Общий финансовый результат деятельности организации представляет собой алгебраическую сумму элементов, составляющих чистую прибыль организации. Анализ каждого элемента чистой прибыли позволяет учредителям и акционерам, менеджменту организации выбрать наиболее важные направления получения прибыли в результате хозяйственной деятельности организации.
Анализ финансовых результатов включает в себя:
1. исследование изменения каждого составляющего прибыли за анализируемый период (проводится горизонтальный анализ);
2. исследование структуры составляющих прибыли и ее изменений за отчетный период (проводится вертикальный анализ);
3. изучается динамика изменения составляющих прибыли за ряд отчетных периодов (проводится трендовый анализ);
4. исследуется влияние каждого фактора-показателя на чистую прибыль организации, т.е. проводят факторный анализ.
В ходе анализа финансовых результатов хозяйственной деятельности организации рассчитывают следующие показатели:
|
|
1. абсолютное отклонение:
, (2)
где П – изменение показателя,
П1 – показатель отчетного периода,
П – показатель аналогичного периода предыдущего года (базисного периода).
2. темп роста показателя:
. (3)
3. Уровень (удельный вес) каждого слагаемого прибыли в выручке от реализации продукции, в %:
, (4)
- значение каждого слагаемого прибыли;
- рассчитывается по отчетного и базисному периоду.
4. Изменение структуры (удельного веса):
. (5)
5. Факторный анализ проводится с помощью модели аддитивного типа, которая представлена на рисунке 1. В этой модели представлены все факторы-показатели положительно или отрицательно влияющие на величину чистой прибыли.
Рисунок 1 – Модель факторного анализа чистой прибыли
Расчеты необходимых показателей для проведения анализа финансовых результатов хозяйственной деятельности проводятся в таблице 7. Для расчета в качестве базисного периода выбран 2006г., отчетного – 2008г.
Таблица 7 - Факторный анализ прибыли за 2006-2008 год (руб)
Наименование показателей | Код строки | 2008г. | 2006г. | Отклонение (+/-) | Уровень в % к выражению в 2008г. | Уровень в % к выражению в 2006г. | Отклонение (+/-) |
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ (Вр) | 10 | 34202373 | 7598627 | 26603746 | 100 | 100 | 0 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ (С) | 20 | 32439016 | 7225615 | 25213401 | 94,84 | 95,09 | -0,25 |
Валовая прибыль | 29 | 1763357 | 373012 | 1390345 | 5,16 | 4,91 | 0,25 |
Коммерческие расходы (КР) | 30 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Управленческие расходы (УР) | 40 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Прибыль/убыток от продажи | 50 | 1763357 | 373012 | 1390345 | 5,16 | 4,91 | 0,25 |
% к получению | 60 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
% к уплате | 70 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Доход от участия в других организациях (Дуч) | 80 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Прочие доходы (ПД) | 90 | 66317 | 7895 | 58422 | 0,19 | 0,10 | 0,09 |
Прочие расходы (ПР) | 100 | 997600 | 524343 | 473257 | 2,92 | 6,90 | -3,98 |
Прибыль/убыток до налогообложения | 140 | 832074 | -143436 | 975510 | 2,43 | -1,89 | 4,32 |
Отложенные налоговые активы (ОНА) | 141 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Отложенные налоговые обязательства (ОНО) | 142 | 30199 | 12353 | 17846 | 0,09 | 0,16 | -0,07 |
Текущий налог на прибыль (ТН) | 150 | 281038 | 11644 | 269394 | 0,82 | 0,15 | 0,67 |
Чистая прибыль/убыток отчетного периода | 190 | 520837 | -167433 | 688270 | 1,52 | -2,20 | 3,73 |
|
|
Факторный анализ прибыли показал, что выручка от продажи в 2008г. выросла более чем на 26 млн. руб. Примерно такой же темп роста показала и себестоимость проданных товаров и услуг. В результате доля расходов на получение продукции в структуре выручки полученной после реализации товара составила примерно 95% как в отчетном, так и в базисном периоде, а на долю валовой прибыли приходится около 5% всей выручки. Специфика производимых товаров и услуг не требует от предприятия производить коммерческие и управленческие расходы, что позволило сохранить уровень прибыли от продаж на уровне 5%.
Анализ показал, что на предприятии наметилась тенденция роста уровня прочих доходов и снижения прочих расходов. В результате в 2008г. доля прочих доходов в структуре выручки составила 0,19%, а прочих расходов 2,92%. Это определило уровень прибыли до налогообложения в размере 2,43% в 2008г. и убытка в размере 1,89% в 2006г. На 0,07% снизился уровень отложенных налоговых обязательств в 2008г. по сравнению с 2006г. ставка налога на прибыль в анализируемом периоде не менялась. Поэтому этот платеж предприятие может регулировать лишь суммой прибыли полученной от хозяйственной деятельности. В структуре выручки в 2008г. доля налога на прибыль составила 0,82%, а в 2006г. – 0,15%.
В результате своей деятельности Ронгинская ПМК 2008г. закончила с прибылью 520 тыс. руб., в то время как в 2006г. она получила убыток в размере 167 тыс. руб. Основным фактором, повлиявшим на финансовый результат организации, являются прочие расходы, уровень которых в 2006г. был в 2 раза выше, чем в 2008г. Этот факт не позволил получить предприятию прибыль до налогообложения, что в конечном итоге вылилось в чистый убыток отчетного периода. Именно устранение этого фактора позволило Ронгинской ПМК в 2008г. получить чистую прибыль.
Наиболее важным показателем эффективности деятельности организации является показатель – «рентабельность активов». В зарубежном менеджменте применяется следующая форма, предложенная специалистами фирмы «Дюпон»:
, где (6)
НРЭИ – (нетто-результат эксплуатации инвестиций) это прибавочная стоимость, образованная в результате хозяйственной деятельности организации.
, где (7)
СПП – стоимость производственного продукта за отчетный период.
СПП в свою очередь определяется по формуле:
, где (8)
Вр – выручка от реализации продукции;
- изменения остатков готовой продукции и незавершенного производства предприятия.
, где (9)
и - соответственно остатки на конец и начало отчетного периода.
МЗ – материальные затраты, т.е. затраты на приобретение необходимых для производства продукции, сырья, полуфабрикатов;
РОТ – расходы на оплату труда;
Осоц. - отчисления на социальные нужды;
Ам – амортизация;
— это 4 элемента себестоимости продукции, работ, услуг предприятия за отчетный период.
Таким образом, в НРЭИ по сути, кроме прибыли входит 5 элемент себестоимости «Прочие затраты».
А – стоимость имущества;
КО – краткосрочные обязательства;
(А-КО) – чистые активы предприятия, т.е. активы, не включающие в себя стоимость имущества, приобретенного на долги предприятия (краткосрочные обязательства).
|
|
Представленную форму расчета Эра, специалисты фирмы «Дюпон» предлагают использовать для управления роста показателем рентабельности актива. Для этой цели они предлагают преобразовать формулу следующим образом: умножить элементы формулы на сомножитель . Под оборотом будет пониматься выручка от реализации продукции.
Преобразование осуществилось следующим образом:
, где (10)
Км – коммерческая маржа, которая в российской практике имеет синоним в виде показателя - рентабельность продаж
Кт – коэффициент трансформации, который в российской практике получил название – оборачиваемость активов
Для наглядности необходимо представить формулу, предложенную фирмой «Дюпон» в виде схемы, на которой отражают положение предприятия по зонам хозяйствования (матрица выбора зон хозяйствования). Схема представлена на рисунке 2.
Км = 20 означает достижение средней нормы данного показателя для отраслей производственной сферы.
Км = 10 – половинная величина рекомендуемой нормы
Кт = 3 – 5 – это диапазон желательных изменений значений данного показателя для отраслей производственной сферы.
Рисунок 2 –График выбора зон хозяйствования
Необходимо отметить, что из-за специфики деятельности у Ронгинской ПМК нет остатков готовой продукции на складе и незавершенного производства. Таким образом, рентабельность активов для рассматриваемого предприятия в течение трех лет имела следующие показатели:
Месторасположение Ронгинской ПМК в матрице выбора зон хозяйствования представлено на рисунке 3.
Рисунок 3 –График выбора зон хозяйствования Ронгинской ПМК ОАО «Марспецмонтаж»
Из расчетов видно, что экономическая рентабельность активов предприятия высокая, и в течение трех лет происходит только увеличение рентабельности. Из графика видно, что предприятие из допустимой зоны хозяйствования в течение 2006-2008г.г. плавно перешло из допустимой зоны хозяйствования в идеальную. По состоянию на 2006г. у Ронгинской ПМК была высокая рентабельность продаж и низкая оборачиваемость капитала. Благодаря правильно выбранной стратегии наращивания выручки от продажи продукции, ПМК уже в 2007г. перешло в идеальную зону хозяйствования, а затем увеличивая темп роста выручки по отношению к материальным затратам в 2008г. удалось повысить рентабельность активов в основном за счет увеличения числа оборотов активов предприятия более чем в 2 раза. В дальнейшем Ронгинской ПМК следует придерживаться выбранной тактики и наращивать в первую очередь рентабельность продаж, не забывая при этом хотя бы удерживать достигнутый уровень оборачиваемости активов предприятия.
|
|