Основные категории материалистического понимания истории

ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ

Общественное бытие – это экономическая, материальная жизнь людей – производство материальных благ и те отношения, в которые люди вступают в процессе этого производства. Под общественным сознанием понимается духовная, идеологическая жизнь общества: взгляды и представления людей, политические, правовые, моральные и другие теории. [10, с. 210.]

Вопрос о взаимоотношении общественного бытия и общественного сознания является конкретизацией основного вопроса философии в применении к обществу. До марксизма господствующим в философии воззрением было представление об определяющей роли сознания в жизни общества. Первую формулировку нового – материалистического – положения о взаимоотношении бытия и сознания дали Маркс и Энгельс в «Немецкой идеологии»: «…Люди, развивающие свое материальное производство и свое материальное отношения (производственные отношения), изменяют вместе с этой своей деятельностью также свое мышление и продукты своего мышления. Не сознание определяет бытие, а бытие определяет сознание.» [14, т. 3, с. 25; 19, с. 331.]

Взаимоотношения общественного бытия и общественного сознания сложны, подвижны и развиваются с усложнением общественной жизни. Если на первых ступенях истории общественное сознание формируется как непосредственное порождение материальных отношений людей и как бы «вплетено» в материальную деятельность, то в дальнейшем, с расчленением общества на классы, возникновением политики, права, политической борьбы, общественное бытие воздействует определяющим образом на сознание людей через множество промежуточных звеньев, каковыми являются государство и государственный строй, правовые и политические отношения и т. д. На определенных этапах общественное сознание может не только отставать от развития материальной жизни общества, но и опережать его, что выражается, например, в научном предвидении. [10, с. 211.]

Общественное сознание обладает сложной внутренней структурой, изучение которой имеет методологическое значение для анализа его различных образований с учетом их специфики, социальных функций и т.д. В самом общем виде в структуре общественного сознания выделяют его уровни и формы. Уровнями общественного сознания являются:

1) обыденное, эмпирическое сознание, непосредственно вырастающее из повседневных условий жизни масс, отдельных социальных групп;

2) научно-теоретическое сознание, включающее идеологию как духовное выражение коренных интересов общественных классов.

Формы общественного сознания представляют собой различные способы духовного освоения действительности и включают политическое и правовое сознание, мораль, религию, науку, искусство, философию. Общественному сознанию присуща – на взгляд К. Маркса – при всей его зависимости от общественного бытия, относительная самостоятельность. Последняя выражается в том, что изменения в материальной жизни общества, как пишут марксисты, никогда не создают заново продукты общественного сознания, так как научные, философские, художественные и прочие идеи зависят от накопленного ранее мыслительного материала и подчиняются определенной внутренней логике своего развития. Кроме того, изменения в материальных отношениях не могут вызывать мгновенного, автоматического изменения общественного сознания, так как духовным представлениям людей свойственна значительная сила инерции, только борьба между новыми и старыми идеями закономерно приводит к победе тех, которые вызываются решительными потребностями изменившейся материальной жизни, нового бытия. [19, с. 331-332.]

Маркс и Энгельс рассмотрением форм общественного сознания завершают изложение материалистической концепции общества и его истории. Они обращают особое внимание на отношение господствующего класса к господствующему сознанию и тем самым определяют классовую природу идеологии. В «Немецкой идеологии» впервые всестороннее применен классовый подход к идеологическим течениям. [8, с. 106.] 

В то же время необходимо видеть и учитывать большую роль общественного сознания и его воздействия на развитие самого общественного бытия. Абсолютное противопоставление этих двух сторон жизни людей применяется К. Марксом и его последователями лишь в рамках основного вопроса философии о том, что первично, а что вторично. За пределами этого вопроса такое абсолютное противопоставление теряет смысл, а в те или иные периоды при зрелости материальных предпосылок общественных преобразований и при создании соответствующих социальных форм для подготовки этих предпосылок роль общественного сознания может стать и становится решающей, хотя и тогда оно – согласно взглядам Маркса – в конечном счете определяется и обусловлено общественным бытием. Историко-материалистическое решение вопроса в отношении общественного бытия и общественного сознания и их природы имеет огромное методологическое значение, помогает научно ставить и практически решать проблемы общественной жизни.

    

   

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: