Виды финансовой политики

 

Ведущие экономисты выделяют три вида финансовой поли­тики:

• политика экономического роста;

• политика стабилизации;

• политика ограничения деловой активности.

Под первой, т.е. политикой экономического роста, понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение факти­ческих объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая полити­ка включает:

• рост государственных расходов;

• снижение налогового бремени.

Если же правительство использует меры фискальной полити­ки и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой стра­ны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что го­сударством проводится политика стабилизации. При этом было бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет сти­мулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стрем­лении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между данными понятиями существуют серьезные разли­чия. Например, политика экономического роста может прово­диться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его по­тенциальному уровню, в то время как стабилизационная полити­ка таких целей преследовать не имеет права.

В свою очередь политика ограничения деловой активности на­правлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в пе­риод подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизвод­ства и инфляции, возникающей вместе с избыточным спросом. Сдерживающая политика подразумевает:

• уменьшение правительственных расходов;

• увеличение налогов.

Иначе говоря, финансовая политика должна ориентировать­ся на положительное сальдо бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией.

Реализация финансовой политики проводится в три этапа:

1. Выработка научно обоснованных концепций развития финансов, которая формируется на основе изучения требова­ний экономических законов, всестороннего анализа перспектив совершенствования производства и состояния потребностей на­селения.

2. Определение основных направлений использования фи­нансов на перспективу и текущий период, т.е. выработка стра­тегии и тактики финансовой политики. Здесь исходя из постав­ленных целей учитывают возможности роста и снижения финансовых ресурсов, а также внешние и внутренние полити­ко-экономические факторы.

3. Собственно осуществление практических действий, направ­ленных на достижение поставленных целей.

Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней. Однако такой ме­ханизм верен только частично, так как не учитывает все воз­можности финансового регулирования.

Известно, что существуют два типа финансовой политики:

а) дискреционная политика, или Политика, проводимая не­посредственно правительством;

б) недискреционная финансовая политика, т.е. встроенные стабилизаторы.

Под недискреционной финансовой политикой понимают ряд способностей налоговой системы к самостоятельной стабилиза­ции, т.е. позволяющих регулировать экономическую деятель­ность в стране без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов.


 2. Финансовая политика в современных условиях.

 


Финансовый механизм

Создание рыночных отношений немыслимо без проведения принципиально новой финансовой политики. Проведение такой политики потребовало в первую очередь основополагающих теоретических разработок, анализа и учета действующей практики при проведении реформ с целью оперативного внесения соответствующих коррективов. Однако к началу проведения реформ такие разработки по финансово-бюджетным вопросам были сформулированы на декларативном уровне и фактически реформы начали проводиться методом проб и ошибок.

Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, при по­мощи которого происходит осуществление всей деятельности госу­дарства в области финансов.

Финансовый механизм представляет собой систему установ­ленных государством форм, видов и методов организации фи­нансовых отношений.

В связи с переходом к рыночным отношениям, приватизацией государственной собственности изменился финансовый механизм.

1) Это нашло выражение прежде всего в переводе взаимоотношений между государством и приватизированными предприятиями на налоговую основу.

2) Изменились межбюджетные отношения. Территориальные бюджеты (региональные, местные) получили большую самостоятельность, в первую очередь в сфере расходования средств. Территориальные органы власти стали самостоятельно определять направления использования бюджетных ресурсов.

3) Были внесены изменения в формирование территориальных бюджетов. В вышестоящих бюджетах (федеральном, региональных) были созданы фонды финансовой помощи, из которых в нижестоящие бюджеты стали поступать трансферты, размер которых определялся по единой методике, учитывающей налоговый потенциал и численность населения территорий.

4) Бюджетный дефицит все в большей мере стал покрываться не за счет ресурсов Центрального Банка России, а на основе выпуска государственных ценных бумаг.

5) С организацией фондового рынка изменился порядок перераспределения средств субъектами хозяйствования. Это стало возможным на основе эмиссии корпоративных ценных бумаг их продажи и покупки на фондовых биржах.

6) С созданием частных страховых компаний в стране стал функционировать страховой рынок и частные страховые фонды.

7) Из государственного бюджета были выведены средства социального страхования и созданы государственные социальные внебюджетные фонды (пенсионный, занятости, медицинского страхования, социального страхования).

8) Существенные изменения произошли в управлении финансами. Были созданы новые финансовые и контрольные ведомства (Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная служба налоговой полиции, Счетная палата и др.).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: