМА 2. ОБИТАТЕЛИ ПОЧВЫ