Содержание умственного воспитания детей

Теоретические основы умственного воспитания дошкольников

1.1.       Понятие "умственное воспитание"

                 и его основные составляющие.                            

В момент рождения человек представляет собой биологическое существо. Стать субъектом, личностью, индивидуальностью ему предстоит в процессе онтогенеза, то есть через путь возрастных и индивидуальных изменений. В целостной личности находит своё сочетание природное и социальное начало. Развитие биологических задатков и свойств обеспечивает процесс функционального созревания человека, его анатомо-физиологических структур.

Наряду с наследственностью и средой, важнейшим фактором в развитии личности выступает воспитание. Оно обеспечивает социализацию личности, программирует параметры её развития с учётом многогранности воздействия различных факторов. Воспитание – это спланированный, долгосрочный процесс специально организованной жизни детей в условиях обучения и воспитания. На сегодняшний день целью воспитания является формирование личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гуманизма и имеет научные взгляды на окружающий мир. В современной школе основным содержанием обучения является овладение научными знаниями о развитии природы и общества.

Формирование всесторонней и гармонично развитой личности не только выступает как объективная потребность, но и становиться основной целью (идеалом) современного воспитания.

 

Ключевой проблемой всестороннего и гармонического развития личности является умственное воспитание. Только благодаря интеллектуальной деятельности человек создал все богатства материальной и духовной культуры и обеспечивает непрерывный прогресс в области науки, техники и социально-экономических отношений. Обычно умственное воспитание связывают с овладением научными знаниями, с развитием творческих способностей и задатков. Не менее важное значение в этом отношении имеет развитие мышления личности, сообразительности, памяти, умения самостоятельно добывать и пополнять свои знания. Расширение интеллектуального кругозора, овладение новейшими достижениями науки и техники и другими общечеловеческими.

Главными качествами ума являются сообразительность (умение создавать информацию и оперировать ею), любознательность (пытливость в учении), объективность (стремление к прочности и точности знаний), эрудированность (широта взглядов, научная информированность) и действенность мышления (умение видеть главное и применять теорию на практике). Совершенствование ума предполагает активное развитие мышления, памяти, речи и способности к творчеству.

 

Содержание умственного воспитания детей

                             старшего дошкольного возраста

 В содержание воспитательного процесса детей дошколь­ного возраста входит умственное воспитание. Чтобы пра­вильно подойти к реализации задач умственного воспитания, необходимо глубоко знать закономерности умственного раз­вития ребенка. Именно в этом направлении работают ученые психологи и педагоги. Изучение возрастных возможностей умственного развития детей направлено на выяснение зако­номерностей и особенностей развития способностей детей, познавательных интересов, формирования наглядно-образного мышления детей, предпосылок логического мышления. На основе всех выявленных закономерностей умственного раз­вития детей дошкольного возраста определяется содержание и методы умственного воспитания на разных этапах возраст­ного становления ребенка.

Умственное воспитание — это прежде всего развитие ак­тивной мыслительной деятельности дошкольников. Полноцен­ное умственное воспитание происходит только в педагогически правильной организованной деятельности.

В содержание умственного воспитания входит: развитие интеллектуальных умений и навыков, воображения, восприятия, памяти, мышления, любознательности и умственных спо­собностей. Умственное воспитание детей старшего дошкольного возраста осуществляется на занятиях, в игре, продуктивной деятельности. В процессе разнообразных видов деятельности дети приобретают навыки ориентировки в окружающем, различные знания. На разных этапах детства знания - это первичное знакомство с окружающим, приобретение опыта общения с вещами, общения со взрослыми и сверстниками. Здесь главное - развить у ребёнка подражание, наблюдение, элементарную способность к обобщению. В старшем дошкольном возрасте эти качества обеспечивают восприятие знаний в определённой системе.

У детей старшего дошкольного возраста развиваются способности к аналитико-синтетической деятельности. Дети не ограничиваются узнаванием конкретных фактов, внешних свойств предметов и явлений, а стремятся проникнуть в суть, понять причины явлений. С учётом этих факторов в старшей группе усложняются задачи и программы их обучения, в том числе и по ознакомлению с природой.

У детей этого возраста формируется система представлений и простейших понятий о предметах и явлениях неживой природы: они узнают причину продолжительности дня и ночи, особенности осадков, погоды в разные сезоны; учатся различать и правильно называть растения, усваивают правила ухода за ними; учатся различать своеобразие внешнего строения и повадки животных и пр. В старшей группе необходимо формировать умения обобщать и классифицировать объекты природы по ярким и существенным признакам и связям.

С возрастом содержание знаний усложняется и удельный вес их в структуре умственного воспитания увеличивается. Однако ведущей задачей на протяжении всего периода детства остаётся развитие психических функций и способностей, формирование различных способов деятельности.

Основой умственного развития и воспитания ребенка яв­ляется сенсорное воспитание, которое направлено прежде всего на развитие ощущений и восприятий. Ребенок познает окру­жающий мир через ощущения и восприятие. Уровень разви­тия ощущений и восприятия определяет и успешность по­знавательной деятельности ребенка.

В содержание сенсорного воспитания входит развитие зрительных ощущений: детей учат различать и называть цве­та, формируют у них представление об оттенках, развивают способность при рассмотрении картины видеть, как с помо­щью цвета достигается художественная выразительность изо­бражения. Умение различать длительность и силу звуков, цвета, оттенки, формы дает возможность лучше понимать му­зыкальные произведения, живопись, получать эстетическое удовольствие от слушания музыки, рассматривания произве­дений искусства. Сенсорное воспитание предполагает разви­тие слуховой чувствительной, умения вслушиваться и разли­чать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слу­ха. Особенно важно развивать у детей звуковую культуру речи, учить дошкольников анализировать звуковую структуру сло­ва, отражать в речи свои ощущения, понимание эмоциональ­ной ситуации при изложении и пересказе событий из жизни и жизни литературных героев, особенно сказочных.

В дошкольном возрасте усваиваются пространственные и временные представления, которыми дети руководствуются в общении со взрослыми и сверстниками, особенно в разго­ворной речи.

Сенсорное воспитание направлено и на развитие тактиль­ной чувствительности — умения различать на ощупь качества предметов и правильно их называть. При этом дети опериру­ют такими понятиями, как «гладкий», «мягкий», «пушистый», «твердый», «холодный», «теплый». Одна из сторон сенсорно­го воспитания — развитие обонятельных и вкусовых ощу­щений.

Для определении свойств и качеств предмета детей учат обследовать его. Особенно это характерно для работы с млад­шими дошкольниками. Обследование — это специально организованное восприятие, направленное на определение деть­ми формы, величины предмета, его свойств. Например, па занятиях по музыке или в игровой деятельности воспитанни­кам предлагается внимательно рассмотреть предметы, с ко­торыми они будут работать, — строительный материал, шарики, мягкие игрушки, флажки и т. п. Все это дает возмож­ность различать предметы по форме, цвету, качествам. Дети узнают при знакомстве с предметами и их словесное обозна­чение — шар, куб, пирамида, круг, квадрат. Словесное усвоение обозначения или названия предмета в дальнейшем помогает ребенку свободно ориентироваться в мире предме­тов и к окружающей действительности в целом.

Обучение обследованию предметов проводится с учетом возрастных возможностей детей. Здесь воспитатель продви­гается с детьми от простого к сложному. В старшем дошколь­ном возрасте дети уже анализируют предметы и по форме, и по цвету, и по весу, и по его фактуре, что, естественно, еще не доступно детям младшей возрастной группы.

Обследование предметов, их свойств и качеств связано и с развитием зрительных ощущений. Зрительные ощущения особенно эффективно развиваются при наблюдении за явле­ниями природы, за жизнью животных. Воспитанникам во время сезонных прогулок задают вопросы: «Какого цвета небо весной?», «Какого цвета небо осенью?», «Какого цвета лис­тья на березе весной?», «Какого цвета листья клена, березы осенью?» Приобретай опыт зрительных ощущений, дети легко переносят его в повседневную жизнь и свободно оперируют полученными знаниями в других жизненных ситуациях.

Сенсорное воспитание как составная часть умственного развития детей невозможно осуществлять эффективно, если не вести работу по развитию речи дошкольников. В детском дошкольном учреждении решаются такие задачи речевого развития детей, как обогащение словаря ребенка, формиро­вание грамматического строя речи, развития связной моно­логической и диалогической речи.

Речь является важнейшей формой общения детей со взрос­лыми и сверстниками. Формирование речи начинается с об­щения со взрослыми, понимания их речи. Взрослый показы­вает предметы, называет их одним словом, задает вопросы, высказывает определенные просьбы, дает указания и т. д. На этом этапе ребенок реагирует на речь взрослого на уровне эмо­ционального восприятия. Постепенно начинает формироваться диалогическая речь, т. е. ребенок уже сам ставит вопросы, высказывает свои мысли, суждения. Наиболее сложным видом речевой деятельности является монологическая речь, когда ребенок передает в своем рассказе определенное связное со­держание.

В последние годы в дошкольных учреждениях особое внимание уделяется развитию звуковой культуры речи. Развитие звуковой культуры речи оказывает впоследствии поло­жительное влияние на грамотность ребенка, его умение регу­лировать темп и громкость речи, ее выразительность.

Успехи в звуковой культуре речи возможны при успеш­ном развитии слухового внимания, фонематического и рече­вого слуха. Для успешного решения этих задач воспитатель развивает речедвигательный аппарат и речевой слух.

Для формирования у дошкольников правильного звукопроизношения воспитатели используют различные игры, как на специальных занятиях, так и в свободной игровой дея­тельности. Это прежде всего звукоподражание животным, потешки, чистоговорки.

В процессе работы по речевому развитию детей обогаща­ется словарь детей, идет его закрепление, уточнение, систе­матизация. Для этого используются описания погоды, пере­сказ сказок, рассказывание о проведении воскресного дня, упражнения по продолжению сказки, придумыванию ее окон­чания.

Работа по обогащению словаря связана с формировани­ем грамматического строя речи. Дети учатся правильно из­менять слова по падежам, четко произносить окончания слов, пользоваться всеми частями речи. Лучше всего это осущест­вляется на занятиях и в игре. Именно здесь воспитанники учатся использовать различные грамматические формы.

Работа по обогащению словаря дошкольника и форми­рованию грамматического строя речи подготавливает детей к связной речи. Речь ребенка должна быть последовательной, логичной и грамматически правильной. Учитывая особенности и сложности русского языка, воспитатели систематически и целенаправленно работают над речью детей, подбирают спе­циальные упражнения, включают в занятия с детьми дидак­тические игры, учат творческому пересказу сказки, рассказа. При этом обращают внимание на красоту языка, учат детей подбирать слова, чтобы пересказ был красивым и правиль­ным.

Особого внимания заслуживает работа в старшей группе детского сада, где ребята учатся членить предло­жения на слова, слова на слоги, слоги на звуки, обучаются слоговому чтению слов, составляют слова и предложении из разрезной азбуки.

В связи с неравномерностью развития речи у каждого ребенка работа воспитателя должна быть индивидуально ори­ентированной. Работая в группе с малым количеством де­тей, воспитатель учитывает индивидуальные особенности ребенка — темп его речи, грамматический строй, умение опи­сывать в рассказе окружающий мир. В связи со всем этим и проводится индивидуальная работа с детьми в процессе об­щей деятельности.

В содержание умственного воспитания входит и развитие элементарных математических представлений и конструиро­вание. Математическая подготовка детей дошкольного возраста включает обучение счету, развитие количественных представ­лений, обучение решению и составлению простых арифме­тических задач.

Уже в младшем возрасте в семье, а затем в дошкольном учреждении дети усваивают и закрепляют такие понятия, как «больше», «меньше», «поровну», «большой», «маленький», «длиннее», «короче», «выше», «ниже», «шире», «уже», «тол­ще». Все эти понятия не просто способствуют развитию ма­тематического мышления, но и формируют элементы логи­ческого мышления, что очень важно для умственного разви­тия и воспитания дошкольников.

В процессе игры, на занятиях и в режимные моменты работы группы ребята учатся определять расположение пред­метов, направление, длину.

Таким образом, в целом можно определить, что для умственного воспи­тания используются самые разнообразные средства, которые помогают интеллектуальному развитию ребенка и его инди­видуальной интеллектуальной деятельности.

Основное направление подготовки ребёнка к школе состоит в том, чтобы воспитать у него готовность к любому виду труда, в частности умственному, сформировать потребность в получении знаний, подготовить к дальнейшей самостоятельной работе.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: