Глава 1. Понятие информационных технологий и систем таможенных органов

Оглавление

Оглавление. 2

Введение. 3

Глава 1. Понятие информационных технологий и систем таможенных органов. 5

Глава 2. Основные аспекты управления информационными ресурсами таможенных органов 10

2.1. Характеристика и управление информационными процессами и информационными потоками в системе таможенных органов. 10

2.2. Стандарты пользовательского интерфейса для информационных таможенных технологий 14

2.3. Критерии оценки результатов внедрения и управления информационными таможенными технологиями. 18

Глава 3. Понятие «электронной таможни» и рисков при использовании информационных систем и информационных технологий в таможенных органах. 20

3.1. «Электронная таможня» - главный механизм обеспечения таможенной безопасности государства. 20

3.2. Риски при использовании информационных систем и информационных технологий в таможенном деле. 25

Заключение. 28

Список исследованной литературы.. 30

 

Введение

Эффективная деятельность любой системы, включающей человеческий фактор в виде отдельных исполнителей или групп людей, возможна лишь при наличии определенного организующего начала, направляющего и регулирующего активность этого компонента системы, управляющего им. "Отдельный скрипач, — писал К. Маркс, — сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере".

Системы управления в таможенных органах имеют своей главной целью достижение единодействия всех сотрудников таможенных органов. Система должна работать в одном направлении и обеспечивать решение поставленных перед ней задач. Для этого требуется четкое управление внутри нее.

Практика показывает, что управление без специальных управленческих знаний иногда приводит в таможенных органах к существенным просчетам в оперативно-служебной деятельности, наносит определенный вред в деле обеспечения экономической безопасности Российской Федерации и защиты ее экономических интересов.

Для того чтобы оптимально организовать выполнение задач и функций, возложенных на таможенные органы Российской Федерации, необходимо знание основных теоретических положений, раскрывающих сущность и содержание управления.

Для формирования и реализации управляющего воздействия необходимо наличие субъекта управления (управляющей системы, подсистемы), объекта управления (управляемой системы, подсистемы) и определенным образом организованных прямых и обратных связей между ними.

В совокупности субъект управления, объект управления и взаимосвязи между ними образуют систему управления в таможенных органах.

К субъектам управления в таможенных органах относятся все руководители, имеющие полномочия принимать управленческие решения, давать поручения подчиненным сотрудникам и коллективам и требовать их выполнения, т. е. все элементы и подсистемы таможенного поста, таможни, регионального таможенного управления и ГТК России, осуществляющие целенаправленное воздействие.

В качестве объектов управления в таможенных органах выступают исполнители решений, приказов, поручений управляющей подсистемы, специалисты таможенного дела, таможенные коллективы, организационные структуры, технологические таможенные процедуры, все виды деятельности по осуществлению функций, возложенных на таможенные органы, ресурсы таможенной деятельности и др.

Для более глубокого понимания сущности управления в таможенных органах необходимо знать особенности, которые присущи этому управлению. К ним можно отнести: ярко выраженную нацеленность управления на конечный результат служебной деятельности; сочетание управленческой деятельности внутри системы с работой с участниками ВЭД; осуществление полномочий органа государственного управления; допустимость разумного риска в процессе управления; динамичность процессов управления в условиях противоборства сотрудников таможенных органов с недобросовестными участниками ВЭД, контрабандистами и их пособниками; относительная неопределенность условий, в которых осуществляется управление.

 

 

Глава 1. Понятие информационных технологий и систем таможенных органов

Таможенное дело, определяемое в Таможенном кодексе РФ (ТК РФ) (ст. 2), «...представляет собой совокупность методик и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регули­рования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регу­лировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещени­ем товаров и транспортных средств через таможенную границу...».

На таможенные органы РФ возложены следующие основные функции:

-участие в разработке и реализации таможенной политики;

-защита экономических интересов РФ, обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ;

-принятие средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений;

-взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;

-создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу РФ;

-осуществление валютного контроля в пределах своей компе­тенции;

-участие в разработке мер экономической политики в отноше­нии товаров, перемещаемых через таможенную границу, реализация этих мер;

-осуществление контроля за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов России материалов;

-ведение таможенной статистики внешней торговли и специ­альной таможенной статистики РФ;

-проведение научно-исследовательских работ, консультирова­ние в области таможенного дела, осуществление подготовки, пере­подготовки и повышения квалификации специалистов в этой облас­ти для государственных органов, предприятий, учреждений.

Для выполнения вышеуказанных функций, а также для уско­рения и упрощения их выполнения, таможенными органами Российской Федерации используются информационные технологии и системы.

Согласно ст. 423 ТК РФ, разработка, создание и использование информационных технологий, в том числе основанных на электронных способах обмена информацией, и средств их обеспечения осу­ществляются таможенными органами в соответствии с ТК и другими федеральными законами.

Внедрение информационных систем и информационных техно­логий с использованием средств вычислительной техники и связи осуществляется в соответствии со стандартами, действующими в Российской Федерации, и международными стандартами.

Информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения, разрабатываемые и производимые тамо­женными органами или приобретаемые ими, находятся в федераль­ной собственности.

Использование таможенными органами не находящихся в феде­ральной собственности информационных систем, информационных тех­нологий и средств их обеспечения осуществляется на договорной основе.

В соответствии со ст. 424 ТК РФ, информационные системы, информационные технологии, а также программно-технические средства защиты информации, применяемые в таможенном деле, подлежат сертификации в случаях и порядке, которые предусмотре­ны законодательством Российской Федерации.

Информационные ресурсы таможенных органов составляют до­кументы и сведения, представляемые лицами при совершении тамо­женных операций в соответствии с ТК РФ, а также иные документы и сведения, имеющиеся в распоряжении таможенных органов в со­ответствии с ТК РФ и другими федеральными законами.

Информационные ресурсы таможенных органов являются феде­ральной собственностью.

Порядок формирования и использования информационных ре­сурсов таможенных органов, требования к документированию ин­формации устанавливаются федеральным министерством, уполномо­ченным в области таможенного дела, в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации.

Документы, предусмотренные ТК РФ, в том числе налоговая декларация, могут представляться посредством электронных спосо­бов обмена информацией при соблюдении требований к документи­рованию информации, установленных федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, а также иных требо­ваний, установленных законодательством Российской Федерации.

Порядок получения лицами информации, содержащейся в ин­формационных ресурсах, находящихся в ведении таможенных орга­нов, определяется федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с ТК и другими федераль­ными законами.

Таможенными органами являются:

• федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела;

• региональные таможенные управления;

• таможни;

• таможенные посты.

Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) Федеральной таможенной службы (ФТС) России представляет собой автоматизированную систему управления процессами таможенной деятельности.

Основным назначением ЕАИС таможенной службы РФ являет­ся повышение эффективности формирования и осуществления единой таможенной политики государства и деятельности тамо­женных органов.

Основная цель создания ЕАИС заключается в совершенствова­нии существующих, а также в обеспечении создания и развития но­вых информационных автоматизированных таможенных технологий, базирующихся на современных программно-технических средствах.

Исходя из этого, назначением ЕАИС ФТС России является:

обеспечение подразделений ФТС России и правительствен­ных органов информацией, необходимой для ведения таможенной статистики;

совершенствование системы организационно-экономического управления таможенными органами всех уровней управления;

—     автоматизация таможенного оформления документов на товары;

—повышение эффективности таможенного контроля за багажом следующих через границу пассажиров;

—обеспечение централизованного взимания и контроля начис­ления таможенных платежей;

—информационная поддержка борьбы с контрабандой и нару­шениями таможенных правил;

—совершенствование методов и средств нетарифного регулиро­вания и контроль исполнения лицензий и квот;

—создание информационной технологии контроля внешнеэко­номической деятельности и валютного контроля и др.

ЕАИС таможенной службы России за время своего развития превратилась в уникальный инструмент реализации основных тамо­женных информационных технологий на всех уровнях — от тамо­женного поста до центрального аппарата ФТС России.

Для организации работ по реализации программы поэтапной разработки ЕАИС при ФТС России создан Главный Научно-инфор­мационный вычислительный центр (ГНИВЦ ФТС России) как науч­но-производственная организация по созданию, внедрению и экс­плуатации ЕАИС.

Одним из ведущих комплексов задач, реализуемых ФТС, являет­ся программный комплекс «АИСТ-М».

Автоматизированная информационная система «АИСТ-М» соз­дана для осуществления информационной поддержки принятия ре­шений должностными лицами таможенных органов Российской Фе­дерации в ходе осуществления таможенного оформления и таможен­ного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, посредством обработки электронных копий документов (в том числе таможенных).

Система предназначается для:

-автоматизации управления процессом документального тамо­женного оформления и таможенного контроля;

-контроля движения документов в процессе таможенного оформления, а также аудита действий должностных лиц таможенных органов;

-обеспечения прозрачности процесса таможенного оформления для руководящего звена, а также для участников внешнеэкономиче­ской деятельности;

-обеспечения форматно-логического контроля электронных копий документов, применяемых в таможенной деятельности;.

-обеспечения контроля, в том числе вторичного, правильности начисления, и своевременности уплаты таможенных платежей;

-обеспечения гибкого подключения различных информацион­но-справочных баз данных;

-обеспечения информационной поддержки участников внеш­неэкономической деятельности в части документального таможенно­го оформления товаров и транспортных средств.

АИС «АИСТ-М» реализует следующие функции:

-управление и визуальное представление хода документального таможенного оформления товаров и транспортных средств;

-прием и регистрацию электронных копий документов (в том числе таможенных), необходимых для таможенных целей;

-форматно-логический контроль электронных копий докумен­тов (в том числе таможенных), необходимых для таможенных целей;

-автоматизированный контроль соблюдения требований и ус­ловий заявленного таможенного режима;

-автоматизированный контроль поступлений платежей участ­ников внешнеэкономической деятельности;

-контроль наличия задолженности уплаты таможенных пла­тежей;

-контроль правильности начисления и своевременной уплаты таможенных платежей;

-автоматизированный контроль сроков таможенного оформле­ния и сроков хранения грузов на таможенном складе, учрежденном таможенным органом;

-автоматическое информирование руководства таможенного органа и участников внешнеэкономической деятельности о ходе оформления таможенных деклараций;

-автоматизированный контроль выпуска определенных товаров согласно акту таможенного досмотра;

-формирование и актуализация нормативно-справочной ин­формации на уровне таможенного поста и таможни;

-формирование произвольных аналитических отчетов;

-разграничение доступа к данным и операциям.

Автоматизированная информационная система таможни

(«АИСТ-М») состоит из трех подсистем:

-АПС «Администрирование»;

-АПС «Оперативное информирование»;

-АПС «Таможенное оформление».[1]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: