Целевые установки экскурсии:
1. Овладение методами изучения обитателей почвы.
2. Установление видового состава почвенных обитателей в разных стациях одного и того же биотопа взависимости от растительного покрова.
3. Изучение особенностей строения почвенных обитателей, связанных с условиями их существования.
4. Выяснение закономерностей вертикального распределения почвенных обитателей в зависимости от структуры и влажности почвы.
5. Сравнение видового состава почвенных обитателей в разных биотопах (целина, вспаханное поле, смешанный лес и др.).
6. Изучение особенностей биологии основных почвенных обитателей.
7. Выявление полезных и вредных видов почвенной фауны.
8. Проведение количественного учета почвенных обитателей и выяснение процента зараженности культурного поля почвенными вредителями.
Оборудование экскурсии:
1. Лопаты и совки или маленькие лопаточки.
2. Три–четыре куска клеенки размером 1,5х 1,5 м.
3. Рулетки или метровые линейки.
4. Лупы.
5. Пинцеты.
6. Морилки.
7. Баночки с фиксирующей жидкостью.
Методика работы по изучению почвенной фауны описана выше (см. стр.).
Записи в дневнике должны содержать следующие данные:
1. Характеристика биотопа.
2. Характеристика стаций с указанием преобладающих растений в травяном покрове на месте пробы.
3. Результаты подсчета общего числа видов и выявления характера их вертикального распределения.
4. Основные виды почвенных вредителей и процент зараженности ими почвы.
Примерная форма записи:
Биотоп № 1
Смешанный лес. В 1–м ярусе преобладает береза, 2–й ярус представлен березой, ольхой, рябиной, елью. Травяной покров высокий – 20 см.
Стация № 1. Пониженный участок леса. В травяном покрове на месте пробы преобладает земляника, встречается манжетка, герань лесная и злаки. Почва суглинистая, бесструктурная.
Количественный учет обитателей почвы на площади
50х50 см
Название животного | Подстилка | Глубина 10 см | Глубина 10–20 см | Глубина 20–30 см | Всего |
1. Дождевой червь | |||||
2. Личинка хруща | |||||
3. Жужелица |
Работа в лаборатории
(камеральная обработка материалов, собранных на экскурсии)
Прежде всего должен быть просмотрен весь материал, собранный на экскурсии. Насекомых, извлеченных из морилок, раскладывают на ватничках. Дождевые черви, личинки хруща идругие беспозвочные животные должны быть зафиксированы, для чего под руководством преподавателя осваивается техника составления фиксирующих жидкостей и фиксации животных.
Пользуясь определителем насекомых Н. Н. Плавильщикова и книгой «Зоологические экскурсии» М. Н. Римского–Корсакова, следует составить точный список всех найденных животных.
В лаборатории рассмотреть и зарисовать детали морфологии отдельных видов животных; ознакомиться с особенностями их биологии по книге «Зоологические экскурсии» М. Н. Римского–Корсакова. Значительную часть камеральной обработки материалов составляет подсчет степени зараженности исследуемого культурного поля почвенными вредителями.
Полезно выписать в дневник элементы биологии основных видов животных. Экскурсионные записи необходимо внести в дневник в форме таблиц количественного распределения почвенных обитателей по стациям в различных биотопах.
Сделать письменные выводы по материалу таблиц.
ТЕМА 3. НАСЕКОМЫЕ ОТКРЫТЫХ МЕСТ
Экскурсия в поле, на луг, на опушку леса
Целевые установки экскурсии:
1. Овладение методикой работы с энтомологическим сачком.
2. Знакомство с методикой количественного учета полевых вредителей.
3. Изучение роли насекомых в. опылении растений, выявление состава опылителей для 2–3 видов растений.
4. Выявление основных групп полевых вредителей (на определенном участке).
5. Проведение массового сбора насекомых для определения и монтирования коллекций.
Оборудование экскурсии:
1. Энтомологические сачки.
2. Морилки.
3. Конверты (для бабочек).
4. Лупы.
5. Пинцеты.
6. Ботанизирки (для отсаживания живых насекомых).
Методика работы на экскурсии по изучению насекомых открытых местообитаний описана выше (см. стр.).
Во время экскурсии в рабочем дневнике нужно сделать описание обследованного участка поля с указанием преобладающих растений.
Сведения количественного характера лучше всего оформлять в виде таблиц.
В задачу данной экскурсии входит изучение деятельности насекомых–опылителей.
На экскурсии очень полезно провести небольшие наблюдения (в течение 30 мин)за посещением насекомыми цветущих травянистых растений. Работа проходит более интересно и может дать значимые выводы, если каждый студент ведет индивидуальные наблюдения за определенным видом растений.
При этом выясняется, какие растения наиболее посещаемы насекомыми и какие виды насекомых являются наиболее активными опылителями.
Результаты наблюдений лучше оформить в итоговой таблице.
Опылительная деятельность насекомого
на наблюдаемом растении (название растения)
Виды насекомых, обнаруженные на наблюдаемом растении за 30 мин | Число особей данного вида насекомых, посетивших растение за 30 мин | Время пребывания насекомого на одном цветке | Расчет опылительной деятельности насекомого данного вида в единицу времени |
Работа в лаборатории
(камеральная обработка материалов, собранных на экскурсии)
1. Разобрать содержимое морилок.
2. Определить собранных насекомых, пользуясь определителем насекомых Н. Н. Плавилыцикова.
3. Разложить насекомых на ватнички.
4. Расправить бабочек и стрекоз на станке–расправилке.
5. Ознакомиться с биологией отдельных полевых вредителей по книге М. Н. Римского–Корсакова «Зоологические экскурсии» и записать в дневник основные сведения из биологии этих животных.
6. Наметить основные меры и сроки борьбы с каждым видом вредителей, исходя из их биологии.
ТЕМА 4. БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ ОБИТАТЕЛИ ЛЕСА
Экскурсия в лес
Целевые установки экскурсии:
1. Овладение методами сбора насекомых в лесу.
2. Изучение обитателей отдельных древесных и кустарниковых пород.
3. Изучение типов повреждений древесных и кустарниковых пород.
4. Наблюдение за особенностями поведения рыжего лесного муравья.
5. Изучение обитателей пней и поваленных деревьев.
Оборудование экскурсии:
1. Энтомологические сачки.
2. Морилки.
3. Простыня (для собирания насекомых при стряхивании с деревьев).
4. Гербарные папки с бумагой (для закладки поврежденных растений).
5. Экскурсионные ведерки.
6. Пинцеты.
7. Лупы.
8. Ботанизирки (для отсаживания живых насекомых).
Методика работы на экскурсии в условиях леса описана выше.
Полевые записи должны содержать описание биотопа, отдельных стаций и характерных для них обитателей.
Работа в лаборатории
(камеральная обработка материалов, собранных на экскурсии)
Камеральная обработка, как и после всякой экскурсии, начинается с разбора материала: освобождение морилки, раскладка насекомых на ватничках. Образцы поврежденных растений, пока они не потеряли свежести, определяют и этикетируют, затем, пользуясь «Определителем повреждений» В. И. Гусева и М. Н. Римского–Корсакова, определяют вредителей, вызвавших повреждения, после чего закладывают растения в пресс–сетки для гербария. Все собранные насекомые могут быть определены по определителю насекомых Н. Н. Плавильщикова. Личинки фиксируются в 4–процентном растворе формалина.