Тема 1. Фауна обитателей луга

Цель – изучение систематического состава животных, обитающих в травостое луга.

Задания

1. Соберите методом кошения с помощью энтомологического сачка обитателей луговой растительности в разное время суток (утром, днем, вечером).

2. Разместите основных представителей фауны луга на ватные матрасики для хранения насекомых и других членистоногих и определите их до отряда, а некоторых до семейства и вида, пользуясь определителем и дополнительными источниками. Мягких и очень мелких насекомых, а также гусениц можно только учитывать.

3. Подсчитайте соотношение животных из разных систематических групп по их встречаемости на каждые 10 взмахов сачка. Выявите наиболее массовые группы животных, характерные для луга, и заполните таблицу.

4. Крупных летающих насекомых (бабочек, стрекоз) подсчитайте по ходу маршрута: число этих насекомых, встреченных на каждые 100 шагов.

5. Составьте фаунистический список обитателей луга.

6. Обобщите полученные результаты: 1) оцените многообразие обитателей; 2) укажите состав трофических групп; 3) определите массовые и редкие систематические группы и состав тех, к которым относятся крупные летающие насекомые: бабочки, стрекозы и др. (При возможности сравните фауну мало нарушаемых с выпасаемыми участками луга).

Таблица 1

Классы Отряды и представители Стадии развития Среднее число на 10 взмахов сачка Соотношения (++ – массовые, + – редкие)
Насекомые        
Паукообразные        
Легочные Моллюски        

 

Тема 2. Опылители луга

Цель – изучение систематического состава насекомых, опыляющих

луговые растения с открытыми и закрытыми нектарниками в цветках

 

Задания

1. Определите систематический состав насекомых, опыляющих растения с открытыми нектарниками в цветках (лютики, зонтичные).

2. Определите систематический состав насекомых, опыляющих растения с углубленными нектарниками в цветках (клевер и другие мотыльковые).

3. Определите систематический состав насекомых, опыляющих растения с глубокими нектарниками (гвоздичные, колокольчиковые, водосбор, дельфиниум).

4. Сделайте вывод о степени специализации растений к опылению различными опылителями: неспециализированными с грызущим ротовым аппаратом или коротким хоботком (у некоторых мух) или специализированными с длинным хоботком (шмели, пчелы, бабочки).

 

Тема 3. Кормовые связи насекомых–опылителей с растениями

Цель – выявление систематического состава насекомых–опылителей, посещающих разные растения.

Задания

1. Определите систематический состав цветковых растений, посещаемых пчелами.

2. Определите систематический состав цветковых растений, посещаемых шмелями.

3. Определите систематический состав цветковых растений, посещаемых дневными бабочками.

4. Сделайте вывод о степени специализации в выборе кормовых растений у разных групп насекомых–опылителей.

 

 

Тема 4. Вредители луговых растений

Цель – изучение систематического состава насекомых, повреждающих луговые растения.

Задания

Установите систематический состав насекомых, вредящих цветкам, плодам, листьям и стеблям растений, и на каких стадиях своего развития они наносят вред.

Установите систематический состав вредителей самых массовых растений луга: нивяника, клевера, зонтичных и др.

Составьте общий список насекомых фитофагов, обитающих на лугу.

Дайте оценку вредоносности отдельных видов насекомых на лугу: какие из них вредят сильно, а какие – слабо.

 

 

Тема 5. Хищники и паразиты в составе населения луга

Цель – выявление путем наблюдения за пищевым поведением хищных и паразитических насекомых, питающихся другими насекомыми.

 

Задания

Выявите насекомых и паукообразных (жужелиц, кокцинеллид, стафилинидов, хищных клопов, личинок сирфид и золотоглазок, муравьев, пауков, сенокосцев), которые истребляют растительноядных насекомых (фитофагов), обитающих на лугу.

Учетами с помощью энтомологического сачка выявите их численное соотношение (на 10 взмахов сачка по растениям).

Выявите паразитических насекомых: наездников, яйцеедов, жуков–нарывников, клещей и других паукообразных, снижающих численность вредных насекомых.

 

ТЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ЖИВОТНЫХ, ОБИТАЮЩИХ В ЛЕСУ

 

Тема 1.(6) Фауна насекомых леса

Цель – изучение систематического состава животных, обитающих в разных ярусах леса.

 

Задания

1. Соберите путем отряхивания и кошения сачком насекомых, обитающих в кронах деревьев и кустарников. Собранных насекомых зафиксируйте в банке с притертой пробкой в 70% –ном спирте или 4 % –ном растворе формалина. При отсутствии фиксаторов можно приготовить насыщенный солевой раствор и использовать его для фиксации насекомых.

2. Поймайте обитателей леса с помощью почвенных ловушек, зарыв в почву стеклянные банки до уровня их краев. Через сутки или несколько суток в ловушки попадутся многие наземные и почвенные обитатели. Их также нужно зафиксировать.

3. Путем прикопок в подстилке, в пнях, сбора на стволах деревьев, на тропинках отловите лесных обитателей: насекомых, многоножек, улиток, паукообразных, червей. Определите собранных животных до класса, отряда, а некоторых до семейства и вида, пользуясь определителями и другими источниками.

4. Составьте фаунистический список обитателей леса в виде нижеследующей таблицы.

 

Таблица 2

Классы Отряды Семейства Число экземпляров Соотношение (++ – массовые, + – редкие)

 

Тема 2.(7) Повреждения листьев и побегов, нанесенные


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: