Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке

Воспитатель просит родителей оказывать детям помощь в ведении дневника читателя, рассказывает о пользе такого дневника. Можно предложить родителям вести «Педагогический дневник родителей - руководителей чтения», в котором фиксировать наблюдения за процессом развития ребенка-читателя (что читает, какие любимые книги, как реагирует, слушая то или иное произведение, и др.).

Можно устроить в группе конкурс иллюстраций детей и родителей к литературным произведениям. Детям нравится рассказывать о том, что нарисовали их родители, почему именно так изобразили литературных героев.

Воспитатель может прочитать родителям следующие лекции: «Литературные игры в семейном кругу», «Читаем и рисуем вместе с ребенком», «Литературный театр дома», «Выразительно читаем и рассказываем ребенку», «Домашний литературный журнал» и др. На одно из заседаний читательского клуба пригласите родителей и устройте сочинение сказок детьми и родителями. Одна семейная команда придумывает начало сказки, а другая продолжает ее и т.д.

Особое внимание родителей следует обратить на необходимость руководства просмотром телепередач, видео. Необходимо убедить их в том, что ребенок не должен находиться у телевизора больше часа в день, не должен смотреть все подряд.

Описанная нами работа ориентирована прежде всего на старших дошкольников. Но начинаться она может и в младшем дошкольном возрасте[4].

 



Программы по развитию интереса дошкольников к чтению

 

Начинать воспитывать будущего читателя необходимо с младенчества, когда ребенок еще слушатель. Для того чтобы приобщить детей к книге, развить интерес к чтению существует множество программ. Приведем две такие программы. Цель этих программ – литературное развитие, создание основы для формирования специальных литературных способностей с учетом психологических особенностей дошкольников.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Ознакомление детей с литературой, обучение их пересказу, выразительному чтению наизусть потешек, стихов, работа по развитию образности и выразительности речи и начальных форм словесного творчества — все это должно способствовать решению следующих задач:

• развивать умение слушать художественные произведения, эмоционально отзываться на них;

• учить воспринимать содержание произведений, понимать функциональную связь между ними, мотивированно их оценивать, понимать жанровое разнообразие произведений, особенности изобразительно-выразительных средств, связь литературы с окружающей действительностью;

• побуждать пересказывать эмоционально, логично, последовательно, уместно употребляя образные средства языка;

• развивать эмоциональную отзывчивость на художественные тексты, поэтический слух, чувство рифмы, ритма, стиля;

• научить детей применять полученные на занятиях представления и умения в самостоятельной деятельности.

Помимо указанных общих задач на каждом занятии ставятся конкретные цели, связанные с тематикой произведений (они сформулированы для каждого занятия отдельно).

В основном все занятия (особенно в младшей и частично в средней группе) начинаются с игровой или проблемной ситуации или с сюрпризного момента. Это дает возможность повысить интерес детей к обучению, обеспечить благоприятную атмосферу. Также в программу включены комплексные занятия, т.е. сочетающие несколько жанров.

Ознакомление детей с разными жанрами художественной литературы происходит во всех возрастных группах детского сада. При этом замечено, что труднее всего детям даются стихотворение и его запоминание.

Нелегко запомнить то, что оставляет равнодушным, что не связано с опытом ребенка, его личными переживаниями, интересами, потребностями. Когда нет мотивации для запоминания, тогда нет и результативной деятельности.

Для заучивания наизусть следует подбирать такие стихи, которые интересны ребенку, помогают ему играть, общаться, сопереживать свои действия, движения, ритмизировать их. Ребенок обязательно захочет выучить то, что удивит его друзей или облегчит распределение ролей в игре, определит ведущего.

Заучивание наизусть, как правило, сопровождается демонстрацией игрушек, предметов, иллюстраций, рисунков, картин. В одних случаях наглядность используется для инсценировки стихотворения, в других она побуждает детей к высказываниям, которые воспитатель обобщает, читая стихотворные строчки, и малыш, повторив их, без труда запоминает.

Особенно быстро помогают запомнить текст с диалогами различные виды театров с их атрибутикой. Пальчиковый театр поможет запомнить практически любое стихотворение. Не менее интересной будет сценка, представленная в кукольном или в перчаточном театре.

При разучивании некоторых стихов можно использовать построчное запоминание. Дети собираются в кружок, педагог читает стихотворение и «раздает» (в устной форме) каждому по одной строчке: «Запомни, повтори и дотронься рукой до соседа, тот скажет свою строчку и дотронется до следующего — и так до конца». Распределяя строчки, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: давать детям с хорошей памятью длинные строчки, с плохой — короткие.

Структура занятий по пересказу художественных произведений имеет много общего с заучиванием наизусть. Сюда входят: чтение с установкой на запоминание; беседа, помогающая понять стихотворение в целом и отдельные его части; чтение воспитателем после беседы; чтение стихотворения детьми.

Вырезано.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: