Формирование и развитие литературного вкуса у дошкольников

Содержание

Введение..................................................................................................... 3

1  Воспитание будущего читателя......................................................... 6

1. 1 Возрастные особенности читателя-дошкольника...................... 6

1. 2 Формирование и развитие литературного вкуса у

дошкольников.................................................................................... 8

1. 3 Особенности работы с дошкольниками в детском саду.......... 12

1. 4. Работа воспитателя с родителями.......................................... 16

2. Программы по развитию интереса дошкольников к

чтению.................................................................................................... 19

Заключение.................. 30

Приложение........................................................................................... 34

Приложение II........................................................................................ 36



Введение

Воспитанию читателя-школьника посвящено немало исследований. Что же касается дошкольника, то здесь дело обстоит сложнее. Вероятно, это связано с тем, что в силу возрастных особенностей его считают не читателем, а слушателем. А ведь именно в дошкольном возрасте формируются стереотипы читателя,среди которых имеют место и негативные (в школьном возрасте их сложнее корректировать). Приведем несколько примеров. Если дошкольник привык относиться к чтению только как к развлечению, а любимым его «чтивом» являются комиксы, то воспитать в таком ребенке вдумчивого читателя, для которого чтение - серьезное занятие, сложно. Если в семье ребенка постоянно заставляют читать, прибегая к наказаниям, он будет воспринимать чтение как скучную обязанность и творческого, заинтересованного читателя из него не получится. Дошкольники «всерьез» воспринимают все прочитанное и увиденное, и, если не формировать критическое восприятие, велика вероятность, что они будут копировать негативные образцы, подражать отрицательным героям, т.е. у них начнут формироваться неадекватные модели поведения. Например, во многих сказках зло наказывается, причем жестоко. И если ребенок неверно воспринимает сказку (ее смысл, поступки главных героев и т.д.), у него может сформироваться агрессивная модель поведения.

Любовь к искусству, литературе связана с любовью человека к слову вообще. Именно поэтому настоящая литература должна войти в жизнь ребенка в период, когда у него формируется и развивается речь. Дошкольники восприимчивы, способны глубоко чувствовать художественный текст, поэтому полюбившиеся им в раннем детстве литературные образы останутся с ними на долгие годы.

Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге - одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему образцами художественной литературы и фольклора должно начинаться с первых лет жизни.

Известно, что дошкольное детство - определяющий этап в развитии личности, ибо в возрасте до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, «напитывается» разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает, в том числе героям книг.

В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности.

Итак, любой дошкольник является читателем. Даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых, он выбирает, что будет слушать; он воспринимает то, что слышит, оценивает его, а значит, является читателем. Если не заниматься воспитанием дошкольника как читателя, чтение может принести ему вред, закрепить в его сознании неадекватные стереотипы.

Проблемой нашего исследования является развитие интереса к чтению книг у дошкольников.

Цель нашей курсовой работы: проанализировать методическую и теоретическую литературу, ознакомиться с новейшими методиками по проблеме исследования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать методическую и теоретическую литературу по проблеме исследования.

2. Раскрыть особенности читателей-дошкольников.

3. Рассмотреть формы и методы развития интереса к чтению у дошкольников в детском саду и дома..

При написании данной курсовой работы применялись следующие методы научного исследования: 1) теоретический анализ работ педагогов и методистов, посвященных данной проблеме; 2) изучение опыта воспитателей, использующих в своей практике различные программы и методики развития интереса к чтению книг.

 



Воспитание будущего читателя

Возрастные особенности читателя-дошкольника

 

Дошкольники уже в 3-4 года отличаются высокой познавательной активностью, стремятся расширить свой кругозор, вырваться за рамки той среды, которая их окружает. Главный их помощник в этом - книга. К общению с ней они уже готовы: эмоционально реагируют на услышанное, улавливают и различают разнообразные интонации, узнают любимых литературных героев, сопереживают им. Наиболее активно они воспринимают малые жанры фольклора (потешки, прибаутки), песни игрового характера, сказки, стихи. Знакомство детей со стихотворными текстами целесообразно проводить на занятиях в детском саду и дома, а также во время прогулки, одевания, умывания, кормления. При этом дети вместе с взрослым разыгрывают сюжеты стихотворных произведений, прислушиваются к звукоподражаниям, созвучиям, рифмам.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

И, наконец, четвертая группа - стереотипы оценки прочитанного. Зачастую дошкольники либо вообще не оценивают прочитанное, либо оценивают некритически, полагаясь только на эмоции или мнение взрослых и сверстников. Поэтому необходимо воспитывать дошкольников как критически мыслящих, творческих читателей [1].

 

Формирование и развитие литературного вкуса у дошкольников

 

Важнейшей задачей воспитателя и родителей становится отбор таких художественных произведений, которые действительно способствуют формированию литературного вкуса. Родители часто теряются в потоке информации. Им подчас сложно сориентироваться в обилии книг, предназначенных для детей. Но иметь представление о целесообразности использования в детской аудитории того или иного литературного текста, необходимо, как и научиться руководствоваться критериями художественности.

В последнее время появилось множество обработок известных детских произведений, поэтому, выбирая ту или иную обработку, необходимо руководствоваться следующими правилами:

• целесообразность использования данного произведения в детской аудитории;

• его принадлежность к подлинному искусству;

• художественность иллюстраций и их соответствие содержанию литературного произведения.

Читательский кругозор дошкольника необходимо расширять, знакомить его с произведениями разных жанров и стилей, с детской классической русской и зарубежной литературой. Чтобы заниматься развитием литературного вкуса ребенка, воспитатели и родители сами должны быть начитанными людьми с развитым эстетическим вкусом и чутьем.

Вырезано.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: