Цель – изучение систематического состава животных, обитающих в травостое луга.
Задания
1. Соберите методом кошения с помощью энтомологического сачка обитателей луговой растительности в разное время суток (утром, днем, вечером).
2. Разместите основных представителей фауны луга на ватные матрасики для хранения насекомых и других членистоногих и определите их до отряда, а некоторых до семейства и вида, пользуясь определителем и дополнительными источниками. Мягких и очень мелких насекомых, а также гусениц можно только учитывать.
3. Подсчитайте соотношение животных из разных систематических групп по их встречаемости на каждые 10 взмахов сачка. Выявите наиболее массовые группы животных, характерные для луга, и заполните таблицу.
4. Крупных летающих насекомых (бабочек, стрекоз) подсчитайте по ходу маршрута: число этих насекомых, встреченных на каждые 100 шагов.
5. Составьте фаунистический список обитателей луга.
6. Обобщите полученные результаты: 1) оцените многообразие обитателей; 2) укажите состав трофических групп; 3) определите массовые и редкие систематические группы и состав тех, к которым относятся крупные летающие насекомые: бабочки, стрекозы и др. (При возможности сравните фауну мало нарушаемых с выпасаемыми участками луга).
|
|
Таблица 1
Классы | Отряды и представители | Стадии развития | Среднее число на 10 взмахов сачка | Соотношения (++ – массовые, + – редкие) |
Насекомые | ||||
Паукообразные | ||||
Легочные Моллюски |
Тема 2. Опылители луга
Цель – изучение систематического состава насекомых, опыляющих
луговые растения с открытыми и закрытыми нектарниками в цветках
Задания
1. Определите систематический состав насекомых, опыляющих растения с открытыми нектарниками в цветках (лютики, зонтичные).
2. Определите систематический состав насекомых, опыляющих растения с углубленными нектарниками в цветках (клевер и другие мотыльковые).
3. Определите систематический состав насекомых, опыляющих растения с глубокими нектарниками (гвоздичные, колокольчиковые, водосбор, дельфиниум).
4. Сделайте вывод о степени специализации растений к опылению различными опылителями: неспециализированными с грызущим ротовым аппаратом или коротким хоботком (у некоторых мух) или специализированными с длинным хоботком (шмели, пчелы, бабочки).
Тема 3. Кормовые связи насекомых–опылителей с растениями
Цель – выявление систематического состава насекомых–опылителей, посещающих разные растения.
Задания
1. Определите систематический состав цветковых растений, посещаемых пчелами.
|
|
2. Определите систематический состав цветковых растений, посещаемых шмелями.
3. Определите систематический состав цветковых растений, посещаемых дневными бабочками.
4. Сделайте вывод о степени специализации в выборе кормовых растений у разных групп насекомых–опылителей.
Тема 4. Вредители луговых растений
Цель – изучение систематического состава насекомых, повреждающих луговые растения.
Задания
Установите систематический состав насекомых, вредящих цветкам, плодам, листьям и стеблям растений, и на каких стадиях своего развития они наносят вред.
Установите систематический состав вредителей самых массовых растений луга: нивяника, клевера, зонтичных и др.
Составьте общий список насекомых фитофагов, обитающих на лугу.
Дайте оценку вредоносности отдельных видов насекомых на лугу: какие из них вредят сильно, а какие – слабо.
Тема 5. Хищники и паразиты в составе населения луга
Цель – выявление путем наблюдения за пищевым поведением хищных и паразитических насекомых, питающихся другими насекомыми.
Задания
Выявите насекомых и паукообразных (жужелиц, кокцинеллид, стафилинидов, хищных клопов, личинок сирфид и золотоглазок, муравьев, пауков, сенокосцев), которые истребляют растительноядных насекомых (фитофагов), обитающих на лугу.
Учетами с помощью энтомологического сачка выявите их численное соотношение (на 10 взмахов сачка по растениям).
Выявите паразитических насекомых: наездников, яйцеедов, жуков–нарывников, клещей и других паукообразных, снижающих численность вредных насекомых.
ТЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО ИЗУЧЕНИЮ
ЖИВОТНЫХ, ОБИТАЮЩИХ В ЛЕСУ
Тема 1.(6) Фауна насекомых леса
Цель – изучение систематического состава животных, обитающих в разных ярусах леса.
Задания
1. Соберите путем отряхивания и кошения сачком насекомых, обитающих в кронах деревьев и кустарников. Собранных насекомых зафиксируйте в банке с притертой пробкой в 70% –ном спирте или 4 % –ном растворе формалина. При отсутствии фиксаторов можно приготовить насыщенный солевой раствор и использовать его для фиксации насекомых.
2. Поймайте обитателей леса с помощью почвенных ловушек, зарыв в почву стеклянные банки до уровня их краев. Через сутки или несколько суток в ловушки попадутся многие наземные и почвенные обитатели. Их также нужно зафиксировать.
3. Путем прикопок в подстилке, в пнях, сбора на стволах деревьев, на тропинках отловите лесных обитателей: насекомых, многоножек, улиток, паукообразных, червей. Определите собранных животных до класса, отряда, а некоторых до семейства и вида, пользуясь определителями и другими источниками.
4. Составьте фаунистический список обитателей леса в виде нижеследующей таблицы.
Таблица 2
Классы | Отряды | Семейства | Число экземпляров | Соотношение (++ – массовые, + – редкие) |
Тема 2.(7) Повреждения листьев и побегов, нанесенные