Экскурсия по изучению обитателей почвы

Целевые установки экскурсии:

1. Овладение методами изучения обитателей почвы.

2. Установление видового состава почвенных обита­телей в разных стациях одного и того же биотопа вза­висимости от растительного покрова.

3. Изучение особенностей строения почвенных оби­тателей, связанных с условиями их существования.

4. Выяснение закономерностей вертикального рас­пределения почвенных обитателей в зависимости от структуры и влажности почвы.

5. Сравнение видового состава почвенных обитате­лей в разных биотопах (целина, вспаханное поле, сме­шанный лес и др.).

6. Изучение особенностей биологии основных поч­венных обитателей.

7. Выявление полезных и вредных видов почвенной фауны.

8. Проведение количественного учета почвенных обитателей и выяснение процента зараженности куль­турного поля почвенными вредителями.

Оборудование экскурсии:

1. Лопаты и совки или маленькие лопаточки.

2. Три–четыре куска клеенки размером 1,5х 1,5 м.

3. Рулетки или метровые линейки.

4. Лупы.

5. Пинцеты.

6. Морилки.

7. Баночки с фиксирующей жидкостью.

Методика работы по изучению почвенной фауны опи­сана выше (см. стр.).

Записи в дневнике должны содержать следующие данные:

1. Характеристика биотопа.

2. Характеристика стаций с указанием преоблада­ющих растений в травяном покрове на месте пробы.

3. Результаты подсчета общего числа видов и выяв­ления характера их вертикального распределения.

4. Основные виды почвенных вредителей и процент зараженности ими почвы.

Примерная форма записи:

Биотоп № 1

Смешанный лес. В 1–м ярусе преобладает береза, 2–й ярус представлен березой, ольхой, рябиной, елью. Тра­вяной покров высокий – 20 см.

Стация № 1. Пониженный участок леса. В травя­ном покрове на месте пробы преобладает земляника, встречается манжетка, герань лесная и злаки. Почва суглинистая, бесструктурная.

Количественный учет обитателей почвы на площади

50х50 см

 

Название животного Подстилка Глубина 10 см Глубина 10–20 см Глубина 20–30 см Всего
1. Дождевой червь             
2. Личинка хруща          
3. Жужелица          

 

 

Работа в лаборатории

(камеральная обработка материалов, собранных на экскурсии)

Прежде всего должен быть просмотрен весь мате­риал, собранный на экскурсии. Насекомых, извлечен­ных из морилок, раскладывают на ватничках. Дожде­вые черви, личинки хруща идругие беспозвочные жи­вотные должны быть зафиксированы, для чего под руководством преподавателя осваивается техника со­ставления фиксирующих жидкостей и фиксации живот­ных.

Пользуясь определителем насекомых Н. Н. Плавильщикова и книгой «Зоологические экскурсии» М. Н. Римского–Корсакова, следует составить точный список всех найденных животных.

В лаборатории рассмотреть и зарисовать детали морфологии отдельных видов животных; ознакомиться с особенностями их биологии по книге «Зоологические экс­курсии» М. Н. Римского–Корсакова. Значительную часть камеральной обработки материалов составляет подсчет степени зараженности исследуемого культурного поля почвенными вредителями.

Полезно выписать в дневник элементы биологии ос­новных видов животных. Экскурсионные записи необ­ходимо внести в дневник в форме таблиц количествен­ного распределения почвенных обитателей по стациям в различных биотопах.

Сделать письменные выводы по материалу таблиц.

ТЕМА 3. НАСЕКОМЫЕ ОТКРЫТЫХ МЕСТ

Экскурсия в поле, на луг, на опушку леса

Целевые установки экскурсии:

1. Овладение методикой работы с энтомологическим сачком.

2. Знакомство с методикой количественного учета полевых вредителей.

3. Изучение роли насекомых в. опылении растений, выявление состава опылителей для 2–3 видов расте­ний.

4. Выявление основных групп полевых вредителей (на определенном участке).

5. Проведение массового сбора насекомых для оп­ределения и монтирования коллекций.

Оборудование экскурсии:

1. Энтомологические сачки.

2. Морилки.

3. Конверты (для бабочек).

4. Лупы.

5. Пинцеты.

6. Ботанизирки (для отсаживания живых насеко­мых).

Методика работы на экскурсии по изучению насеко­мых открытых местообитаний описана выше (см. стр.).

Во время экскурсии в рабочем дневнике нужно сде­лать описание обследованного участка поля с указани­ем преобладающих растений.

Сведения количественного характера лучше всего оформлять в виде таблиц.

В задачу данной экскурсии входит изучение деятель­ности насекомых–опылителей.

На экскурсии очень полезно провести небольшие на­блюдения (в течение 30 мин)за посещением насекомы­ми цветущих травянистых растений. Работа проходит более интересно и может дать значимые выводы, если каждый студент ведет индивидуальные наблюдения за определенным видом растений.

При этом выясняется, какие растения наиболее по­сещаемы насекомыми и какие виды насекомых являют­ся наиболее активными опылителями.

Результаты наблюдений лучше оформить в итоговой таблице.

Опылительная деятельность насекомого

на наблюдаемом растении (название растения)

 

Виды насекомых, обнаруженные на наблюдаемом расте­нии за 30 мин   Число особей данного вида насекомых, посетив­ших растение за 30 мин   Время пребы­вания насекомого на одном цветке   Расчет опыли­тельной деятель­ности насекомого данного вида в единицу времени

Работа в лаборатории

(камеральная обработка материалов, собранных на экскурсии)

1. Разобрать содержимое морилок.

2. Определить собранных насекомых, пользуясь оп­ределителем насекомых Н. Н. Плавилыцикова.

3. Разложить насекомых на ватнички.

4. Расправить бабочек и стрекоз на станке–расправилке.

5. Ознакомиться с биологией отдельных полевых вредителей по книге М. Н. Римского–Корсакова «Зоологические экскурсии» и записать в дневник основные све­дения из биологии этих животных.

6. Наметить основные меры и сроки борьбы с каж­дым видом вредителей, исходя из их биологии.

 

ТЕМА 4. БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ ОБИТАТЕЛИ ЛЕСА

Экскурсия в лес

Целевые установки экскурсии:

1. Овладение методами   сбора насекомых в лесу.

2. Изучение обитателей отдельных древесных и кустарниковых пород.

3. Изучение типов повреждений древесных и кус­тарниковых пород.

4. Наблюдение за особенностями поведения рыжего лесного муравья.

5. Изучение обитателей пней и поваленных деревь­ев.

Оборудование экскурсии:

1. Энтомологические сачки.

2. Морилки.  

3. Простыня (для собирания насекомых при стря­хивании с деревьев).

4. Гербарные папки с бумагой (для закладки по­врежденных растений).

5. Экскурсионные ведерки.

6. Пинцеты.

7. Лупы.

8. Ботанизирки (для отсаживания живых насеко­мых).

Методика работы на экскурсии в условиях леса опи­сана выше.

Полевые записи должны содержать описание био­топа, отдельных стаций и характерных для них обита­телей.

 

Работа в лаборатории

(камеральная обработка материалов, собранных на экскурсии)

Камеральная обработка, как и после всякой экскур­сии, начинается с разбора материала: освобождение морилки, раскладка насекомых на ватничках. Образ­цы поврежденных растений, пока они не потеряли све­жести, определяют и этикетируют, затем, пользуясь «Определителем повреждений» В. И. Гусева и М. Н. Римского–Корсакова, определяют вредителей, вызвавших повреждения, после чего закладывают растения в пресс–сетки для гербария. Все собранные насекомые могут быть определены по определителю насекомых Н. Н. Плавильщикова. Личинки фиксируются в 4–процентном рас­творе формалина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: