Пути совершенствования финансовой политики

С обострением финансового кризиса в России и за рубежом оте­чественные власти приняли беспрецедентные решения по поддержа­нию стабильности на финансовых рынках и в банковском секторе. Скорость принятия решений руководством страны феноменальна, чего не наблюдалось ни в 1998, ни в 2004 г. Предпринимаемые шаги способны оказать сильное влияние на финансовые рынки страны и предотвратить наступление очередных потрясений. Однако каждая из заявленных антикризисных мер требует тонкой настройки. На наш взгляд, политика поддержания финансовой стабильности в России должна пройти настройку по нескольким направлениям.

Немаловажная компонента политики под­держания финансовой стабильности — поведение властей на рынке информации. Официальная информационная политика в периоды финансовой нестабильности должна представлять собой комплекс скоординиро­ванных мероприятий по оперативному и выверенному информирова­нию всех сегментов целевой аудитории (от организаций до простых граждан) внутри страны и за ее пределами. Конечная цель инфор­мационной политики состоит в сохранении уверенности российского и международного общества в том, что ситуация в стране находится под контролем властей, и они готовы и способны восстановить стабиль­ность и минимизировать последствия финансовых потрясений. Принципами официальной информационной политики должны стать регулярность и своевременность, доступность и полнота предо­ставления информации, а также контроль за использованием конфи­денциальной информации. В периоды неустойчивой рыночной конъюнктуры Координационный совет при Председателе Правительства РФ по вопросам финансовой "стабильности должен выступать единым центром, координирующим информационную поли­тику, задающим ее направления и содержание.

В целом не вызывает сомнения, что в результате принятых мер положение на отечественных финансовых рынках существенно изме­нится. Еще рано оценивать последствия решений властей, однако очевидно, что снизится роль крупнейших банков, контролируемых государством. В то же время возрастет значение Внешэкономбанка как системного института для российской экономики. Формирование суверенной финансовой системы позволит ограничить влияние между­народного кризиса на российский рынок, а также заложит основу устойчивого долгосрочного экономического роста. Вполне возможно, что интервенции на фондовом рынке так и не состоятся. Если они будут носить разовый характер, то в выигрыше окажутся нерезиденты и краткосрочные спекулянты, а цены акций переживут временный рост. Долгосрочный общеэкономический выигрыш может быть полу­чен, если интервенции станут постоянными, «толкая» рынок вверх, что стимулирует инвестиции в основной капитал за счет выпуска акций. Однако замещение частного инвестора государством вряд ли пойдет на пользу экономике. Новые меры правительства по поддержанию финансовой стабильности должны пройти первую апробацию и за­тем быть пересмотрены с учетом их эффективности. В любом случае инновации властей можно оценить положительно, поскольку они носят более прогрессивный и системный характер, чем технические меры — увеличение объема бюджетных депозитов, снижение дисконта по обеспечению и пр., которые принимались ранее.

 



Заключение.

 

Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

Иными же словами, финансовая политика, представляющая собой совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций, оказывает огромное влияние на уровень и темпы развития страны.

Сейчас Россия идет по сложному пути реформ. Несомненно политика, проводимая правительством в области финансов, неоднозначна. Она содержит как положительные стороны, так и много отрицательных моментов. Большое, зачастую негативное воздействие на нее оказывают политические аспекты экономических решений.

Существование рациональной финансовой политики субъектов Российской Федерации является положительным фактором развития экономики государства и, наоборот, ее отсутствие тормозит развитие экономики, как конкретного региона, так и страны в целом. В условиях фактического разрушения жесткой вертикали управления финансовыми органами субъектов Федерации финансовая политика регионов пока осуществляется каждым из них самостоятельно в меру понимания важности данных усилий и в меру кадровых возможностей каждого из них. Необходимо восстановить вертикальную зависимость деятельности территориальных финансовых органов от Минфина РФ и на более серьезном уровне, чем даже было, т.к, в противном случае значительно снижается возможность проведения единой финансовой политики государства.

Одновременно в рамках субъектов РФ целесообразно создать единый механизм тесного взаимодействия всех управлений и представительств Министерства финансов Российской Федерации, работающих в республиках, краях и областях. Для этого территориальным финансовым органам должно быть дано право и вменена в обязанность координация их деятельности с целью повышения эффективности проведения единой финансовой политики государства на территории конкретного субъекта РФ.

Таким образом, можно отметить, что финансовая политика требует дальнейшего совершенствования.  


Список литературы.

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ, принят ГД ФС РФ 17.07.1998, ред. от 28.11.2009

2. Бабенко, И. В. Финансовая политика устойчивого экономического роста и прогнозирование различных сценариев развития российской экономики / И. В. Бабенко, И. А. Мирошников // Финансы и кредит. -2009.

3. Ермакова, Е. А. Методология оценки состояния и устойчивости государственных финансов, Е. А. Ермакова // Финансы и кредит. - 2008.

4. Захаров, А. В. Нестабильность мировых финансовых рынков: уроки и последствия для России. / А. В. Захаров // Деньги и кредит. - 2008.

5. Кашкин, А. Финансовый кризис 2008 года и государственная финансовая политика. Чем она может помочь экономике, а чем навредить? / А. Кашкин // Общество и экономика. - 2008.

6. Моисеев. С. Политика поддержания финансовой стабильности / С. Моисеев Вопросы экономики. - 2008.

7. Привалов, А. О самоподводящих итогах / Александр Привалов // Эксперт, - 2008.

8. Финансы. Учебник. Под ред. С. И. Лушина, В. А. Слепова. Москва, «Экономистъ», 2005,

9. Финансовая политика России. Под ред. Р. А. Набиева, Г. А. Тактарова, Р. К. Арыкбаева. Москва, «Финансы и статистика», 2008,

10. Швецов. Ю. Г. Целевые программы как инструмент управления государственными расходами. Ю. Г. Швецов, И. В. Миркина // Финансы. - 2009.

11. Юрин, А. В. О концепции повышения эффективности межбюджетных отношений в 2009-2011 годах / А. В. Юрин // Финансы. - 2008.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: