Заболевания | 2008-2009 учебный год | 2009-2010 учебный год |
Нарушение осанки, сколиоз | 14,6% | 8,5% |
острота зрения | 2,4% | 8,9% |
органы дыхания | 5% | 7,3% |
органы зрения | 9,7% | 14,8% |
В штатном расписании школы представлены специалисты, обеспечивающие различные аспекты деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Специалисты: учителя физкультуры и ОБЖ, социальный педагог, педагог-психолог, педагог дополнительного образования.
Медицинское обслуживание школьников осуществляет врач и медицинская сестра (врач и медицинская сестра состоят в штате ЦРБ).
Анализом данных диспансеризации установлены преобладающие у учащихся хронических заболеваний и их динамика для организации оздоровительных мероприятий.
Цельность, продуманность системы работы школы по главному направлению сохранения и укрепления здоровья учащихся, прежде всего, отражена в тематике совещаний при директоре:
· «Факторы, оказывающие влияние на психическое здоровье учащихся» – ноябрь;
· «Система мер по сохранению и укреплению физического здоровья учащихся в школе» – январь;
|
|
· «Роль воспитательной работы в школе в формировании нравственного здоровья учащихся» – март.
Рассмотрению данных вопросов предшествовала большая подготовительная работа. Проводилось анкетирование учащихся и родителей, которые высказали благодарность администрации школы за неподдельный интерес к изучению факторов, оказывающих влияние на здоровье детей, психологическое тестирование учащихся и педагогов, замеры уровней тревожности, стрессоустойчивости и степени невротизации.
Проводился мониторинг здоровья учащихся, который позволяет формировать банк данных о здоровье школьников.
Была дана серия открытых уроков, внеклассных мероприятий.
Положительное влияние на уровень здоровья и формирование здорового образа жизни оказывают:
· использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий;
· морально-психологический климат в школе;
· демократизация и гуманитаризация образовательного пространства школы № 9, демократический стиль управления как педагогическим коллективом, так и классными ученическими коллективами;
· переход на пятидневную учебную неделю;
· санитарно-гигиеническая работа (чистота и уют в школьных помещениях: кабинетах, рекреациях, раздевалках, туалетах и т.д.);
· организация питания детей (максимальный охват питанием детей из социально не защищенных семей, высокое качество пищи, приготовляемой работниками столовой);
· система физкультурно-оздоровительной работы (качество проведения уроков физической культуры, работа спортивных секций и кружков в системе дополнительного образования, организация спортивных соревнований, эстафет);
|
|
· проведение уроков физической культуры на свежем воздухе;
· режим труда и отдыха (соблюдение санитарно-гигиенических норм организации УВП: продолжительность урока, количество перемен и их продолжительность, проведение дней здоровья и т.д.);
· социальная защита детей (качественная работа социального педагога, педагога- психолога, заместителя директора по воспитательной работе, классных руководителей);
· медицинское обслуживание (своевременное проведение плановых медицинских осмотров, диспансеризации, выполнение графика прививок и т.д.);
· проведение воспитательно-профилактических мероприятий по предупреждению наркомании, табакокурения, употребления алкогольных напитков, профилактические беседы по предупреждению травматизма на уроках и переменах, дорожно-транспортных происшествий);
· организация дежурства учителей на переменах;
· контроль соблюдения светового режима, режима проветривания учебных кабинетов, проведением физкультминуток на уроках;
· организация занятий «Скорая помощь» практически по предметам школьной программы для ослабленных, часто болеющих детей;
· контроль наличия сменной обуви (сдвиги весьма ощутимы: с 60% до 95%);
· увеличение и разнообразие ассортимента столовой и т.д.;
· запрет на курение учащихся в здании школы, в частности в школьных туалетах,
· качественная работа охранной службы.
Выводы: нестабильный уровень состояния здоровья учеников объясняется отрицательным влиянием вредных факторов среды мегаполиса, нестабильностью социального положения семей учащихся и недостаточным уровнем охвата школьников физкультурно-оздоровительными мероприятиями
Направления деятельности и мероприятия школы по сохранению и укреплению здоровья детей:
Проведение ежегодного осмотр детей декретивных возрастов (1-е, 4-е,5- е, 9-е, 10-е классы) с привлечением к осмотру узких специалистов: лор, хирург, невропатолог, окулист, стоматолог, с антропометрией и измерением артериального давления.
Вновь выявленные дети с отклонениями в состоянии здоровья, как правило, направляются на дополнительное обследование.
«Диспансерные» дети выверяются 2 раза в год и направляются на диспансерный осмотр в поликлинику.
Ежегодно проводится лабораторное обследование детей: взятие соскобов на энеробиоз у обучающихся 1-4 классов.
Ежегодно проводится также туберкулинодиагностика всех обучающихся школы.
Особое внимание уделяется х проведению профилактический плановых прививок.
В образовательном учреждении функционирует на постоянной основе стоматологический кабинет.
Образовательное учреждение располагает полным ассортиментом лекарственных средств для оказания неотложной помощи в соответствии с установленными требованиям.
Широко применяются здоровьесберегающие приемы, рациональное сочетание различных видов деятельности, в том числе связанные с информационной насыщенностью учебного материала и высокоэмоциональным фоном занятий, а также приемами, мотивирующими учебную деятельность и ее виды, которые обеспечивали бы условия двигательной раскрепощенности.
Реализуются различные мероприятия, направленные на повышение гигиенической грамотности и формирование культуры здоровья обучающихся. Этому способствуют проводимые недели и декады Здорового образа жизни (ЗОЖ), конкурсы, викторины, театральные постановки, спортивные соревнования и другие мероприятия, в которых принимают участие все учащиеся школы.
В план работы родительского лектория также включены темы, раскрывающие вопросы здоровьесбережения школьников и профилактики употребления ПАВ, такие как:
|
|
«Роль семьи в профилактике употребления ПАВ», «СПИД- незнание не спасет»,
«Как помочь ребенку стать учеником?» «Учебный стресс и его последствия» и другие.
В 2009-2010 учебном году продолжалась работа по внедрению и реализации образовательных профилактических программ «Все цвета, кроме черного», «Разговор о правильном питании»
Образовательная программа «Все цвета, кроме черного» реализуется в 1-6 классах, охвачено 285 учащихся, «Разговор о правильном питании» в 1- 4 классах, 296 учащихся.
Одной из составляющих занятий по Ритмике является комплекс упражнений по профилактике сколиоза (1-4 классы и кадетские классы). В программе занятий по Ритмике включены элементы танцевально-двигательной терапии, корректирующие эмоциональное состояние младших школьников.
Обеспечивается реализация различных мероприятий, направленных на повышение гигиенической грамотности и формирования культуры здоровья обучающихся.