Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке

Слушание. Слушание на занятиях сочетается с другими видами деятельности..

Короткие фольклорные песенки, заклички, потешки, авторские четверостишия — хороший материал для совместных повторов, заучивания.

Сказки народные и литературные, поэтические и прозаические — это внимание к сюжету, создание образов.

Слушание, как правило, чередуется со звукоподражанием, движениями, перевоплощениями, проигрыванием диалогов. Часто сказки читаются с опорой на иллюстрацию, с использованием игрушек, поделок.

Игры. Игры всегда органично включены в сценарий занятий и помогают созданию образа. Они разные: с пальчиковыми куклами и куклами на тросточках, с загадками, «искалочками», сюрпризами, с движениями ручками и ножками, с хороводами, беганьем и прыганием. К каждой игре заранее продумывается подбор литературного материала.

Музыкальное сопровождение. Очень часто на занятии звучит классическая музыка. Она помогает создавать настроение, вводит в атмосферу литературных произведений, способствует возникновению творческого состояния во время рисования. С песнями детям легче перевоплощаться, двигаться.

Каждое занятие — это погружение детей в литературную среду, в атмосферу художественного слова, образа, в мир звуков, ритмов и рифм. Для этого в первую очередь используется богатый, отшлифованный временем фольклорный материал — шедевры народной поэзии и педагогической мудрости. Ведь в потешке, в сказке, в песенке ребенок проходит систему воспитания средствами искусства слова.

Задачи, поставленные педагогом, могут быть общими для многих занятий, а могут быть специфичными для одного-двух. Но в любом случае следует внимательно отнестись ко всем этапам подготовки.

1. Отбор книг

Поскольку одна из задач — прививать детям интерес к книге, как к произведению искусства, необходимо показать им не только хорошую литературу и лучшие рисунки, но и познакомить с изданиями различного формата (от больших красочных сборников в твердых переплетах до книжек-малышек), с книжками-игрушками, книгами с плотными картонными страницами, звуковыми эффектами, запахами и т.д. Задача педагога — предоставить детям возможность услышать и увидеть лучшие фольклорные сборники, произведения мастеров разных времен и различных направлений (к примеру, в литературе: А.Пушкин, Ф.Тютчев, Л.Толстой, К.Ушинский, С.Черный, Н.Заболоцкий, К.Чуковский, С.Маршак, Д.Хармс, А.Барто, Б.Заходер, В.Берестов, М.Яснов и др.).

Книги, принесенные на занятия, должны не только соответствовать теме, но и привлекать внимание ребенка, вызывать у него потребность прикоснуться к ним, рассмотреть, узнать содержание. Тексты и иллюстрации должны обладать художественными достоинствами.

2. Литературно-педагогический анализ

Задача педагога — помочь детям глубже понять и почувствовать литературный материал. Для этого при подготовке к занятию он анализирует произведения и ставит перед собой конкретные педагогические задачи. Разбирая образы и сюжеты, язык и стиль, нужно продумать:

— какие слова и строки следует объяснить или повторить;

— где задать четко сформулированный вопрос;

— в каком случае нужна соответствующая интонация, а когда следует использовать жесты, движения, игрушки;

— как подать сложный текст с расчетом на эмоциональное воздействие.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

 



Заключение

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Общеизвестно ее воздействие на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольников. Связная речь показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, грамматическим строем, и одновременно отражает уровень его умственного, эстетического и эмоционального развития.

Значение художественной литературы открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя представления ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение чувствовать форму и ритм родного языка.

Художественная литература расширяет его кругозор, вводит в богатый мир образов, отражающих жизнь, прививает любовь к искусству, развивает эмоционально-познавательную деятельность, активное отношение к жизни, литературный и художественный вкус, а также способствует появлению собственных суждений о прочитанном, потребности высказываться, развивает речь.

По словам известного литературоведа Ю.М.Лотмана, художественные тексты обладают свойствами «сгущенной информативности», т.е. содержат столько сведений о мире, сколько не может дать ограниченный временем и пространством реальный опыт. И действительно, художественные тексты — при правильном их подборе — могут охватить если не все, то большую часть образовательных, воспитательных умений, которые необходимо освоить детям. Именно поэтому чтение художественной литературы может быть использовано как одно из средств, создающих смысловой фон и стимул для развертывания других форм совместной деятельности взрослого с детьми (продуктивной, познавательно-исследовательской, игровой), объединяющих их в целостном образовательном процессе.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.



Список литературы

1. Алексеева, А.Формирование готовности к овладению чтением и письмом проблемы и пути решения // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 2. - С. 72-78.

2. Афанасьева, Л. И. Формирование интереса к чтению у детей с интеллектуальными нарушениями // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2005. - № 2. - С. 36.

3. Барташева, Н.Воспитание будущего Читателя // Дошкольное воспитание. - 1994. - N 8. - С. 28-34.

4. Гончарова, Е. Ранние этапы приобщения детей к чтению
// Воспитание школьников. - 2005. - № 12. - С. 45-56.

5. Гриценко, 3. Ребенок и книга// Дошкольное воспитание. - 2000. - N 3. - С. 49-52.

6. Детское чтение. - М.: Дрофа-плюс, 2004. - 79 с.

7. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. — Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 1998.

8. Кондратьева, С. Ю. Ознакомление с художественной литературой дошкольного возраста//Дошкольная педагогика.-2007.-№ 8.-С. 39-41.

9. Ливанова, О. А. Учимся читать художественную литературу. - М.: Школьная пресса, 2004. - 80 с.

10. Кирьянова, Р.А.Учимся играя: система игр и упражнений по обучению детей чтению // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 3. - С 7-12.

11. Кузьменкова, Е. И. Воспитание будущего читателя: литературно-художественное развитие детей 3 - 5 лет.- М.: Чистые пруды, 2005. - 30 с.

12. Леонтьева,Н. Детский сад. Библиотека // Дошкольное воспитание. - 1994. - N 4. - С. 50-57.

13. Любимое чтение в детском саду: от 5 до 7 лет. - Балашиха: Транзиткнига; Кызыл: ACT, 2003.- 351 с.

14. Миронова, Н. Как научить ребенка любить литературу?// Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5. - С. 117-121.

15. Прудовская, С. Н. Книжкины затеи: о том, что можно делать с книгой малышам. - М.: Чистые пруды, 2007. - 30 с.

16. Сокольская, Л. В. Материнское чтение. - М.: Либерея-Бибинформ, 2007. - 79 с.

17. Тимофеева, И.Н.  Что и как читать вашему ребенку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским. - СПб., 2000. - 511с.

18. Тюнников, Ю. Воспитание дошкольника как читателя и зрителя// Дошкольное воспитание. - 2005. - № 9. - С. 31 -38.




Приложение I

Вырезано.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: