Характеристика и управление информационными процессами и информационными потоками в системе таможенных органов

Важнейшим фактором интенсификации научно-технического прогресса является совершенствование форм и методов управления во всех функциональных звеньях управления. Применение экономико-математических методов на базе использования новейших средств вычислительной техники и связи создало новые возможности для дальнейшего совершенствования системы управления. Важнейшим направлением использования экономико-математических методов и средств вычислительной техники явилось создание автоматизированных систем управления (АСУ).

Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) ФТС России представляет собой автоматизированную систему управления процессами таможенной деятельности.[2]

Дня автоматизации деятельности таможенных органов в целом важнейшими исходными параметрами являются характеристики потоков информации, их объемы, временные критерии обработки и передачи информации, расположение и организация связи между таможенными объектами, определяющая сложность многоуровневых элементов в общей структуре таможенных органов. В целом ЕАИС характеризуется:

- территориальной распределенностью;

- иерархической структурой управления;

- централизованным методологическим управлением в части применения информационных таможенных технологий;

- необходимостью в использовании распределенных информационных систем, нуждающихся в средствах обеспечения информационного обмена между ними;

- существованием средств передачи информации и обеспечивающих их комплекса организационного, информационного и программно-аппаратного обес­печения;

- наличием ведомственной электронной почты на базе использования почтовых систем Novell Group Wise, Microsoft Exchange и Outlook;

- наличием телекоммуникационной инфраструктуры на базе использова­ния выделенных каналов связи и коммутируемых линий телефонной сети общего пользования, с использованием различных протоколов передачи данных.

Факторы, определяющие основные характеристики ЕАИС:

- постоянный рост числа пользователей;

- постоянный рост объемов грузоперевозок;

- постоянное изменение нормативно-правовой базы;

- необходимость интеграции с зарубежными партнерами;

- необходимость интеграции с другими ведомствами (МВД, ФСБ, ФНС), (рис. 1.1).

 

Документооборот в системе таможенных органов характеризуется высокой интенсивностью потока и разнообразием типа документов. Основной объем доку­ментооборота приходится на ГТД, а также на документы по ведению баз данных нормативно-справочной информации (БДНСИ), на документы, оформленные по процедуре внутреннего таможенного транзита (ВТТ), международным перевозкам (МДП), на декларации таможенной стоимости.

Характер обмена информацией - асинхронный, т.е. прикладная система формирует файл (электронный документ, ЭД), выкладывает его в директорию для отправки через транспортную систему и продолжает работу. Таким образом, под­тверждения о доставке информации в тот же момент не требуется.

В ФТС России нет единой транспортной системы передачи информации. Используется многоуровневая схема передачи информации, в соответствии с ко­торой выполняется передача электронной информации по каналам связи между таможенными органами.

Циркулирующая в ЕАИС информация по источнику ее формирования под­разделяется на следующие виды:

- информация, подготовленная при помощи специальных программных комплексов, реализующих информационные таможенные технологии;

- информация, сформированная стандартными средствами общего пользования (текстовые редакторы, электронные таблицы и др.);

- прочая информация, оформленная в виде файлов.

По функциональному принципу циркулирующую в ЕАИС ФТС России информацию можно разделить на следующие категории:

- исходные данные для загрузки и формирования баз данных таможенной информации;

- нормативно-справочная информация;

- оперативная информация таможенных органов;

- служебная переписка таможенных органов;

- регламентная отчетная информация таможенных органов;

- транзитная информация, проходящая через ГНИВЦ ФТС России.

В части сроков передачи информации в ЕАИС, в соответствии с требованиями существующих нормативных документов и установленными регламентами использоваться следующая классификация:

- оперативная информация (данные мониторинга таможенного оформления). Оперативная информация должна быть доставлена в минимально возможные сроки. К данной категории относятся также различные сообщения в контуре оперативного управления таможенной деятельностью (например, ориентировки), а также служебные и технологические потоки данных, связанные к контролем функционирования автоматизированных систем, входящих в состав ЕАИС;

- регламентная информация (отчеты таможенных органов в соответствии с ежегодными приказами ФТС России о введении форм статистической отчетно­сти). Отличительной особенностью данной категории является периодический ха­рактер формирования и необходимость получения исходных данных к определен­ному нормативными документами сроку;

- информация, используемая для формирования официальных стати­стических отчетов, бюллетеней и сборников. Информация данной категории должна быть максимально достоверной и полной, при этом на оперативность ее формирования не накладывается таких жестких ограничений, как в предыдущих категориях;

- нормативно-справочная информация, которая должна вступать в дей­ствие одновременно во всех таможенных органах в установленное время.

Максимальные объемы передачи сообщений приходятся на Центральное таможенное управление (почти 35% общего объема) и Северо-Западное тамо­женное управление (почти 18% общего объема). Каждое из остальных 5 регио­нальных таможенных управлений имеют трафик меньше чем 10% от общего объ­ема. В целом отмечается ежегодный прирост объемов передаваемых данных на 10-15%. При этом максимальный объем сообщений составляет информация, пе­редаваемая в адрес ГНИВЦ ФТС России.

Для передачи большей части указанных данных используются канальные ресурсы ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети ФТС Рос­сии (ВИТС ФТС России). ВИТС ФТС России построена по иерархическому прин­ципу по схеме "звезда". На верхнем уровне ВИТС представлена узлом ГНИВЦ, имеющим каналы связи с региональными таможенными управлениями и тамож­нями непосредственного подчинения.

Существует тенденция к созданию собственных транспортных систем в рамках различных информационных таможенных технологий. В частности, широко используется коммерческая электронная почта для обеспечения функционирова­ния АСКДТТ, системы «Карнет АТА» и системы «Автоконтроль» (для передачи данных о доставке транспортных средств физическими лицами). Своя система передачи данных реализована в рамках функционирования ряда программных средств, обеспечивающих работу правоохранительных подразделений таможен­ных органов («БК-ИНФОРМ»). Такой подход значительно увеличивает затраты на передачу данных в ЕАИС, так как эксплуатация нескольких транспортных про­граммных комплексов требует большего числа людских и финансовых ресурсов.[3]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: