Умственное воспитание дошкольников средствами природы в практике работы детского сада

                             (практический раздел).

Констатирующий этап:

 Исследования уровня развития детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- определить уровень мыслительных процессов - сравнения, обобщения, соотношения; образно- и словесно-логического мышления;

-  оценить целостность восприятия дошкольников, умение составлять целое из раздельных частей.

 

Для определения интеллектуального уровня развития детей старшего дошкольного возраста мы использовали следующие методы:

- педагогическое наблюдение за детьми во время прогулок и на занятиях по ознакомлению с природой;

- тестирование дошкольников при помощи определённо составленных методик.

 

Для определения исходного (для нашего эксперимента) уровня развития мышления мы использовали следующие методики:

 

Методика "Последовательные картинки"

                   (словесно-логическое мышление)

Стимульный материал этой методики представляет собой серию 3 - 5 картинок, в которых рассказывается о каком-либо событии.

Инструкция: детям предлагается рассмотреть эти рисунки, и ознакомиться с героями, после чего ребёнка просят разложить карточки так, чтобы получился связный рассказ.

Проведение теста: Картинки раскладываются на столе перед ребёнком в хаотическом порядке, и даётся первоначальная инструкция. Если дети поняли общее содержание картинки, им предлагается разложить картинки по порядку. В процессе работы взрослый не должен вмешиваться и помогать детям. После того, как ребёнок закончит раскладывание картинок, его просят рассказать историю, которая получилась в результате его расклада, переходя постепенно от одного эпизода к другому. Если в раскладе допущена ошибка, то ребёнку указывают на неё в процессе рассказа.

При анализе результатов  учитывается прежде всего правильный порядок расположения картинок, которые должны соответствовать логике развития повествования. Для детей 5-6 лет правильной является не только логическая, но и житейская последовательность (например, ребёнок может положить карточку с изображением того, как мама даёт девочке лекарство, впереди той карточки, где девочку осматривает доктор, мотивируя это тем, что его мама всегда лечит сама, а доктора вызывает только для того, чтобы тот дал справку. Однако, для детей старше 6 -6,5 лет такой ответ считается неправильным.

В приложении 1 приводим пример карточек-картинок, использованных нами при тестировании детей. Кроме того, что данный материал применялся для диагностики у детей словесно-логического мышления, он являлся также упражнением на развитие представлений о частях суток.

 

 Вариантом вышеназванной методики является упражнение "Соотношение понятий"

Вниманию дошкольников предлагаются картинки, где изображены четыре стадии развития ветвей дерева - от зимы до осени (приложение 2).

Дети должны определить правильный порядок картинок по смыслу и объяснить свой порядок размещения, указав все существенные признаки, по которым производились действия дошкольников.

 

Методика " Лишний предмет " (Оценка образно-логического мышления и процессов обобщения, выделение существенных признаков).

 

Детям в индивидуальном порядке предлагаются четыре карточки с изображением по четыре предмета на каждой (Прилож. 3). Показывая ребёнку карточку, объясняем, что из четырёх предметов один лишний. Надо определить его и обосновать своё решение. После этого ребёнок должен попробовать дать название оставшимся трём предметам одним словом.

Отмечается, выделяет ли ребёнок существенные признаки, правильно ли группирует предметы.

Если ребёнок правильно находит лишний предмет и называет его обобщающее слово как минимум в четырёх карточках, это хороший уровень развития образного мышления.

 

Методика "Узнай, кто это".

Детям сначала объясняют, что им покажут части, фрагменты рисунка, по которым им надо будет определить то целое, к которому эти части относятся, то есть по части или фрагменту восстановить целый рисунок.

В приложении 4 даётся пример карточки, на которой листом бумаги прикрыты все фрагменты за исключением а). Предлагается по этому рисунку сказать, какому общему рисунку принадлежат эти детали.

На решение задачи отводится 10 секунд. Если ребёнок не дал правильный ответ, тот на 10 секунд ему показывают следующий, более полный фрагмент б) и так далее, до тех пор, пока ребёнок не догадается, что изображено на рисунке.

Результаты тестирования уровня развития мыслительных процессов у дошкольников экспериментальной группы (19 человек) приводим в таблице:

 

методики

Последо-

вательные

картинки

Соотношение

понятий

Лишний

 предмет

Узнай,

кто это

уровень
Высокий 8 человек 12 человек 13 человек 7 человек
Средний 7 человек 5 человек 5 человек 10 человек
низкий 4 человека 2 человека 1 человек 2 человека

 

 

Помимо тестирования нами проводилось наблюдение за активностью мыслительных процессов детей на занятии по ознакомлению с природой на тему "Насекомые".

Приводим описание проведения данного занятия:

 

В старшей группе, формируя у детей представления о внешнем виде насекомых, были взяты для наблюдения более-менее сходные представители этого класса - майский жук и божья коровка.

Опираясь на усвоенные на предшествующих занятиях знания, ставились новые задачи: обогатить представления дошкольников о пользе насекомых, развивать способность ребят классифици­ровать животных (насекомых).

Данное наблюдение происходило следующим образом:

Показывая двух насекомых, воспитатель просит назвать их. «Это жук, а это божья коровка», — отвечают дети. На вопрос «Можно ли божью коровку тоже назвать жуком?» Некоторые ошибочно отвечают: «Нет» («У нее крылья другого цвета», «У божьей коровки на крылышках точки», «Она маленькая»). Дети правильно перечисляют характерные особенности каждого насекомого, но найти сходство между ними они затрудняются. Ситуация заставила воспитателя использовать другой прием, который подвел детей к точному обобщению: для сравнения был внесен третий объект, уже знакомый детям, — бабочка. «Кто больше похож, бабочка и майский жук или жук и божья коровка?» — спрашивает педагог детей. Они оживились: «Жук и божья коровка больше похожи, а бабочка совсем не похожа, у нее другие крылья, они мягкие». Дети находят и другие признаки сходства сравниваемых насекомых; «Жуки умеют летать и ползать, а бабочка не умеет ползать».

Воспитатель снова ставит перед детьми тот же вопрос: «Можно ли назвать божью коровку жуком?» Дети отвечают: «Можно». Педагог помогает выделить во внешнем строении жуков признаки сходства, главным из которых является наличие крыльев и надкрыльев.

В процессе наблюдения за насекомыми воспитатель постепенно усложнял задания: определить среду обитания; найти зависимость способа передвижения от строения конечностей; рассказать о пользе  данного насекомого; классифицировать насекомых, выделить общие и специфические признаки, присущие данному представителю.

Такое постепенное усложнение программного материала способствовало формированию представлений детей о многообразии мира насекомых, особенностях каждого его представителя, а также воспитывает правильное к ним отношение.

В это занятия были включены изобразительную дея­тельность (прилож.5), дидактические игры, беседа-рассказ о божьей коровке.

Хотелось бы отметить, что практически все ребята довольно активно участвовали в обсуждении признаков насекомых, наблюдалось возрастание заинтересованности детей и усиление их активности в процессе усложнения наводящих вопросов. На лицо был факт приобщения к новым знаниям и их фиксирования в творческой деятельности (с удовольствием дети на занятии изобразительной деятельности взялись за воспроизведение образов бабочек и жучков).

Однако, наличие неточностей в ответах некоторых детей даёт повод к продолжению акцентирования внимания на развитии мыслительных процессов у дошкольников.

 

 

Анализ проведённого занятия по ознакомлению дошкольников с природой и анализ тестирования на предмет выявления уровня развития мышления дошкольников данной возрастной группы позволил нам сформулировать цель и задачи следующего этапа эксперимента (формирующего):

Цель формирующего этапа - развитие мыслительных операций    (логического и словесно-образного мышления, узнавания и классификации по признакам, сравнения, скорости мышления) в процессе ознакомления дошкольников с материалом природоведческого характера и закрепления имеющихся знаний.

Для достижения данной цели нами определён ряд задач:

- подобрать материал природоведческого характера (о животных, растениях) и составить серию упражнений, направленных на развитие мыслительных процессов;

- отобрать дидактические игры природоведческого содержания;

- провести несколько элементарных опытов по ознакомлению дошкольников с неживой природой, направленных на формирования знаний о связях явлений в природе

- проанализировать методы и принципы организации и проведения занятий природоведческого характера для успешного результата их воплощения.

 

1.Упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения,  отвлечения, выделения существенных признаков.

а) " Найди лишнее слово"

Ребятам зачитывают серию из четырёх слов. Три слова каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено. Задача детей - определить и указать слово, которое является лишним.

  Пример:

 

ЗАЯЦ, РЫБА, ЛИСА, МЕДВЕДЬ

ЯБЛОКО, СЛИВА, ОГУРЕЦ, ГРУША

КОТ, ПЁС, КОРОВА, ЁЖИК

ЛЕТО, ЗИМА, ВЕЧЕР, ОСЕНЬ

МОРЕ, РЕКА, ЛУЖА, ОЗЕРО

ДОЖДЬ, СНЕГ, ГРАД, ПЕСОК

ЯЩЕРИЦА, ПЕТУХ, ЧЕРЕПАХА, ЗМЕЯ

 

б) " Найди лишнюю картинку"

 

Воспитателем подбирается серия рисунков, среди которых каждые три рисунка можно объединить в группу по общему признаку, а четвёртый - лишний.

             
     

             
     

Детям предлагается убрать лишний рисунок и объяснить, почему они так думают. "Чем похожи те рисунки, которые были оставлены?" Воспитатель отмечает, правильно ли группируют ребята предметы и выделяют ли существенные признаки. Помимо рисунков могут быть использованы различные предметы. Важно заинтересовать детей игровой формой занятия и терпеливо заниматься с ними, подбирая всё новые серии картинок или предметов.

 

 

2. Дидактические игры

С детьми старшей группы игры с использованием материала об овощах и фруктах организуют начиная с осени, с начала учебного года. Хотя задания в них достаточно сложные, дети в некоторой мере подготовлены к их выполнению: они видят, что делают дома с овощами и фруктами, и сами принимают посильное участие в работе взрослых (перебирают овощи и фрукты на засол­ку, для варенья, консервирования). Помимо того, осенью всегда найдется богатый выбор природного материала для разнообразных игр.

Последовательность игр определяется постепенно усложняющимися дидактическими задачами и объемом знаний, который должны усвоить дети. Так, вначале проводят, игры на узнавание предметов по одному при­знаку (на вкус, по форме, на ощупь). Затем педагог вводит более сложную задачу, требующую знания частей растений,— составлять целое из частей. Чтобы описать предмет, нужно знать, как он выглядит, какими качест­вами обладает, уметь правильно определить их словом. И наконец, самое сложное задание — определить степень зрелости овощей и фруктов (дается дошкольникам после усвоения знаний об изменении внешних признаков расте­ний по мере созревания).

 

Игра: "Загадай, мы отгадаем"

Дидактическая задача. Описать предметы и найти по описанию.

Игровые действия Загадывание и отгадывание загадок о растениях.

Правила. Описание давать в принятом порядке: сначала рассказать о форме, потом об окраске, вкусе, запахе. Называть предмет при описании нельзя.

Ход игры. На краю стола лежат овощи и фрукты так, чтоб всем детям хорошо были видны детали их фор­мы, неравномерность окраски.

Первый вариант.

Один ребенок выходит за дверь, он водит, а все остав­шиеся готовят описание любого растения. Водящему надо догадаться и назвать то, о чем рассказали дети. Воспитатель может напомнить или предложить ребятам вспомнить последовательность описания: форма, ее де­тали, окраска, поверхность, вкус.

Второй вариант.

Ребенок описывает предмет, а другой узнает его по описанию. Тому, кто рассказывает об овоще или фрукте, воспитатель предлагает не смотреть постоянно на пред­мет, о котором он рассказывает, иначе остальные легко догадаются.

 

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: